Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность косвенных налогов;

- проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;

- изучить проблемы и выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;

Информационную базу работу составили данные по налоговым сборам в республике Адыгея.

Файлы: 1 файл

ГОТОВА!!!.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Фискальная роль современных косвенных налогов (с решающей долей налога на добавленную стоимость) выявляется на базе оценки доли этих налогов в общих налоговых поступлениях.

Необходимо уделить пристальное внимание зарубежному опыту: для решения проблем и недопущения ошибок в дальнейшем, для совершенствования действующей практики исчисления и взимания косвенных налогов, в частности налога на добавленную стоимость.

 

 

 

 

 

1.3 Экономические основы косвенных налогов

 

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Круг плательщиков налога на добавленную стоимость очень широк. Ими выступают все организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящихся на территории Российской Федерации, в случае самостоятельной реализации товаров (работ, услуг).

При условии осуществления производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками налога на добавленную стоимость могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; международные объединения и иностранные юридические лица.

К объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость относятся прежде всего обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации; товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом /10/.

Налогом облагается реализация товаров не только собственного производства, но и приобретённых на стороне.

Налоговым законодательством РФ предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 Налогового кодекса (далее НК) РФ. Главным условием для такого освобождения является условие не превышения суммы выручки от реализации товаров за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности одного миллиона рублей.

Освобождены от обложения изделия медицинского назначения, медицинская техника, витаминизировнная и лечебно-профилактическая продукция, изделия из мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовым дизенфицирующим, инсектицидным и дератизирующим средствам, репелентам, товарам ветеринарного назначения. Также освобождена реализация протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, а также линз и оправ для очков.

Для определения размера НДС необходимо чётко представлять порядок формирования налоговой базы. Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации произведённых  или приобретённых на стороне товаров (работ, услуг). При этом важно помнить, что налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг) облагаемых по разным ставкам.

Особый порядок определения налоговой базы установлен при ввозе товаров на российскую таможенную территорию. Общее правило гласит, что в этом случае налоговая определяется как сумма следующих величин: таможенная стоимость этих товаров; подлежащая уплате таможенная пошлина; подлежащие уплате акцизы.

Важным элементом налога являются его ставки. При введении налога на добавленную стоимость в 1992г. была установлена единая ставка 28 %, величина которой была рассчитана исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне.

Ставка налога на добавленную стоимость на момент ее введения была значительно выше, чем в других странах. Уже в 1992г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. С 1 января 2004г. снижена основная ставка до 18%.

Значительная часть организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории российской Федерации, занимается реализаций товаров на экспорт. Пунктом 1 статьи 164 НК РФ установлено применение налоговой ставки 0% при реализации на экспорт товаров при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров, например, работ по сопровождению, транспортировке, погрузке этих товаров.

Согласно статьи 165 НК РФ налогоплательщик обязан подтвердить правомерность применения налоговой ставки 0% путём представления в налоговые органы отдельной налоговой декларации и подтверждающих документов. Исключение составляет реализация на экспорт в государства - участники Содружества Независимых Государств нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которая подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

По ставке 0 % производится и налогообложение работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, облагаемых по ставке 0%. Эта ставка распространяется также на работы и услуги, выполняемые российскими перевозчиками по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы российской территории товаров и импортируемых в Россию. /16 /

В соответствии с действующим законодательством предприятие само определяет учётную политику для исчисления налога на добавленную стоимость, в которой момент определения налоговой базы может устанавливаться как день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг) то есть поступление денег на расчётный счёт либо в кассу предприятия (кассовый метод), или же как день отгрузки (передачи права собственности) товаров, выполнения работ и оказания услуг.

При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Уменьшить суммы начисленного НДС на суммы налоговых вычетов можно только при соблюдении условий, установленных статьей 172 НК РФ. В частности, приобретаемые товары (работы, Услуги) должны быть оплачены и приняты к учёту. Указанной статьей определен ряд особенностей применения налоговых вычетов при приобретении определенных товаров, работ, услуг.

Важным условием применения вычетов является наличие счета-фактуры, выставленного продавцом.

Счет-фактура–важнейший инструмент налогового контроля. Записи в книге продаж и книге покупок являются основным источником информации при проведении, например, встречных проверок.

Определённые сложности в контроле за расчётами НДС возникают при экспорте товаров (работ, услуг), обороты по которым по ставке в размере 0 %. Учитывая существенные преимущества экспорта в части налогообложения, чтобы исключить «лжеэкспорт», налоговое законодательство требует представления в налоговые органы большого числа документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы российской таможенной территории.

Налоговый период по НДС составляет календарный месяц, а для налогоплательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает одного миллиона рублей в месяц, - квартал.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. /1, с. 16-19/.

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как и всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акцизы наделены рядом специфических черт. Во-первых, акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров. Во–вторых, объектом налогообложения является оборот по реализации только товаров, перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями. И в третьих, акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость - в сфере производства и обращения.

Акцизы в отличие от других налогов, входящих в налоговую систему России, действует только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров и видов минерального сырья, называемых «подакцизными».

Акцизами облагаются подакцизные товары и минеральное сырьё, не только произведённые и реализуемые на территории Российской Федерации, но и ввозимые на российскую таможенную территорию.

В настоящее время акцизами облагаются такие товары, как спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащие растворы; алкогольная продукция; пиво; табачные изделия; бензин автомобильный; легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил; дизельное топливо; моторные масла; прямогонный бензин.

Организации и физические лица становятся налогоплательщиками в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами. Таковыми являются, в частности, российские организации, а также иностранные юридические лица, международные организации, созданные на российской территории. Плательщиками налога по подакцизным товарам, производимым на российской территории являются также иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения акцизами законодательство признаёт в первую очередь операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведённых ими подакцизных товаров, за исключением нефтепродуктов, а также операции по реализации предметов залога и передачи товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. /14, с.576/ Полный перечень налогооблагаемых акцизами операций приводится в статье 182 НК РФ. Исходя из содержания указанной статьи нетрудно заметить, что подавляющая часть этих операций формируются в производственной сфере.

Ставки акцизов являются едиными на всей территории Российской Федерации  и подразделяются на следующие виды:

1. В процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учёта акцизов – адвалорные ставки;

2. Твёрдые ставки в рублях за единицу измерения;

3. Ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров.

В зависимости от применяемых ставок налоговая база для исчисления акцизов определяется либо в стоимости, либо в натуральном выражении. Ее расчёт осуществляется за каждый истекший налоговый период, который имеет продолжительность в один календарный месяц, по каждому виду облагаемых операций и в разрезе отдельных видов подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

Сумма акциза определяется как произведение налоговой ставки по соответствующему виду подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья на величину исчисления налоговой базы. Полученные результаты суммируются, и таким образом рассчитывается общая сумма акциза, вытекающая из объема облагаемых операций за истекший налоговый период.

Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами регламентируются статьей 204 НК РФ. Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. Таможенные платежи играют существенную роль, как в формировании доходов государства, так и в регулировании внешнеэкономической деятельности. Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую.

Среди косвенных налогов таможенная пошлина занимает второе место, уступая лишь налогу на добавленную стоимость.

Таможенные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на (с) таможенной территории Российской Федерации. Таможенная пошлина является косвенным налогом, включаемым в продажную цену товаров и влияющем на их конкурентоспособность на рынке. В соответствии с часть первой налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания и таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ товаров. В экономической литературе принято условное деление таможенных налогов и сборов на две группы: основные и факультативные.

К основным таможенным платежам относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставам и другое.

По таможенной пошлине установлены соответствующие ставки, а также налоговые льготы в виде тарифных льгот, или тарифных преференций.

В Российской Федерации применяются практически все виды таможенной пошлины, имеющиеся в мировой практике. В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, от численного выражения базового показателя - адвалорные, специфические, комбинированные, от периода применения – сезонные, от действующих приоритетов экономической политики – специальные, антидемпенговые, компенсационные. /15, с. 24-27/

Одним из главных элементов таможенной пошлины является ставка, под которой понимается денежный размер пошлины с единицы обложения. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер таможенных ставок зависти от вида внешнеторговой операции (ввоз, вывоз), страны происхождения товара, а также от кода товара, присвоенного в соответствии с номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджета