Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:39, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность косвенных налогов;
- проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
- изучить проблемы и выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
Информационную базу работу составили данные по налоговым сборам в республике Адыгея.
29
Введение
Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Одним из важнейших инструментов осуществления финансовой политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является переменным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка.
Становление системы косвенного налогообложения в процессе историко-экономического развития общества и зарубежный опыт в области косвенного налогообложения заслуживают должного изучения.
Одно из ведущих мест в системе косвенного налогообложения отводится налогу на добавленную стоимость, так как удельный вес НДС в доходной части бюджета составляет значительную долю.
Актуальность темы «Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджета» заключается в том, что косвенные налоги занимают стратегическое место в системе налогообложения, являясь в тоже время предметом ожесточенных споров и дискуссий по поводу действующей практики исчисления и взимания. В связи с этим возникает ключевая проблема собираемости косвенных налогов (неплатежи), а так же ряд других проблем, заслуживающих всеобщего внимания и обсуждения.
Предметом исследования курсовой работы является роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджета.
Объектом исследования выступают косвенные налоги и доход от них.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность косвенных налогов;
- проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
- изучить проблемы и выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
Информационную базу работу составили данные по налоговым сборам в республике Адыгея.
Глава 1. Теоретические аспекты косвенного налога
1.1 Становление системы косвенного налогообложения в процессе историко-экономического развития общества
Налоги применялись еще на заре человеческой цивилизации. Они являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.
В развитии методов взимания налогов можно выделить три этапа. На первом этапе – от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за сбором налогов. И третий этап, современный этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения со временем успели выработаться.
Старейшими формами косвенного налогообложения являются таможенные пошлины и акцизы, первые упоминания о них относятся к эпохе Древнего Рима.
В V-IV в.в. до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки.
Издавна у русских существовало правило взимать «мыт», или «мыто»- сбор за провоз товаров через заставы. Финансовая система Руси стала складываться с IX века. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» – за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.
В XII- начале XIII в.в. государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы, феодалы, на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения.
С 1555 года в Москве частные лица платили казне за право выделки алкогольных напитков пошлину – «явку». Монастыри до конца XVII века «курили» вино свободно и «явку» на принадлежавших «черному воинству» землях взимали в свою пользу /8, с 2-3/.
В конце XVII – начале XVIII веках в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, то есть от него освобождались товары, идущие на экспорт
Косвенные налоги давали 42 % в 1764 г. и 43 % в 1794 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. Питейный доход издавна играл большую роль в русском государственном бюджете. В 1819 г. питейные сборы составляли 16 % всех поступлений в бюджет, в 1826 г. – уже 21 %, а в 1858 г. – 33 % общей суммы сборов. Если же взять валовую откупную сумму за 1859 – 1863 г.г., то вместе с выручкой она составила 46 % общих поступлений в государственный бюджет.
С середины XIX века на таможенные сборы, включая пошлины, был установлен по аналогии с акцизами бандерольный порядок обложения, позволявший учитывать движение ввозимых товаров во внутренних товарных потоках, предотвращать контрабанду.
С шестидесятых годов XIX века и до начала Первой мировой войны питейные сборы составляли треть всех поступлений в государственную казну, утроившись при этом за указанный срок в натуральном исчислении.
В XIX веке среди косвенных налогов крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров.
В начале XX века в системе российских государственных доходов таможенные сборы сыграли крупную роль, занимая второе место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками.
В послереволюционной России и в дальнейшем в СССР процесс становления и развития таможенного дела носил сложный и противоречивый характер. В период НЭПа была сделана попытка установить налоговую систему. Но наша финансовая система от налогов перешла к административным мерам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет.
В ходе налоговой реформы 1930 г. был введен налог с оборота, который применялся по 1991 г. включительно. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали бюджету в 1930 г. 61,6 % всех доходов, в том числе акцизы – 29 % и промысловый налог – 21,5 %. / 6, с. 49-50/
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения российского государства.
1.2 Зарубежный опыт в области косвенного налогообложения
В настоящее время несомненный интерес для России, представляет анализ опыта развитых стран в использовании налога на добавленную стоимость как части системы налогов на потребление. Это происходит из-за того, что система кредитно – денежного обращения ограничено, связана с состоянием государственных финансов и их центрального звена – государственного бюджета.
В соответствии с международной практикой в число налогов на потребление включаются три косвенных налога: налог на добавленную стоимость, налог с продаж и налог с оборота. Решающую роль среди налогов на потребление в развитых странах в современный период играет НДС. Поэтому особый интерес вызывает анализ конкретной практики использования этого налога в современной налоговой системе развитых стран. Наибольшую роль НДС играет в налоговой системе стран ЕС. В программе унификации в рамках этой организации проблемы НДС занимают одно из центральных мест. Более того, наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации. . В ретроспективе некоторые ведущие страны ЕС, (например Франция) к началу формирования Общего рынка отличались широким использованием косвенных налогов. И поэтому наиболее приемлемым вариантом в постепенном сближении налогообложения стран ЕС – это рассматривалось в качестве одной из важных задач с самого начала интеграционных процессов в Западной Европе – виделся путь формирования единых основ косвенного обложения; применительно к налогам на потребление, важнейшая роль отводилась унификации в использовании НДС. За весь период западноевропейской интеграции унификация косвенного налогообложения и особенно НДС продвинулась достаточно далеко.
Во Франции налог на добавленную стоимость является основным и дает наибольшие налоговые поступления в бюджет страны. НДС исчисляется на каждой стадии производства и обращения в виде разницы между налогами, взимаемыми при продаже товара и при покупке материальных ценностей, использованных при его изготовлении. От НДС освобождаются экспортные операции, медицинское обслуживание, оборудование, страхование, лотереи и так далее.
В Германии налоговая система состоит из тридцати восьми видов налогов, за счет которых формируется от 60 до 80 % всех ее доходов: 54 % составляют косвенные налоги и 46 % - прямые налоги. Ставка налога составляет 14 % и 7 % .
Анализ свидетельствует о наличии достаточно высоких ставок НДС в странах ЕС. В некоторых из этих стран (например, в Швеции, Финляндии, Дании) эти ставки превышают максимальные ставки, рекомендуемые руководящими органами ЕС. Что касается западноевропейских стран, не входящих в ЕС, то ставки НДС в них весьма различны (в Норвегии до 1 января 1955 – 22 %, в последующий период – 23 %; в Швейцарии – 6,5 %) .
В Великобритании НДС был введен с апреля 1973 г., все нормативные документы, по которому были сведены позднее в единый Законодательный акт о налоге на добавленную стоимость, принятый в 1983 г. В настоящее время действуют две ставки НДС - стандартная - 15 % и нулевая – 0 %. Стандартная ставка может быть изменена Актом о финансах, ежегодно принимаемых парламентом. Нулевая ставка означает, что товар подпадает под обложение НДС, но налоговый оклад рассчитывается по ставке 0 %. Суть применения нулевой ставки состоит в том, что лицо, реализующее товар, имеет право зарегистрироваться как плательщик НДС и потребовать возврата уже уплаченных сумм по налогу на добавленную стоимость. /4, с. 4-9/
НДС входит в компетенцию Департамента таможни и акцизов Великобритании, являющегося структурным подразделением Министерства Финансов и возглавляющего таможенную службу Великобритании. На местах контроль осуществляют территориальные офисы НДС, главной задачей которых является проверка правильности начисления налога на добавленную стоимость и своевременного перечисления налога в бюджет; на них же возложены функции сбора информации и обработки деклараций.
Вся система контроля за поступлениями от НДС основана на обязанности налогоплательщиков зарегистрироваться. Регистрации подлежат все предприниматели путем заполнения и передачи в территориальный офис формы № 1 по уплате НДС.
Налоговая система США чем-то схожа с Российской и состоит из федеральных налогов, налогов штатов и налогов местных органов власти. Федеральный бюджет практически полностью формируется за счет налоговых поступлений. Доля поступления от акцизов и таможенных пошлин в целом не велика, около половины всех акцизов приходится на вино – водочные и табачные изделия /3, с.222/ . В США отсутствует налог на добавленную стоимость, но ставка родственного налога с продаж колеблется по штатам от 3 до 8,25 %.
В ходе широкомасштабной налоговой реформы, проведенной администрацией президента Рейгана в первой половине 1980-х годов, были значительно сокращены такие ведущие прямые налоги, как налог на прибыль и индивидуальный подоходный налог, но косвенное обложение было затронуто слабо и никаких шагов по введению НДС предпринято не было.
Крайне серьезное и опирающееся на широкую поддержку сопротивление было оказано введению НДС в Японии. Против этого налога был выдвинут ряд серьезных возражений; прежде всего, осуждалось вызываемое этим налогом повышение цен и соответственно сужение платежеспособного спроса; подчеркивалось, что НДС ставит в невыгодное положение трудоемкие производства, а также компании с высокой прибыльностью, особенно крупные. Все эти возражения заставили правительство Японии долго медлить с введением этого налога; когда же оно пошло на эту меру, ответом была широкая отрицательная реакция общественности страны, выразившаяся в частности в подрыве политического авторитета правящей либерально – демократической партии /5/.
Информация о работе Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджета