Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:23, курсовая работа
На современном этапе в Российской Федерации (далее – РФ) повышается роль региональных органов власти. Выполнение возложенных на территориальные органы власти функций по обеспечению населения жилищно-коммунальными и социально-культурными услугами зависит от уровня развития их финансовой базы.
На выбор темы повлияла актуальность региональных финансов в экономики государства. В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Введение 3
1 Экономическое содержание и состав региональных финансов 6
1.1 Экономическая сущность региональных финансов 6
1.2 Состав региональных финансов 15
2 Бюджеты субъектов рф как основное звено региональных финансов 20
2.1 Анализ и оценка динамики консолидированного бюджета Челябинской области за 2006-2010 годы 20
2.2 Анализ структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2009-2010 годы 22
2.3 Прогнозный анализ доходов бюджета на 2011-2012 годы 28
3 Перспективы развития региональных бюджетов в российской федерации на примере Челябинской области 33
3.1 Особенности бюджета на 2012-2014 годы 33
3.2 Основные направления налоговой и бюджетной политики 35
Заключение 39
Список литературы 43
В последние годы в значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне.
Региональные бюджеты, или
бюджеты субъектов РФ, становятся
основным звеном, предназначенным для
финансового обеспечения задач
регионов и выполнения функций государственными
органами управления субъектов РФ.
Анализ деятельности федеральных органов
власти и органов власти субъектов
РФ свидетельствует, что центр тяжести
перемещается от центра к регионам.
Поэтому роль региональных бюджетов
усиливается, а сфера их влияния
расширяется. Государство через
региональные бюджеты пытается активно
проводить экономическую и
Сущность и роль региональной
финансовой системы в жизни общества
проявляется через функции: мобилизационную,
распределительную и
Через финансы субъектов РФ государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование большей части народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью региональных финансов
государство осуществляет выравнивание
уровней экономического и социального
развития территорий, которые в результате
исторических, географических, военных
и других условий отстали в
своем экономическом и
В соответствии с распределительной
функцией финансов они активно используются
и для регулирования
В целях комплексного, пропорционального экономического и социального развития регионов финансы используются для экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Для этого территориальные органы власти создают целевые финансовые фонды, средства которых используются для поощрения развития предприятий и производства нужной продукции, для проведения социальных природоохранных мероприятий и т. д.
Функции региональных финансов проявляются при осуществлении территориальными органами власти финансово-бюджетной политики.
Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика
предполагает определение целей
и задач в области финансов,
разработку механизма мобилизации
денежных средств в бюджет, выбор
направлений использования
Региональная финансово-
В современных условиях органы власти субъектов РФ все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно усиливается их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.
Состав региональных финансов может быть представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Состав региональных финансов РФ [18 с.34]
Централизованные финансы
– система формирования и использования
фондов денежных средств, предназначенных
для обеспечения деятельности государственных
и муниципальных органов
Децентрализованные финансы – форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан [15, с.57].
Региональный бюджет – центральное звено финансовой системы субъекта РФ. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах субъекта РФ. На региональном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики, выбор бюджетных приоритетов.
В качестве самостоятельного
звена в системе
Другой компонент финансов субъекта РФ – государственный кредит, т. е. средства, полученные или предоставляемые субъектами РФ юридическим и физическим лицами.
Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства. Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение РФ и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики
финансовые отношения предприятий,
организаций могут эффективно функционировать
на основе ряда принципов (самостоятельности
в принятии хозяйственных решений,
самофинансированной
Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя, в том числе и ресурсы финансового рынка –кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.
Некоммерческие организации
(благотворительные и
Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.
Таким образом, одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают бюджеты субъектов РФ, средства региональных внебюджетных фондов и кредитные ресурсы, финансы коммерческих и некоммерческих и домохозяйств. Финансы в себе объединяют как централизованные, так и децентрализованные фонды.
Одной из важных частей финансов
субъекта является бюджет, состоящий
как из собственных доходов субъекта,
налоговых доходов и
Сущность финансов проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
Через финансы субъектов РФ государство активно проводит социальную политику, одновременно осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
Региональные финансы
являются средством стабильности и
методом развития регионов, а, следовательно,
отдельных граждан.
Горизонтальный анализ доходов и расходов бюджета. Данный метод анализа позволяет выявить тенденции изменения. В основе этого анализа лежит измерение относительного прироста (снижения) статей в измеряемом (плановом) периоде относительно предыдущих (текущего) [14 c. 20, 20 с. 10].
Выберем для расчетов базисный горизонтальный: значение показателя в каждом из последующих периодов сравнивается со значением в первом (базисном) из рассматриваемых периодов, берущимся равным 100%.
Таблица 1 – Исполнение консолидированного бюджета Челябинской области за последние 5 лет, в рублях [5-10]
Год |
Доход |
Темп роста доходов, % |
Расход |
Темп роста расходов, % |
Дефицит / профицит |
2006 |
22181906856,82 |
100,00 |
59100026867,19 |
100,00 |
-36918120010,37 |
2007 |
87362398031,45 |
393,85 |
90851546762,84 |
153,73 |
-3489148731,39 |
2008 |
105480332085,13 |
475,52 |
111417964161,87 |
188,52 |
-5937632076,74 |
2009 |
88251628590,05 |
397,85 |
93145372280,10 |
157,61 |
-4893743690,05 |
2010 |
109408841437,20 |
493,23 |
109824675559,10 |
185,83 |
-415834121,90 |
Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации