Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:39, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность косвенных налогов;
- проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
- изучить проблемы и выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
Информационную базу работу составили данные по налоговым сборам в республике Адыгея.
Рисунок 4- Основные показатели камеральных проверок по Республике Адыгея за 2008-2009 гг.
Как мы видим, по результатам контрольной работы, проведённой налоговыми органами по Республике Адыгея за 2008 год, сумма доначислений по итогам камеральных проверок составила – 372514 тыс. рублей. В 2009 году сумма доначислений составила – 261150 тыс. рублей.
Рисунок 5- Диаграмма результативности проведенных проверок
На данной диаграмме мы видим, что за 2008 год проведено - 119326 камеральных налоговых проверок. Из них, выявившие нарушения – 5605 проверок. В 2009 году всего проведено проверок – 134089. Число выявивших нарушения составило – 3316 проверок.
Мы видим, что количество проверок в 2009 году по отношению к 2008 увеличилось, однако количество проверок, выявивших нарушения, сократилось, чем и было вызвано сокращение суммы доначислений за 2009 год, по сравнению с 2008. Таким образом, несмотря на возросшую активность работы ИНФС (увеличение количества проведенных камеральных проверок в 1.12 раз), сумма доначислений уменьшилась (в 1.42 раз). /19/
При оценке эффективности работы налоговых органов Республики Адыгея используются три показателя:
- уровень выполнения прогнозных заданий за отчётный период;
- рост суммы налоговых платежей за отчётный период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;
- собираемость налогов как отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме начисленных платежей.
Совершенствование методов обслуживания налогоплательщиков — один из приоритетов Федеральной налоговой службы. С этой целью разработана Концепция по организации работы с налогоплательщиками, в которой учтены собственный опыт, а также лучшие мировые практики. Реализация Концепции рассчитана на 2011—2015 гг. В частности, в ней предусматривается политика адресного информирования налогоплательщиков — с учетом особенностей, потребностей и возможностей различных групп, включая представителей малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, школьников и подростков. Адресность будет обеспечиваться за счет использования целого арсенала средств: проведения круглых столов, семинаров и вебинаров, специальных акций.
важнейшим критерием работы налоговых органов является достижение уровня индикативных показателей. При этом, акцент был сделан на то, что индикативные показатели должны быть не только выполнены, но и должны отражать реальную картину показателей экономического развития региона или отрасли, то есть быть адекватными экономической ситуации.
Вопрос повышения качества прогнозирования и выполнения установленных ИПП в настоящее время особенно важен, и для этого необходимо лучше анализировать ситуацию в регионе, тесно работать с налогоплательщиками, местными органами власти. Ведь от точности и объективности расчётов, от правильного понимания экономической ситуации и возможностей налогового администрирования зависит исполнение, как федерального бюджета, так и бюджета республики.
Еще одним из важных направлений в настоящее время является модернизация автоматической информационной системы, по всей стране организуется около 10 центров обработки данных, в которые будет стекаться информация, как из территориальных налоговых органов, так и других государственных структур и ведомств, что приведет к созданию единой и единообразной базы данных. /18/
Глава 3. Пути совершенствования косвенного налогообложения в современных условиях
3.1 Проблемы собираемости косвенных налогов в Республике Адыгея
Только при «совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы.
Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение реального механизма контроля над доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов. Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году. Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём е реструктуризации. Ряд налогов постепенно будет отменяться. Это, к примеру, платежи за пользование автодорогами, на содержание жилищного фонда, объектов соцкультбыта, милиции, сборы на нужды образования и т. д. /3, с 222/
Одной из проблем является то, что если юридические лица отличаются большей дисциплинированностью, то воспитать налогоплательщиков - физических лиц вовремя исполнять свою конституционную обязанность не просто. Для этого осуществляется упрощение системы сбора налогов путем внедрение и популяризация современных технологий. Таких как: сервис «Узнай вашу задолженность», «Личный кабинет налогоплательщика» и т. д.
Динамика роста налоговых поступлений в Республике Адыгея в 2011 году выше среднероссийского уровня, и за 1 полугодие темп налоговых платежей в регионе составил 135% (за пять месяцев по РА - 134%, по России - 127%). По итогам 1 полугодия 2011 года, коллектив налоговых органов республики справился с поставленными задачами и мобилизовал во все уровни бюджетов 3,2 млрд рублей. Эти показатели на 829 млн рублей больше, чем в прошлом году. Что же касается доходов территориального бюджета, то они выросли на 29%, то есть поступило в казну республики 2,6 млрд рублей. /5/
Благодаря чему сегодня растут налоговые платежи в казну республики? Прежде всего, это устойчивые тенденции к стабилизации экономической ситуации в Адыгее. Кроме того, республика развивается, и сегодня стала инвестиционно привлекательным регионом. С ростом инвестиций возрастает и налоговый потенциал. За три прошедших года в реестре инвестиционных проектов, реализованных на территории Республики Адыгея, уже значатся ряд объектов, которые пополняют казну республики. Платежи от данных плательщиков для бюджета республики значительны. В прошлом году от них поступило почти 200 млн рублей, а за 6 месяцев этого года около 100 млн рублей. Выросло и количество налогоплательщиков. Только за шесть месяцев текущего года в республике зарегистрировано почти 1600 индивидуальных предпринимателей и 297 юридических лиц. Их количество постоянно растет. /12, с.125/
Можно отметить, что собираемость налогов в республике достаточно высокая, этот уровень составил 97%. Такая тенденция сохраняется на протяжении трёх лет. В первую очередь этот показатель демонстрирует добросовестность и высокий уровень налоговой дисциплины основной массы налогоплательщиков. Но это еще и показатель работы налоговых органов республики. Ведь на фоне хорошей собираемости часть налогов оседает в задолженности. А неуплаченные налоги - это не только подрыв экономической безопасности страны, но и недополученные ресурсы для бюджета и выполнения социальных программ. Поэтому работа с задолженностью на протяжении ряда лет является одним из важнейших направлений деятельности налоговых органов.
В Адыгее совершенствуют систему мер по защите государственных интересов в сфере потребительского рынка алкогольной продукции. Этой проблеме было посвящено заседание Совбеза республики. Производство спирта и алкогольной продукции - один из значимых секторов экономики республики, который сегодня испытывает существенные трудности. Собираемость акцизов на алкогольную продукцию в республике Адыгея значительно упала. Причина в том, что практически 90% алкогольной продукции, продаваемой в республике, произведена не на ее территории.
В Адыгее приказом российского министерства проведено внедрение программных информационных комплексов, с целью усиления контроля за собираемостью акцизных налогов на алкогольную продукцию,
начиная с декабря 2011 года. Его задача - усовершенствование налогового контроля за оборотом алкогольной продукции на региональном уровне на основе так называемых региональных спецмарок. /9/.
Ставка налога на прибыль в Республике Адыгея пока остаётся достаточно высокой - 35%. Однако предполагается установить определённые льготы по этому налогу, в частности, для стимулирования малого бизнеса. Предполагается повысить ставку НДС с 20 до 22%, на продовольственные и детские товары - с 10 до 22%. Отменяются льготы на строительство жилых домов, а также на различные услуги. Регионам даётся право вводить налог с продаж в размере до 5%, а по предметам роскоши - до 10%. Возрастёт с 2 до 2,5% налог на имущество предприятий. /18/
3.2 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Республики Адыгея
Снижение налогового бремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путем уменьшения прямых налогов, так как именно прямое налогообложение в отличие от косвенного в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль организации, налога на доходы физических лиц позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и соответственно возможность маневрирования ими.
Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей; и стабильный источник поступлений в бюджетную систему страны. / 11, с.544/.
Противники косвенного налогообложения утверждают, что оно тормозит продвижение товара от продавца к покупателю. Однако косвенные налоги имеют индифферентный характер по отношению к производителю и продавцу, при условии качества, спроса и разумного подхода к ценообразованию продукта. Безусловно, данные налоги утяжеляют цену товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога. В данном случае можно говорить о стимулирующей функции косвенных налогов, так как хозяйствующий субъект должен производить или брать на реализацию конкурентоспособную продукцию с позиций качества и цены. В виду того что косвенные налоги начисляются на сформированную цену и служат лишь отражением ее в фиксированной ставке, имеется возможность и необходимость регулировать элементы себестоимости, а также прибыль для достижения соответствующего спроса на продукцию по предлагаемой цене, тем более что снижение прямых налогов содействует этому.
Косвенные налоги являются более надежным источником, нежели прямые, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное поступление доходов в бюджетную систему государства. Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения. Доходы физических лиц, не попадающие под прямое налогообложение, могут быть использованы на потребление, которое в основной своей массе облагается косвенными налогами. Посредством оптовой и розничной торговли часть неучтенного дохода мобилизуется в бюджетную систему в виде НДС, акцизов.
Следует также заметить, что на рынке Адыгеи значительную долю в реализации составляет импортный продукт, поэтому подавляющая часть налоговых поступлений от этого сегмента экономики будет именно за счет косвенных налогов.
Снижение налоговой нагрузки в республике, в частности, за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применения унифицированной ставки на доходы физических лиц, высвобождает больший объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта, а, следовательно, стимулируется инвестиционная и покупательская деятельность. Инвестиции опосредованно также попадают под косвенное налогообложение. Таким образом, косвенные налоги – это стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы Республики Адыгея.
Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дает возможность перераспределения республикой в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения функций самого государства, получаемые средства идут и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, то есть тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов. /15, с.24-27/.
Заключение
Для Республики Адыгея, переживающей последствия экономического кризиса, особо значимы вопросы формирования доходной части республиканского бюджета, осуществляемого в рыночной экономике в основном с помощью налогов. Среди налогов важное место занимает своеобразная группа косвенных налогов, обычно обозначаемых как налоги на потребление. Изучение зарубежного опыта использования этих налогов имело немаловажное значение, особенно в свете тех сложных процессов, которые происходили в ходе формирования и принятия части II Налогового Кодекса РФ и происходят сейчас. В ходе проведенного анализа роли и значения косвенных налогов и, в частности НДС, в формировании доходной части бюджета, можно сделать следующие выводы.
Косвенные налоги занимают одно из основных мест в отечественной налоговой системе. Они являются наиболее предпочтительными для бюджета именно благодаря своей высокой доходности. Кроме того, они включаются в цену товара, следовательно, платятся незаметно для потребителей. Однако, косвенные налоги имеют ряд недостатков: они находятся в обратной пропорциональной зависимости от платежеспособного спроса населения (имеют регрессивный характер); требуются большие расходы на взимание этих налогов (например, содержание таможенных органов); предполагают широкое вмешательство государства в предпринимательскую деятельность; мобилизация косвенных налогов сопровождается рядом проблем, в частности проблемой собираемости НДС.
Информация о работе Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджета