Роль финансов в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

В ходе дипломной работы будут рассмотрены теоретические подходы к обоснованию финансов, также экономическая сущность финансов, их функций в рыночной экономике. Рассмотрена роль финансов в социально экономическом развитии государства и финансовое регулирование, роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян. Рассмотрены перспективы развития финансовых отношений и роль налогов в среднесрочный период. Также будет рассмотрен зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию финансов, как экономической категории.
1.1. Экономическая сущность финансов, их функции в рыночной экономике.
1.2. Дискуссионные вопросы сущности и функции финансов в отечественной и зарубежной литературе.
Глава 2. Роль финансов в социально-экономическом развитии государства.
2.1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
2.2. Влияние финансов на инновационное развитие государства.
2.3. Роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян.
Глава 3. Перспективы развития финансовых отношений в РФ в среднесрочный период.
3.1. Формирование программного бюджета, реализация бюджетной реформы, активизация роли налогов в среднесрочном периоде (2012 – 2014 гг.).
3.2. Зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.
Заключение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее обоснованной является трактовка качества жизни  населения с позиций понимания  сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во всё более широких границах природных условий путём созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей14.

Качество жизни определяется, прежде всего: первым фактором, присущими определённому человеку (или социуму) внутренними возможностями осуществлять жизненные процессы - жизненным потенциалом. Вторым фактором качества жизни являются процессуально-результативные характеристики жизнедеятельности по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Третьим фактором качества жизни выступают внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов. Они должны быть такими, чтобы жизненные функции первой направленности могли осуществляться безусловно, а функции второй направленности имели бы значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и готовы приложить для этого необходимые усилия.

При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные и субъективные.

  • объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные.
  • субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональные.

Кроме данных индикаторов  выделяют так же несколько показателей, которые можно сгруппировать  по ряду признаков.

В зависимости от иерархического уровня:

  • макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.;
  • микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.

В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:

  • прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;
  • косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.

В зависимости от характера  расчета:

  • уровневые (абсолютные значения);
  • структурные (составляющие уровневых показателей);
  • динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).

В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей:

  • физические потребности;
  • духовные (интеллектуальные) потребности;

социальные потребности.

 

в % к

Соответствующему периоду прошлого года

Предыдущему 
периоду

2011 год 

январь

100,5

53,0

февраль

100,3

123,0

март

97,6

99,7

I квартал

99,4

75,7

апрель

98,6

109,6

май

96,2

90,7

июнь

101,6

110,7

II квартал

98,9

113,2

июль

101,2

99,2

август

101,6

95,4

сентябрь

103,0

102,7

III квартал

101,9

100,4

октябрь

98,5

101,0

ноябрь

101,7

102,2

декабрь

103,6

144,3

IY квартал

101,5

118,1

Год

 

100,4

2012 год

январь

100,6

51,5

февраль

101,9

124,5

март

102,1

100,0

I квартал

101,6

75,7

апрель

101,1

108,5

май

104,9

94,2

июнь

106,4

112,2

II квартал

104,1

116,0

июль

103,2

96,2

август

108,0

99,9

сентябрь

104,4

99,3

III квартал

105,2

101,4


 

Таблица 2. Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации15.

 

Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата в ноябре 2012г., по оценке, составила 27607 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 14,2%, в январе-ноябре 2012г. - также на 14,2%.

 

 

 

Рисунок 1. Реальные располагаемые  денежные доходы населения.

 

На сегодняшний день наиболее перспективным методом при оценке качества жизни населения представляется социологический метод, позволяющий получить богатую информацию о социальной дифференциации качества жизни, о проблемах удовлетворения специфических потребностей различных групп и слоев населения.

Анализ полученной в  ходе социологических опросов информации позволяет  получить более детальную картину функционирования социальных служб, оказывающих непосредственное влияние на жизнь российского населения.

Социологические исследования являются в настоящее время тем методологическим инструментарием, который позволяет через частные мнения и суждения населения определить болевые точки в социальной инфраструктуре, наметить пути их преодоления.

Менее перспективным, но так же востребованным в настоящее время, является статистический метод исследования. Предметом статистического метода является детальное изучение социально-демографических процессов. Экономическая статистика рассматривает экономические явления в тесной взаимосвязи с социальными процессами, и одни и те же показатели могут быть использованы для анализа как экономических, так и социальных аспектов. Например, показатели оплаты труда характеризуют, с одной стороны, затраты на производство (экономический фактор), а с другой - процесс распределения доходов (социальный фактор).

Экономико-математический метод исследования заключается  в построении модели (образа реального  процесса или явления), т. е. возможности  изучения реального процесса не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного.

Итак, при оценке качества жизни  одним методом не обойтись, поэтому используется несколько  методов исследования. Данные методы позволяют получить богатую информацию о качестве жизни, о проблемах удовлетворения потребностей различных групп и слоев населения.

Одним из самых важных методов выступает индекс развития человеческого потенциала.

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) является экономическим  индексом, применяемым для характеристики качества жизни в различных странах.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8-1), средний (0,5-0,8) и низкий (0-0,5) уровень.

ИРЧП включает в себя три показателя:

  • средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) - оценивает долголетие;

 

 

 

 

 

Годы

Низкий вариант прогноза

Средний вариант прогноза

Высокий вариант прогноза

Мужчины и женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины и женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины и женщины

Мужчины

Женщины

2013

68,9

62,9

74,9

70,5

64,6

76,3

70,8

65,0

76,5

2014

68,9

63,0

75,0

70,7

64,8

76,5

71,2

65,4

76,8

2015

69,0

63,1

75,0

70,9

65,0

76,6

71,5

65,8

77,1

2016

69,1

63,2

75,1

71,1

65,3

76,8

71,9

66,1

77,4

2017

69,2

63,4

75,2

71,4

65,6

77,0

72,2

66,5

77,7

2018

69,3

63,5

75,2

71,5

65,8

77,1

72,5

66,9

77,9

2019

69,3

63,5

75,2

71,7

66,0

77,2

72,8

67,2

78,1

2020

69,4

63,6

75,2

71,8

66,2

77,3

73,1

67,6

78,3




 

Таблица 3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении16.

 

  • уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся;
  • уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения.

Долголетие характеризует  способность прожить долгую и  здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовым показателем долголетия  является ожидаемая продолжительность жизни, характеризующаяся средней продолжительностью предстоящей жизни при рождении. Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

Образованность рассматривается  как способность к получению  и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого  населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития.

Уровень жизни характеризует  доступ к материальным ресурсам, необходимым  для достойного существования, включая  «ведение здорового образа жизни, обеспечение  территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор.

Модернизация России потребует наличия широкой и  постоянно увеличивающейся прослойки  среднего класса со всеми ее атрибутами – качественным образованием, участием в работе местных органов управления, возможностью осуществлять инвестиции в различные сберегательные программы, приобретать комфортабельное жилье, путешествовать по России и за рубежом, а также наличием благоприятных условий для воспитания детей. На сегодняшний день не более 15-20% российских семей соответствуют этим критериям и могут быть отнесены к среднему классу.

Цель правительства  России – к 2020 году увеличить долю семей, принадлежащих к среднему классу, до 50%.

Большие сплоченные семьи  всегда были оплотом российского  общества, российской культуры. Политические инициативы, направленные на поддержку и укрепление семей, имеют решающее значение для развития нашей страны. Здесь подразумеваются программы, охватывающие период до рождения ребенка, программы развития дошкольников, а также обеспечение школьного и дополнительного образования высокого уровня, качественных медицинских услуг и оптимальных условий для жизни семьи. Важное значение имеют пенсионная реформа и программы поддержки пенсионеров.

Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии государства