Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:39, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность косвенных налогов;
- проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
- изучить проблемы и выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
Информационную базу работу составили данные по налоговым сборам в республике Адыгея.
В России применяются следующие виды ставок пошлин:
- адвалорные;
- специфические;
- комбинированные.
Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости, облагаемых товаров.
Специфические ставки начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров.
Комбинированные ставки представляют собой сочетание адвалорных и специфических ставок.
В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительству РФ предоставлено право устанавливать сезонные пошлины. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров.
В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут применяться особые виды пошлин:
- специальные;
- антидемпенговые;
- компенсационные.
Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ могут нанести или угрожать нанесением ущерба отечественным производителям подобными или непосредственно конкурирующими товарами
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.
Законом «О таможенном тарифе» установлены условия предоставления тарифных льгот, или тарифных преференций, которые не могут носить индивидуального характера.
От уплаты таможенной пошлины в частности освобождаются транспортные средства, которые осуществляют международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути. /13, с. 92-95/.
Не платится таможенная пошлина по товарам, подлежащим обращению в собственность государства, а также ввозимые и вывозимые в качестве гуманитарной и безвозмездной помощи, в благотворительных целях, в целях ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных платежей. В случае предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных платежей, срок этой рассрочки или отсрочки платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.
Объектом обложения таможенной пошлиной признаны товары, перемещаемые через таможенную границу России. Налоговой базой является их стоимостные либо натуральные показатели.
Сроком уплаты таможенных платежей является дата принятия таможенной декларации к таможенному оформлению. Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товара.
Важным элементом любого налога являются налоговые льготы, которые применительно к таможенной пошлине называются тарифными льготами и не могут носить индивидуального характера. Основной вид тарифных льгот – освобождение от уплаты пошлины.
Таможенные платежи, в отличие от других налогов, уплачиваются непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, - государственному предприятию связи, который перечисляет затем указанные платежи на счета таможенных органов. Плательщиком таможенной пошлины являются или непосредственно декларант, или другое лицо. В соответствии с Таможенным кодексом РФ любое зарегистрированное лицо имеет право платить таможенные платежи, за исключением отдельных случаев, не предусмотренных кодексом.
Таможенная пошлина может уплачиваться как в валюте РФ так и в иностранных валютах, курсы которых котируются банком России. Около половины суммы таможенных пошлин участниками внешнеэкономической деятельности уплачивается в иностранной валюте.
Не подлежат налогообложению операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):
- хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
- детской одежды и обуви;
- лекарств, протезно-ортопедических изделий;
- жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
- зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;
- путёвок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемые инвалидам;
- товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;
- услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операций по реализации входных билетов и абонементов;
- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
- услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования, а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом; и другие.
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю.Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в размере не выше 5 %.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Уплата налога осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог подлежит уплате по месту осуществления операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, оплачивает налог на территории того субъекта РФ, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг) /9/.
2.1 Удельный вес косвенных налогов в доходной части бюджета Республики Адыгея за 2010-2011 года
В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся:, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности, а так же налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. /11, с. 576/
Рассмотрим и сравним фактические поступления налоговых доходов в республиканский бюджет за 2010-2011 года.
|
| ||
| факт на 01.12.2010 | факт на 01.12.2011 |
|
Налог на прибыль | 709414 | 1010384 | |
НДС | 655702 | 985953 | |
Акциз на алкогольную прод | 175674 | 218451 | |
в т. ч. акциз на спирт | 41 |
| |
акциз на вино | 53811 | 79669 | |
акциз на пиво | 22793 | 29591 | |
акциз на алк свыше 25% | 99072 | 109150 | |
акциз на алк от 9 до 25% | -2 |
| |
НДПИ | 6904 | 10220 | |
Прочие налоги и сборы | 7655 | 70 | |
ИТОГО | 1731064 | 2443488 |
В территориальный бюджет Республики Адыгея на 01.12.10 года поступило 3807,6 млн. руб., с темпом роста 116%. Прогнозные показатели исполнены на 103%. Исходя из приведенной таблицы можно судить, что на первом месте по сбору средств среди косвенных налогов в Республике Адыгея находится налог на прибыль. Благодаря ему в республиканский бюджет в 2010 году поступило 709414 тыс. руб. Так же значительную роль играют такие налоги как НДС и акцизы на алкогольную продукцию. Доход от НДС составил 655702 тыс. руб. , от акцизов на алкогольную продукцию 175674 тыс. руб. (рисунок 1)
Рисунок 1- Структура поступлений налоговых доходов в республиканский бюджет в 2010 году
В январе-ноябре 2011 года в федеральный бюджет доходов, администрируемых налоговыми органами, поступило в сумме 1069,3 млн. руб., что в 1,5 раза или на 348,9 млн. руб. больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Основная масса среди доходов косвенных налогов обеспечена поступлениями налога на прибыль, составила 1010384 тыс. руб. Темп в %, относительно 2010 г. составил 142. Сборы от НДС выросли на 33025 тыс. руб. Практически в два раза возросли поступления от налога на добычу полезных ископаемых (6904 тыс. в 2010 г. , 10220 тыс. в 2011 г.) (рисунок 2)
Рисунок 1- Структура поступлений налоговых доходов в республиканский бюджет в 2011 году
Проанализировав приведенные данные можно сделать вывод о том, что в налоговых доходах бюджета Республики Адыгея сохраняется весьма высокая доля поступлений от косвенных налогов. На основе приведенной информации можно понять, что такая ситуация во многом связана с тем, что косвенные налоги традиционно стабильны и характеризуются достаточно высоким уровнем собираемости. /7/
2.2 Роль контрольных органов в мобилизации косвенных налогов в бюджет Республики Адыгея
Ответственная задача стоит перед работниками налоговых органов Республики Адыгея – обеспечить в полном объеме наполнение государственного и регионального бюджета.
Реализация налоговых отношений в силу их специфики требует специального вида государственного контроля – налогового. Только эффективный, осуществляемый на постоянной основе налоговый контроль может обеспечить неукоснительное соблюдение налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений.
Так уж сложилось, что успешную работу налоговиков в первую очередь оценивают по количественным показателям и рост налоговых поступлений в Республике Адыгея выше среднероссийского уровня. Так же нужно отметить сознательное отношение к исполнению своих обязанностей налогоплательщиков. На сегодняшний день можно с радостью констатировать тот факт, что укрепляется такое понятие, как «добросовестный налогоплательщик». Это подтверждается собираемостью налогов. Если буквально 10 лет назад многие налоговые термины и процедуры для граждан как республики, так и всей страны были не всегда понятны, то сегодня осознание того, что налоги платить нужно, уже неразрывно связано с образом жизни современного россиянина. Не малую роль в этом сыграло правильно выстроенная информационно-сервисная работа сотрудников налоговой службы, в том числе с помощью Интернет - технологий. /2, с. 3-2/
Одной из приоритетных задач является развитие бесконтактных способов работы с налогоплательщиками. В последнее время налоговая служба активно осваивает интернет-технологии, вводит электронные сервисы для налогоплательщиков. Платить налоги должно быть легко и удобно. На данный момент существует сайт (www.r01nalog.ru) где есть 23 онлайн сервиса, с помощью которых можно заполнить и подать декларацию о доходах, узнать о текущем состоянии дел, обратиться в инспекцию. А в дальнейшем планируется, что информационный сервер позволит полностью автоматизировать все процессы, связанные с налоговым администрированием. Такой переход позволит сократить, а в дальнейшем и исключить непосредственные контакты работников налоговых органов с гражданами и представителями организаций при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг.
Но и живое общение никто не отменяет. В управлении и в каждой инспекции работают консультационно-справочные телефоны, телефоны доверия. /17/
За последние годы Служба коренным образом изменила стратегию планирования контрольной работы. Всесторонний анализ деятельности налогоплательщика с использованием информации из федеральных органов власти и иных источников позволил перейти от всеохватного контроля к точечным высокоэффективным выездным проверкам. В результате действий по выездным проверкам дополнительно мобилизовано в бюджет Республики Адыгея 209,6 млн рублей с темпом роста 117% или 64,5% от общей суммы доначислений (324,9 млн рублей). При отборе объектов для проведения выездных проверок налоговые органы ориентированы на снижение административного давления на малый бизнес. В порядке выездного контроля количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снижено на 23% (с 79 до 61).
Приоритетная роль в решении проблемы повышения эффективности налогового контроля в республике отводится камеральной налоговой проверке, которая практически является всеобъемлющей формой налогового контроля, зачастую не уступающей по степени эффективности выездным проверкам. При этом охват налогоплательщиков данными проверками приближается к 100-процентному. Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, как средство контроля правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации. При этом не просто осуществляется контроль за правильностью арифметических подсчётов, а именно оценивается достоверность показателей налоговой отчётности на основе всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, в том числе полученной из внешних источников, и применения методов, базирующихся на системе косвенных индикаторов налоговой базы. Во-вторых, камеральные проверки используются как основное средство целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Учитывая, что выездные налоговые проверки являются наиболее трудоёмкой формой налогового контроля, Министерство нацеливает налоговые органы на назначение таких проверок в случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны и для проведения контрольных мероприятий требуется присутствие налогового инспектора на проверяемом объекте. /20/
Информация о работе Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджета