Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в Российской Федерации (далее – РФ) повышается роль региональных органов власти. Выполнение возложенных на территориальные органы власти функций по обеспечению населения жилищно-коммунальными и социально-культурными услугами зависит от уровня развития их финансовой базы.
На выбор темы повлияла актуальность региональных финансов в экономики государства. В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическое содержание и состав региональных финансов 6
1.1 Экономическая сущность региональных финансов 6
1.2 Состав региональных финансов 15
2 Бюджеты субъектов рф как основное звено региональных финансов 20
2.1 Анализ и оценка динамики консолидированного бюджета Челябинской области за 2006-2010 годы 20
2.2 Анализ структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2009-2010 годы 22
2.3 Прогнозный анализ доходов бюджета на 2011-2012 годы 28
3 Перспективы развития региональных бюджетов в российской федерации на примере Челябинской области 33
3.1 Особенности бюджета на 2012-2014 годы 33
3.2 Основные направления налоговой и бюджетной политики 35
Заключение 39
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

kursovai_самая новая.docx

— 129.04 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Экономическое содержание и состав региональных финансов 6

1.1 Экономическая сущность региональных финансов 6

1.2 Состав региональных финансов 15

2 Бюджеты субъектов рф как основное звено региональных финансов 20

2.1 Анализ и оценка динамики консолидированного бюджета Челябинской области за 2006-2010 годы 20

2.2 Анализ структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2009-2010 годы 22

2.3 Прогнозный анализ доходов бюджета на 2011-2012 годы 28

3 Перспективы развития региональных бюджетов в российской федерации на примере Челябинской области 33

3.1 Особенности бюджета на 2012-2014 годы 33

3.2 Основные направления налоговой и бюджетной политики 35

Заключение 39

Список литературы 43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном  этапе в Российской Федерации (далее  – РФ) повышается роль региональных органов власти. Выполнение возложенных на территориальные органы власти функций по обеспечению населения жилищно-коммунальными и социально-культурными услугами зависит от уровня развития их финансовой базы.

На выбор темы повлияла актуальность региональных финансов в  экономики государства. В последнее  десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции  регулирования этих процессов переходят  от центральных уровней государственной  власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а  сфера их использования расширяется.

Центральное звено территориальных  бюджетов – региональные бюджеты. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Вопрос состояния территориальных финансов затрагивает, прежде всего, интересы населения страны и поэтому является не локальным, а общегосударственным. Изучение территориальных финансов, знание проблем в этой области помогает их решению, укреплению на этой основе региональной экономики, а значит и экономики всей страны.

Объектом для  исследования являются региональные финансы, являющиеся частью финансовой системы  РФ.

Предмет для исследования – это взаимодействие региональных финансов со всей финансовой системой и их роль для жизни общества.

Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а  также их роли в финансовой системе  РФ. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

  • Рассмотреть особенности региональных финансов, показать их место и значение в финансовой системе;
  • Раскрыть состав и дать характеристику отдельных звеньев региональных финансов.
  • Провести анализ динамики и структуры регионального бюджета субъекта.
  • Проанализировать перспективы развития региональных бюджетов в РФ.

Работа содержит введение, основное содержание, включающее 3 главы, заключение, список литературы.

В первой главе будет рассмотрена  система финансов РФ и функциональное назначение региональных финансов, и их места в системе. Будет показано, почему региональные финансы на сегодняшний день занимают одно из главных мест в финансовой системе РФ. Подробно разберется состав региональных финансов, а также будет приведена их краткая характеристика. Теоретические основы будут написаны, ссылаясь на труды отечественных авторов: Поляк Г.Б. – Территориальные финансы, Поляк Г.Б. – Финансы, Ковалев В.В. – Финансы, Романовский М.В., проф. Врублевской О.В. и проф. Сабанти Б.М. – Финансы, Александров И. М. – Бюджетная система Российской Федерации. Практическая часть будет выполнена на основании отчетов об исполнении бюджетов Челябинской области.

Во второй части будет  приведен анализ динамики доходов и  расходов консолидированного бюджета  Челябинской области, структурный  анализ доходов и расходов с использованием современных методов математического  анализа. Также будет произведен прогнозный анализ доходов бюджета  на будущие годы с применением  методов математического моделирования. В практической части будут использованы такие пакеты как Mathcad и MS Excel.

В третьей главе будут проанализированы основные предложения по бюджету Челябинской области на будущие годы, основные направления бюджетной и налоговой политики, выявлены тенденции будущего развития области в плане экономики.

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И  СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

 

Финансы (франц. finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах [21].

Система финансов в целом  — это совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание валового внутреннего продукта (далее – ВВП), его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения [19 с. 29].

Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают  основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое  положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном  балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

  • государственных и муниципальных финансов;
  • финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов  и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Система финансов РФ

В настоящее время государственная  бюджетная система России существенно изменена и включает в себя три автономных звена:

  • республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;
  • бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный  бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного  фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации [1].

Использование органами государственной  власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее – Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"), и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерациии свод бюджетов муниципальных  образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций – по нормативу 100 %;
  • налога на игорный бизнес – по нормативу 100 %;
  • транспортного налога – по нормативу 100 %.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, – по нормативу 100 %;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50 %;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50 %;
  • акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 60 %;
  • акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100 %;
  • акцизов на пиво – по нормативу 100 %;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5 %;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100 %;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60 %;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 30 %;
  • сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100 %;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100 %.

Зачисление в бюджеты  субъектов РФ налоговых доходов  от уплаты акцизов на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта свыше 9 % и до 25 % включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % (за исключением вин), производимую на территории РФ, осуществляется последующим нормативам:

  • 20 % указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции;
  • 80 % указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40 %;
  • платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, – по нормативу 100 %;
  • сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, – по нормативу 100 %.

В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 % платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Расходы региональных бюджетов

Основные направления  использования средств региональных бюджетов:

  • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов РФ;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации