Роль финансов в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

В ходе дипломной работы будут рассмотрены теоретические подходы к обоснованию финансов, также экономическая сущность финансов, их функций в рыночной экономике. Рассмотрена роль финансов в социально экономическом развитии государства и финансовое регулирование, роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян. Рассмотрены перспективы развития финансовых отношений и роль налогов в среднесрочный период. Также будет рассмотрен зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию финансов, как экономической категории.
1.1. Экономическая сущность финансов, их функции в рыночной экономике.
1.2. Дискуссионные вопросы сущности и функции финансов в отечественной и зарубежной литературе.
Глава 2. Роль финансов в социально-экономическом развитии государства.
2.1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
2.2. Влияние финансов на инновационное развитие государства.
2.3. Роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян.
Глава 3. Перспективы развития финансовых отношений в РФ в среднесрочный период.
3.1. Формирование программного бюджета, реализация бюджетной реформы, активизация роли налогов в среднесрочном периоде (2012 – 2014 гг.).
3.2. Зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.
Заключение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

На первом этапе реализации Стратегии политика в отношении  науки и образования будет  направлена на повышение эффективности  их функционирования с перераспределением средств с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. На этом этапе также должна быть осуществлена эффективная интеграция российской науки в мировое научное сообщество.

На втором этапе реализации Стратегии (2014 - 2020 годы) доля расходов на инновации в бюджете страны будет увеличиваться. Кроме того, предусматривается рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов, предусматриваемых для поддержки бизнес-проектов, существенно увеличится финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры).

На втором этапе реализации Стратегии предполагается полностью  сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.

Также предусматривается увеличение поддержки продвижения российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнес-структур.

Предполагается обеспечение опережающего роста расходов на обновление научной и приборной базы, усиление роли институтов развития в финансировании исследований и разработок и продолжение увеличения программной составляющей в бюджетных расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества ресурсы будут сконцентрированы на ограниченном количестве проектов международной кооперации на основе разделения рисков.

Одним из основных условий перехода экономики на инновационный путь развития является повышение инновационной активности бизнеса.

Система государственного управления и предоставления государственных  услуг населению должна быть модернизирована  в соответствии с требованиями инновационного развития.

В системе государственного управления продолжится внедрение инновационных технологий в том числе в рамках создания электронного правительства. С помощью современных технологий управления предполагается пересмотр способов и инструментов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.

Для этого на основе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом  Российской Федерации 7 февраля 2008 г., будет реализовываться государственная программа Российской Федерации «Информационное общество  
(2011 - 2020 годы)», в рамках которой предусмотрены необходимые мероприятия по завершению перевода услуг, предоставляемых органами власти населению, в электронную форму, развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, внедрению информационных технологий в систему государственного управления и повсеместному внедрению электронного документооборота.

Повышение качества предоставления государственных  услуг станет возможным при условии широкого внедрения принципа «одного окна», в соответствии с которым у граждан появится возможность получения полного комплекса услуг в одном месте. Во всех субъектах Российской Федерации планируется создать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить создание и эффективное функционирование порталов государственных и муниципальных услуг, а также возможности получения широкого перечня государственных услуг и совершения юридически значимых действий в электронной форме с использованием универсальной электронной карты. Разветвленная региональная сеть многофункциональных центров будет формироваться не только на уровне региона в целом, но и отдельно взятого муниципального образования.

В рамках формирования государственной автоматизированной информационной системы «Управление» будут созданы эффективные механизмы обмена информацией в системе государственных органов в режиме реального времени и формирования общедоступных информационных ресурсов по различным направлениям реализации государственной политики. Будет достигнут качественно иной уровень открытости для общества информации о деятельности органов власти. Будет обновляться кадровый состав государственных органов за счет постоянного обмена с частным сектором и сектором некоммерческих организаций квалифицированными специалистами, способными эффективно использовать в государственном управлении новые технологические и управленческие решения.

Предусматривается модернизировать  систему переподготовки и повышения  квалификации государственных служащих, в частности:

  • создать систему стимулирования сотрудников органов государственного управления всех уровней к прохождению переподготовки и повышению квалификации, а также возможности для получения государственными служащими длительных (до 2 лет) отпусков с сохранением содержания и должности для прохождения очного обучения в магистратуре по программам 2-го высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе в зарубежных университетах;
  • модернизировать систему повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений. Важнейшими направлениями повышения квалификации станут обеспечение освоения современных информационных и управленческих технологий, в том числе технологий электронного документооборота, управления знаниями, а также осуществление механизмов государственной поддержки инноваций и закупок инновационной продукции. Будет создана система оценки квалификации государственных и муниципальных служащих, сотрудников государственных и муниципальных учреждений в части соответствующих навыков.

К системе государственной  власти, также как к науке, образованию  и бизнесу, будут предъявляться  требования к ее открытости для общества, в том числе в плане обеспечения иностранных пользователей необходимым объемом актуальной информации о реализуемой политике.

Для этого будет обеспечен перевод  на английский язык нормативных правовых актов, затрагивающих интересы потенциальных  зарубежных инвесторов, и их размещение в сети Интернет. Органам государственной власти, ответственным за выработку государственной политики, необходимо создать в 2012 году англоязычные версии своих сайтов в сети Интернет.

В целях обеспечения общения  с иностранными коллегами планируется  рассмотреть вопрос о целесообразности включения в квалификационные требования для занятия должностей государственной службы главной и высшей группы знание иностранного языка на соответствующем уровне.

Кроме того, предполагается создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества. Это направление будет в основном реализовываться в рамках проводимых мероприятий по административной реформе.

Основными направлениями развития финансовой инфраструктуры поддержки инновационных проектов станут:

  • преодоление дефицита инновационных проектов, приемлемых для финансирования венчурными фондами в рамках деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и фондов посевных инвестиций;
  • постепенное увеличение объема частных инвестиций в инновационных проектах, реализуемых с использованием государственных средств, в том числе за счет совершенствования механизмов выхода государственных институтов развития из инновационных проектов, а также увеличение требований по привлечению частного капитала к вновь создаваемым с участием государства венчурным фондам с одновременным совершенствованием системы нематериальной поддержки создания и работы таких фондов;
  • увеличение в 2011 - 2013 годах доли расходов на предоставление льготных кредитов на реализацию инновационных проектов в общем объеме расходов в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» до  
    30 - 40 процентов, а также доли средств, выделяемых целевым образом на поддержку проектов в сфере высоких технологий и инноваций, в общем объеме расходов государственной корпорации «Банк развития  
    и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до  
    15 -20 процентов. Также будет обеспечено определение квот на предоставление гарантий в целях поддержки инновационных проектов в рамках гарантийных фондов, создаваемых в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • создание фондов прямых инвестиций в инновационные проекты и предприятия высокотехнологичных секторов экономики с участием государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в том числе проектов, профинансированных фондами, получившими поддержку из средств открытого акционерного общества »Российская венчурная компания», на предыдущей стадии инновационного цикла;
  • формирование эффективной координации деятельности институтов развития, направленной на поддержку инновационных проектов с целью формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки на всех стадиях инновационного процесса, в том числе в рамках многостороннего соглашения о взаимодействии институтов развития в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. Это направление должно обеспечить комплексное использование финансовых и нефинансовых инструментов государственной поддержки инновационных проектов в зависимости от потребностей бизнес-сообщества.

Выстраивание цепочки  непрерывного финансирования будет  происходить параллельно с разграничением компетенции институтов развития по типам финансируемых инновационных  проектов и совершенствованием отраслевой и технологической приоритезации деятельности институтов развития. Будут сформированы принципы трансфера технологий и управленческих компетенций, обязательные к применению при финансировании проектов, фондов и программ в иностранных юрисдикциях. С целью оптимального использования ресурсов институтов развития будет организовано взаимодействие на стыках зон ответственности институтов развития по мере развития проектов и компаний, их реализующих.

В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне будут реализовываться следующие меры:

  • регулярная разработка и реализация программ развития конкуренции субъектов Российской Федерации;
  • финансовая поддержка организаций малого и среднего бизнеса для выполнения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оказания инжиниринговых услуг, проведения маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции и выхода на внешние рынки, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса (наращивание к 2015 году доли соответствующих расходов на поддержку малого и среднего бизнеса до 40 - 50 процентов);
  • предоставление финансовой и имущественной поддержки создания и развития объектов инновационной инфраструктуры;
  • поддержка и развитие инфраструктуры широкополосного доступа  
    к сети Интернет и ликвидация неравенства субъектов Российской Федерации в возможностях использования информационно-коммуникационных технологий;
  • стимулирование создания дистанционных образовательных программ различного уровня сложности и культурно-познавательного контента, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • развитие возможностей для совместной удаленной работы, основанной на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;
  • обеспечение условий для получения гражданами и организациями государственных услуг в электронном виде;
  • стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • реализация программ и проектов инновационного развития наукоградов Российской Федерации и территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала;
  • предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;
  • поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий;
  • содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности.

Реализация региональной инновационной стратегии будет  направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры - научно-исследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями.

Формирование инновационной  инфраструктуры будет происходить  при поддержке, осуществляемой путем  выделения на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации. Формирование соответствующих компонентов позволит упростить обеспечение непрерывного инновационного цикла от исследований до коммерциализации для создаваемых и растущих компаний, облегчить выход создаваемой инновационной продукции на региональные, российские и международные рынки. Принципиальным является вовлечение всех субъектов Российской Федерации с учетом степени развития научно-образовательного комплекса и инновационного предпринимательства в формирование базовой инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства.

В соответствии с бюджетными посланиями Президента Российской Федерации  «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» 13 и «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» будет обеспечено оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики и формированию инновационных кластеров. На федеральном уровне постепенно должны разрабатываться и вводиться меры по поддержке соответствующих региональных программ и инициатив.

Финансовое обеспечение  Стратегии формируется исходя из планируемых расходов федерального бюджета на развитие экономики знаний, развитие (создание, внедрение) новых  технологий, формирование необходимых  для инновационного развития компетенций в приоритетных сферах экономического развития в рамках соответствующих государственных программ, расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также из внебюджетных источников.

Расходы федерального бюджета  на реализацию Стратегии в период до 2020 года не должны быть ниже текущего объема расходов федерального бюджета на инновационное развитие.

 

2.3. Роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян.

 

Качество жизни – это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни.

Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии государства