Роль малого и среднего бизнеса в региональном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий. Функции управления весьма многогранны: организация производства, п

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Организация как функция управления: понятие, основные задачи и принципы. Делегирование полномочий. 6
1.1. Понятие организации (как функции управления) и её основные задачи 6
1.2. Основные этапы и принципы функции организации 10
1.3. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации 14
Глава 2. Реализация функции организации на примере Министерства финансов Республики Карелия 18
2.1. Министерство финансов Республики Карелия: цель и задачи работы, основные выполняемые функции 18
2.2. Структура Министерства финансов РК 26
2.3. Организация работы Министерства финансов РК 34
Заключение 40
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории управления Организация как функция управления.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Изучение процесса управления с точки зрения его функций  позволяет установить объемы работ  по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий. Функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач и, наконец, маркетинг, выделенный недавно в самостоятельную функцию управления.1

Существует и более  детализированная классификация функций управления. Действительно, можно выделить как самостоятельные многие производственные функции, такие, как бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции, распорядительство (командование), руководство, коммуникация, исследование, оценка, принятие управленческого решения, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Любая классификация не является абсолютной, всегда в ней могут существовать смыкающиеся и даже перекрывающие друг друга элементы. Рассматриваемая классификация управленческих функций является наиболее общей и отражает важнейшие этапы организации управленческого процесса.

Понятие функции управления появилось еще в эпоху становления основ научного менеджмента. Французский ученый Анри Файоль выделял следующие основные функции менеджмента: предвидение (прогнозирование), организация, распорядительская деятельность (администрирование), координация (согласование) и контроль.

Важно, что функции  управления определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по управлению объектом (в соответствии с происхождением самого термина от латинского functio — исполнение, деятельность, совершение). Существенно и то, что логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.

Основная цель, содержание любой управленческой функции состоит  из двух компонентов:

1) анализа состояния  системы, контроля ее основных  параметров, количественного определения тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления;

2) определения состава  мероприятий, направленных на  оптимизацию процесса управления.

Весьма просто эта  задача решается в системах автоматического регулирования и управления, когда датчики четко фиксируют малейшие отклонения от заданных параметров и с помощью обратной связи передают информацию управляющим органам. Но как сложны эти процессы, если элементами системы управления являются не послушные воле человека машины, а сами люди!

В данной курсовой работе более подробно изучена первая из перечисленных выше функций управления – организация.

Организация – это  процесс создания структуры предприятия, которая даёт возможность людям  эффективно работать вместе для достижения общих целей. Организация как функция управления должна обеспечивать соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то с помощью функции организации создаются новые системы или реорганизуются старые в целях придания им качеств, необходимых для достижения поставленных целей.

Основной показатель высокой организации управления – быстрая реакция на изменения  факторов внешней среды. Существует множество взглядов и образцов организации деятельности коллективов. Однако можно выделить две основные концепции организации управления: единовластие и партисипативное (соучастное) управление.

В первом случае владельцы  собственности распоряжаются ею единовластно и могут вводить  любые формы управления, не считаясь с мнением коллектива.

Вторая концепция организации  управления подразумевает решающую роль коллектива в принятии стратегических управленческих решений. Каждый член коллектива имеет право знать финансовое состояние, цели организации, высказывать своё мнение и свои предложения. Конечно, принимает управленческие решения высшее руководство, но специалисты оказывают существенное влияние на процесс управления, выбор стратегических альтернатив и тактических действий.

Партисипативное управление даёт организации значительные преимущества по сравнению с единовластием и не только потому, что «одна голова – хорошо, а две – лучше». Соучастное управление является сильным мотивирующим фактором, т.к. сказывается на психологическом климате в коллективе и других факторах здоровой окружающей среды, а также помогает удовлетворять потребности работников в самоутверждении, вырабатывает чувства ответственности и причастности к общему делу.

Возможность участия  рабочих в управлении производством  обусловлена такими факторами, как уровень развития общественного производства, принятый на предприятии стиль руководства, уровень образования работников, социальные установки в коллективе и малых группах. Косвенное влияние может оказывать уровень социально-правовой защиты населения, ситуация на рынке труда.

Как отмечает В. И. Кнорринг, современное общественное производство России ощутимо страдает из-за слаборазвитой  системы самоуправления, из-за недостаточного вовлечения в управление производством  и обществом широких демократических сил.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что в современных  условиях особое внимание уделяется  вопросам управления организацией в  целях её совершенствования.

Цель работы состоит  в исследовании различных аспектов организации как функции управления. Для достижения поставленной цели  определены следующие задачи исследования:

- дать общую характеристику  организации управления;

- исследовать основные  этапы и принципы функции организации;

- изучить делегирование  полномочий в процессе реализации организационной функции;

- исследовать реализацию  функции организации на примере  Министерства финансов Республики  Карелия.

Объектом исследования выступает феномен организации. Предметом исследования является организация  как функция управления.

Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: Румянцева З.П., Саломатин Н. А., Парахина В. Н., М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Кнорринг В. И. и другие.

 

Глава 1. Организация как функция управления: понятие, основные задачи и принципы. Делегирование полномочий.

1.1. Понятие организации (как функции управления) и её основные задачи

 

Организация — обеспечивающая функция управления, направленная на создание необходимых условий для  достижения целей. Основные задачи организации: сформирование структуры организации и обеспечение ее деятельности финансами, оборудованием, сырьем, материалами и трудовыми ресурсами. При изменении условий внешней среды зачастую приходится перестраивать организационную структуру, чтобы улучшить ее соответствие потребностям гибкого производства, упростить ее или, наоборот, ввести новые структурные элементы. Основной показатель высокой организации управления — ее быстрая реакция на изменения внешней среды, особенная чувствительность к достижениям научно-технического прогресса, к рыночной конъюнктуре.

Термин "организация" (от лат. organize — придаю стройный вид, устраиваю) имеет двоякий смысл. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической  и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В то же время другое значение этого слова — некое объединение, коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих для всех членов этого коллектива целей.2 Но любая организация должна располагать такими важными ресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование и технология. Не меньшую роль для успешной деятельности организации играет и наличие устойчивых связей между членами коллектива, общих для всех правил и культуры поведения. Успех функционирования организации зависит от сложных, переменных факторов внешней среды: экономических условий, применяемых техники и технологии, конкурирующих организаций, связи с потребителями, действующей системы маркетинга, правительственных и правовых актов и т.д.

Управленческая деятельность человека во многом зависит от организационных  начал, самый мудрый приказ будет  лишь фикцией, если не организовано его  исполнение, исполнителю не ясна его  цель и он не подкреплен мотивацией. В общем случае задачу организации управления на любом уровне можно определить как обеспечение перехода из имеющегося состояния в желаемое.

Если в n-мерном пространстве обозначить какие-либо желаемые экономические или другие показатели и их значения векторами (а1 а2, ... an), то задачей организации управления является определение способов, с помощью которых можно перевести с наименьшими затратами и в минимальные сроки имеющиеся в действительности показатели (b1 b2 ... bn) в планируемое состояние. Теоретическим фундаментом научных вопросов организации и управления производством являются методы кибернетики, теории систем, системотехники, праксеологии и бионики.

Весьма плодотворным с теоретической и практической точек зрения явилось предложение известных американских специалистов в области менеджмента Т. Питерса и Р. Уотермана рассматривать организацию как единство семи основных переменных: структуры (structure), стратегии (strategy), системы и процедур управления (systems), совместных, т.е. разделяемых всеми, ценностных установок (shared values), совокупности приобретенных навыков, умения (skills), стиля управления (style) и состава работников, т.е. системы кадров (staff).

На рис. 1 приведена  известная схема 7-С, или, как ее шутливо  окрестили, "счастливый атом", позволяющая наглядно представить основные компоненты и проблемы организации.

 

                           Рис. 1.   Схема 7-С компании "Маккинси"3

 

В мировой экономике  и науке управления весьма велик  диапазон взглядов и образцов организации  деятельности коллективов и предприятий (вплоть до государства в целом). Разработаны и практически реализованы  множество методов организации управления при различных подходах к вопросам собственности и разной степени демократизации общества. С исторической точки зрения совсем недавно, всего лишь около ста лет назад, владельцы собственности распоряжались ею единовластно и были вправе вводить любые формы управления, не считаясь при этом с мнением общества. Владелец мог продать свое предприятие или его часть, закрыть его, изменить его ориентацию на выпуск другой продукции, внедрить новую технологию, средства механизации и автоматизации, уволив при этом сотни рабочих. Судьба целых регионов и даже стран зависела от воли владельца

Сегодня владелец собственности, будь это один хозяин или группа лиц, при реализации принципиальных, стратегических планов обязан считаться  с интересами коллектива своего предприятия и обеспечивать такую организацию работ, которая отвечала бы правовым положениям, действующим в стране, решениям профсоюзов или других общественных организаций. Участие коллектива в организации управления принимает самые различные формы (концепция "народного капитализма", при которой каждый работник является акционером предприятия и все его члены имеют общие интересы; шведская идея "участия в собственности", когда часть прибыли компании переводится в фонды, подконтрольные профсоюзным организациям; японский метод перевода части акционерного капитала в пенсионный фонд, принадлежащий рабочим, и т.д.). Современная концепция организации управления подразумевает решающую роль коллектива в принятии стратегических управленческих решений, а коллегиальный стиль управления дает предприятию значительные преимущества.

Основные задачи организации:

1. Обеспечение деятельности  организации ресурсами (финансовыми,  материальными, информационными,  человеческими);

2. Утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;

3. Формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.

 

1.2. Основные этапы и принципы функции организации

 

Задачи управления реализуются  поэтапно. К основным этапам функции организации относят:

1. Создание организационной структуры. На этом этапе осуществляется деление организации на блоки в соответствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений.

2. Установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с нижестоящими уровнями управления и персоналом организации и обеспечивают возможность распределения и координации задач.

Организационная структура — это  совокупность взаимосвязанных подразделений, или уровней управления и функциональных областей, она должна полностью соответствовать целям организации и обеспечивать их эффективное достижение. В рамках структуры выделяются следующие элементы: уровни (звенья) управления; горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные связи. Для организационной структуры характерны: специализация, разделение труда и его кооперация (для управленческого персонала — департаментизация); централизация, децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется, — делегирование полномочий; координация деятельности и соблюдение нормы управляемости.4

Существующие типы организационных  структур управления отличаются друг от друга способом реализации и преобладанием  линейных или функциональных связей. Линейные связи — связи соподчиненности между уровнями управления. Функциональные связи обусловлены технологией выполнения той или иной работы, функции.

К основным типам организационных  структур относятся:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- дивизиональная;

- целевая.

Самой распространенной, традиционной, базовой структурой является линейно-функциональная структура. Ее преимущества: четкое разделение труда  в управлении, компетентность принимаемых  решений, стабильность организации.

Линейно-функциональная структура эффективна при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени задач. Однако она не обладает необходимой гибкостью и приспособляемостью при возникновении новых задач, не обеспечивает координацию деятельности по внедрению нововведений, новых программ.

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в региональном развитии