Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в Российской Федерации (далее – РФ) повышается роль региональных органов власти. Выполнение возложенных на территориальные органы власти функций по обеспечению населения жилищно-коммунальными и социально-культурными услугами зависит от уровня развития их финансовой базы.
На выбор темы повлияла актуальность региональных финансов в экономики государства. В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическое содержание и состав региональных финансов 6
1.1 Экономическая сущность региональных финансов 6
1.2 Состав региональных финансов 15
2 Бюджеты субъектов рф как основное звено региональных финансов 20
2.1 Анализ и оценка динамики консолидированного бюджета Челябинской области за 2006-2010 годы 20
2.2 Анализ структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2009-2010 годы 22
2.3 Прогнозный анализ доходов бюджета на 2011-2012 годы 28
3 Перспективы развития региональных бюджетов в российской федерации на примере Челябинской области 33
3.1 Особенности бюджета на 2012-2014 годы 33
3.2 Основные направления налоговой и бюджетной политики 35
Заключение 39
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

kursovai_самая новая.docx

— 129.04 Кб (Скачать файл)

С целью повышения эффективности  использования бюджетных средств  планомерно и последовательно увеличивается  доля программных расходов бюджета  Челябинской области.

В 2012 году запланирована  реализация 35 областных целевых  программ с объемом финансирования 8 млрд. 350,3 млн. рублей с приростом 15%. В рамках каждой отрасли реализуется  комплекс ведомственных целевых  программ.

Губернатором области  жестко и настойчиво проводится работа по планированию эффективного вложения бюджетных расходов, исходя из их приоритетности с точки зрения реализации важнейших социально-экономических задач, стоящих перед областью.

Приоритетом планирования бюджетных  расходов стало повышение уровня жизни граждан, безусловное выполнение социальных обязательств.

Расходы по социально ориентированным  отраслям составят в 2012 году 68% от общего объема расходов, в 2013, 2014 годах – 73%. Это образование, здравоохранение, социальная политика, спорт, культура [2].

Финансирование по разделу  «Социальная политика» предусмотрено  в 2012 году в объеме 19 млрд. 872,6 млн. рублей. В 2011 году он составлял 18 млрд. рублей.

Одним из приоритетных направлений  развития региональной экономики остается поддержка малого и среднего предпринимательства.

По количеству малых предприятий  на 100 тысяч жителей и их обороту  Челябинская область наращивает результаты.

Предусмотрено продолжение  работы по предоставлению грантов начинающим предпринимателям, финансовой поддержке  лизинговых программ, инновационных  предприятий, муниципальных программ развития предпринимательства.

Предусматривается продолжение  работы по формированию и реализации региональной инвестиционной политики, направленной на создание комфортной среды для инвесторов.

Особое внимание в бюджетной  политике уделено реализации комплексных  проектов по созданию высокотехнологичных  производств, трансферу технологий, развитию региональной инновационной  инфраструктуры.

Планируется сохранить стратегические направления государственной поддержки  агропромышленного комплекса области. Это – поддержка животноводства, элитного семеноводства, малых форм хозяйствования, приобретения техники, финансирование мероприятий по социальному развитию села и поддержка кадрового потенциала АПК.

Стратегическими направлениями  бюджетного инвестирования предусмотрена  реализация жилищной политики и создание современной дорожной сети региона. Предусмотрено продолжение формирования рынка доступного и качественного  жилья.

В рамках областной целевой  программы повышения энергоэффективности  экономики Челябинской области  и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2010 - 2020 годы на сегодняшний день приборами  учёта коммунальных ресурсов оборудованы  все областные бюджетные учреждения. Однако муниципальные бюджетные  учреждения и особенно жилой фонд далеки от стопроцентного выполнения задачи.

Таким образом, проанализировав основные направления бюджетной политики региона, можно сделать вывод, что бюджет будущих лет будет ориентирован на социальную сферу – образование, здравоохранение, культуру, увеличение оплаты труда, улучшение работы коммунальных и дорожных служб. Особое внимание уделено программам поддержки малого и среднего бизнеса и эффективному инвестированию средств, с целью получения наибольших доходов от дальнейших налогов. Также получили развитие целевые программы, как аппарат расходования бюджетных средств. Учтены приоритеты совершенствования налоговой политики как основного механизма получения доходов.

В целом приоритет бюджетной  политики направлен на улучшения  жизнедеятельности граждан, что  можно оценить положительно.

Тем не менее, не прослеживается тенденции развития природоохранной  деятельности в регионе. Учитывая специфику  развития нашего региона, данная деятельность должна являться одной из приоритетных.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав теоретическую  часть работы можно сделать вывод, что в условиях демократии одной  из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают бюджеты  субъектов РФ, средства региональных внебюджетных фондов и кредитные  ресурсы, финансы коммерческих и некоммерческих.

Региональные финансы  – этосистема экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта на экономическое и социальное развитие субъекта Российской Федерации.

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

Наличие у каждого из субъектов  РФ бюджета укрепляет их экономическую  самостоятельность, активизирует хозяйственную  деятельность, позволяет им развивать  инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы  финансовых ресурсов.

Таким образом, региональные финансы являются средством стабильности и методом развития регионов, а, следовательно, отдельных граждан.

Финансовый контроль и  анализ бюджета региона является главным в работе органов государственной  власти субъектов РФ.

Во второй главе проведен анализ динамики доходов и расходов бюджет консолидированного бюджета  Челябинской области с 2005 по 2010 год. Была выявлена динамика увеличения доходов по сравнению с 2005 годом. Причем с 2007 года доходы выросли на порядок по сравнению с предыдущими годами. В 2009 году было незначительное отклонение доходов и расходов по сравнению с общей тенденцией роста. В 2010 году мы наблюдаем значительное увеличение доходов и расходов бюджета. С 2007 года наблюдается дефицит бюджета. В 2010 году дефицит исчисляется не миллиардами, а миллионами по сравнению с предыдущими годами, что является положительным эффектом.

Также был проведен структурный анализ доходов и  расходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2009 и 2010 годы.

Проанализировав доходы и расходы бюджетов за 2009 и 2010 годы, можно сделать вывод, что доходы бюджета в основном определяются налогами на прибыль, которые в свою очередь определяют безвозмездные поступления. Что касается расходов бюджета, то можно выявить недостаточность финансирования расходов на охрану окружающей среды, учитывая специфику промышленности Челябинской области. Также затрачивается незначительная доля средств на здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и культуру.

Таким образом, доходы бюджета главным образом строятся на налогах с физических и юридических  лиц, то есть грамотная политика властей  в областях экономики и налогообложения  может повлиять на оптимальность  бюджета, что в свою очередь влияет на благополучие всего региона и  каждого отдельного гражданина в  нем.

Также был проведен прогнозный анализ на два ближайших  года, согласно которому область продолжит  положительную тенденцию формирования бюджетов.

В результате проведенного анализа бюджета Челябинской области на были выявлены определенные тенденции, определяющие приоритеты налоговой и бюджетной политики региона:

  • Налоговые доходы имеют тенденцию к увеличению. Это обусловлено тем, что основными направлениями налоговой политики наближайшее время станут: создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также качественного улучшения налогового администрирования.
  • Неналоговые доходы и безвозмездные поступления имеют тенденцию к снижению.
  • Бюджет Челябинской области сохраняет уровень своей социальной направленности.

Проанализировав основные направления  бюджетной политики региона, можно  сделать вывод, что бюджет будущих  лет будет ориентирован на социальную сферу – образование, здравоохранение, культуру, увеличение оплаты труда, улучшение  работы коммунальных и дорожных служб. Особое внимание уделено программам поддержки малого и среднего бизнеса  и эффективному инвестированию средств, с целью получения наибольших доходов от дальнейших налогов. Также  получили развитие целевые программы  как аппарат расходования бюджетных  средств. Учтены приоритеты совершенствования  налоговой политики как основного  механизма получения доходов.

С учетом положительных трендов  развития экономики региона в  Челябинской  области определены следующие основные задачи:

  • проведение эффективной налоговой и долговой политики;
  • повышение эффективности бюджетных расходов;
  • расширение и совершенствование применения программно-целевого метода бюджетного планирования;
  • стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности;
  • формирование рациональной сети государственных учреждений;
  • дальнейшее развитие межбюджетных отношений как инструмента повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

 

В целом приоритет бюджетной  политики направлен на улучшения  жизнедеятельности граждан, что  можно оценить положительно.

Тем не менее, не прослеживается тенденции развития природоохранной  деятельности в регионе. Учитывая специфику  развития нашего региона, данная деятельность должна являться одной из приоритетных.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.
  2. Закон Челяби<span class="ConsPlusTitle

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации