Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в Российской Федерации (далее – РФ) повышается роль региональных органов власти. Выполнение возложенных на территориальные органы власти функций по обеспечению населения жилищно-коммунальными и социально-культурными услугами зависит от уровня развития их финансовой базы.
На выбор темы повлияла актуальность региональных финансов в экономики государства. В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическое содержание и состав региональных финансов 6
1.1 Экономическая сущность региональных финансов 6
1.2 Состав региональных финансов 15
2 Бюджеты субъектов рф как основное звено региональных финансов 20
2.1 Анализ и оценка динамики консолидированного бюджета Челябинской области за 2006-2010 годы 20
2.2 Анализ структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2009-2010 годы 22
2.3 Прогнозный анализ доходов бюджета на 2011-2012 годы 28
3 Перспективы развития региональных бюджетов в российской федерации на примере Челябинской области 33
3.1 Особенности бюджета на 2012-2014 годы 33
3.2 Основные направления налоговой и бюджетной политики 35
Заключение 39
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

kursovai_самая новая.docx

— 129.04 Кб (Скачать файл)

В последние годы в значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне.

Региональные бюджеты, или  бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для  финансового обеспечения задач  регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ. Анализ деятельности федеральных органов  власти и органов власти субъектов  РФ свидетельствует, что центр тяжести  перемещается от центра к регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния  расширяется. Государство через  региональные бюджеты пытается активно  проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений. Государство посредством регулирования  бюджетов субъектов РФ стремится  к выравниванию уровней социального  и экономического развития территорий [13 c. 138].

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную [17, с. 6].

    • Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества;
    • Распределительная функция. На основе действия этой функции распределяется и перераспределяется стоимость валового продукта, часть национального дохода и территории обеспечиваются финансовыми ресурсами, необходимыми для их экономического и социального развития;
    • Контрольная функция позволяет контролировать: складывающиеся пропорции в распределении средств между центральными и региональными фондами финансовых ресурсов; формирование фондов денежных средств субъектов РФ; достаточность финансового обеспечения территорий; эффективность использования денежных средств; реализацию региональной финансовой политики и т. д.

Через финансы субъектов  РФ государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование большей части народного  образования, здравоохранения, коммунального  обслуживания населения, строительства  и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых  мероприятий расширяется. За счет средств  региональных бюджетов стали финансироваться  не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные  учебные заведения, крупные объекты  здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы.

В соответствии с распределительной  функцией финансов они активно используются и для регулирования экономического развития территорий, т. е. регулирования воспроизводственного процесса и деятельности субъектов хозяйствования. Органы власти, используя финансы, могут регулироватьэкономические процессы, протекающие на подведомственных территориях. Этого они добиваются на основе проведения региональной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики путем предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, налогового кредита, бюджетных ассигнований, введения финансовых санкций и др.

В целях комплексного, пропорционального  экономического и социального развития регионов финансы используются для  экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Для этого территориальные органы власти создают целевые финансовые фонды, средства которых используются для поощрения развития предприятий и производства нужной продукции, для проведения социальных природоохранных мероприятий и т. д.

Функции региональных финансов проявляются при осуществлении  территориальными органами власти финансово-бюджетной  политики.

Финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей  и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор  направлений использования бюджетных  средств, управление финансами и  бюджетной системой, организацию  с помощью финансово-бюджетных  инструментов регулирования экономических  и социальных процессов.

Региональная финансово-бюджетная  политика выражается в следующих  действиях: обеспечение детерминированных (предопределенных) расходов бюджета  субъекта РФ; участие региональных бюджетов в эффективных инвестиционных проектах; финансовая поддержка предприятий  и организаций, продукция и услуги которых необходимы территории; размещение на предприятиях и в организациях заказов на поставку продукции и выполнение услуг.

В современных условиях органы власти субъектов РФ все в большей  степени призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно усиливается их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий. Указанные  факторы вызывают необходимость  дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов  власти, решения ряда проблем, связанных  с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

1.2 СОСТАВ  РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

 

Состав региональных финансов может быть представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Состав региональных финансов РФ [18 с.34]

Централизованные финансы  – система формирования и использования  фондов денежных средств, предназначенных  для обеспечения деятельности государственных  и муниципальных органов власти. Централизованные финансы региона представлены бюджетом субъекта РФ, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, а также государственным кредитом.

Децентрализованные финансы  – форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных  предприятий, организаций, иных субъектов  хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан [15, с.57].

Региональный бюджет – центральное звено финансовой системы субъекта РФ. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах субъекта РФ. На региональном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики, выбор бюджетных приоритетов.

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать  с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчитывалось  свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы  с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы  с региональными бюджетами), и  в настоящее время на центральном  уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют  строго целевое назначение: они предназначены  для расширения социальных услуг  населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. [18 c. 36].

Другой компонент финансов субъекта РФ – государственный кредит, т. е. средства, полученные или предоставляемые субъектами РФ юридическим и физическим лицами.

Децентрализованные финансы  составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере  материального производства, формируется  преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства. Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния  зависит общее финансовое положение  РФ и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики  финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать  на основе ряда принципов (самостоятельности  в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской  деятельности и др.). Выполнение этих принципов определяет, стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального  развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются  прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые  им средства для инвестирования, используя, в том числе и ресурсы финансового рынка –кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды  и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются  за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных  средств и др.

Особое место в системе  децентрализованных финансов принадлежит  финансам домашнего хозяйства. Они  имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании  платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через  семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение  предприятий.

Таким образом, одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают бюджеты субъектов РФ, средства региональных внебюджетных фондов и кредитные ресурсы, финансы коммерческих и некоммерческих и домохозяйств. Финансы в себе объединяют как централизованные, так и децентрализованные фонды.

Одной из важных частей финансов субъекта является бюджет, состоящий  как из собственных доходов субъекта, налоговых доходов и трансфертов.

Сущность финансов проявляется  через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

Через финансы субъектов  РФ государство активно проводит социальную политику, одновременно осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

Региональные финансы  являются средством стабильности и  методом развития регионов, а, следовательно, отдельных граждан. 

2 БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ КАК  ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЕГИОНАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ

2.1 АНАЛИЗ  И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2006-2010 ГОДЫ

 

Горизонтальный  анализ доходов и расходов бюджета. Данный метод анализа позволяет  выявить тенденции изменения. В  основе этого анализа лежит измерение  относительного прироста (снижения) статей в измеряемом (плановом) периоде  относительно предыдущих (текущего) [14 c. 20, 20 с. 10].

Выберем для расчетов базисный горизонтальный: значение показателя в каждом из последующих периодов сравнивается со значением в первом (базисном) из рассматриваемых периодов, берущимся равным 100%.

 

Таблица 1 – Исполнение консолидированного бюджета Челябинской  области за последние 5 лет, в рублях [5-10]

Год

Доход

Темп роста доходов, %

Расход

Темп роста расходов, %

Дефицит / профицит

2006

22181906856,82

100,00

59100026867,19

100,00

-36918120010,37

2007

87362398031,45

393,85

90851546762,84

153,73

-3489148731,39

2008

105480332085,13

475,52

111417964161,87

188,52

-5937632076,74

2009

88251628590,05

397,85

93145372280,10

157,61

-4893743690,05

2010

109408841437,20

493,23

109824675559,10

185,83

-415834121,90

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации