Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:23, курсовая работа
На современном этапе в Российской Федерации (далее – РФ) повышается роль региональных органов власти. Выполнение возложенных на территориальные органы власти функций по обеспечению населения жилищно-коммунальными и социально-культурными услугами зависит от уровня развития их финансовой базы.
На выбор темы повлияла актуальность региональных финансов в экономики государства. В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Введение 3
1 Экономическое содержание и состав региональных финансов 6
1.1 Экономическая сущность региональных финансов 6
1.2 Состав региональных финансов 15
2 Бюджеты субъектов рф как основное звено региональных финансов 20
2.1 Анализ и оценка динамики консолидированного бюджета Челябинской области за 2006-2010 годы 20
2.2 Анализ структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2009-2010 годы 22
2.3 Прогнозный анализ доходов бюджета на 2011-2012 годы 28
3 Перспективы развития региональных бюджетов в российской федерации на примере Челябинской области 33
3.1 Особенности бюджета на 2012-2014 годы 33
3.2 Основные направления налоговой и бюджетной политики 35
Заключение 39
Список литературы 43
Из таблицы 1 видно, что прослеживается динамика увеличения доходов по сравнению с 2006 годом. Причем, начиная с 2007 года доходы выросли в 4 раза по сравнению с предыдущими годами. Александр Козинский (metrogazeta.ru): «Доходы города Челябинска и Челябинской области растут очень быстрыми темпами. По Челябинску прирост бюджетных доходов в 2007 году составил 53,6%, по области — 33,1%. Причиной опережения в темпах роста муниципальным бюджетом регионального является передача областных бюджетных полномочий на 3,2 млрд. руб. от области городу вместе с соответствующими источниками поступлений». Увеличение расходов бюджета связано с финансированием социальной сферы в регионе, в том числе с ростом зарплат работников бюджетной сферы. В 2009 году было незначительное отклонение доходов и расходов по сравнению с общей тенденцией роста. В 2010 году мы наблюдаем значительное увеличение доходов и расходов бюджета. С 2007 года наблюдается дефицит бюджета. В 2010 году дефицит исчисляется не миллиардами, а миллионами по сравнению с предыдущими годами, что является положительным эффектом. На рисунках 3 и 4 представлены диаграммы изменения темпов роста доходов и расходов за 2006 – 2010 годы соответственно.
Рисунок 3 – Динамика доходов консолидированного бюджета
Рисунок 4 – Динамика расходов консолидированного бюджета
Рассмотрим подробнее источники доходов и статьи расходов бюджета за 2009 и 2010 годы.
Доходы консолидированного бюджета в 2009 году сократились на 16,0 % к уровню 2008 года и составили 88 млрд. 251 млн. рублей. При этом собственные доходы снизились на 33,3% и составили 59 млрд. 433 млн. рублей. На данную тенденцию повлиял общемировой кризис и, как следствие, снижение темпов роста заработной платы и уменьшение доходов консолидированного бюджета области. Наша область с преобладанием металлургии и машиностроения вошла в группу регионов, на которых кризис отразился сильнее всего. Из-за резкого снижения спроса и сокращения экспорта при значительном падении мировых цен на металлы существенно упали объёмы промышленности. Основной показатель, отражающий общеэкономическое развитие области – валовой региональный продукт, который в этом году оценивается в 575,6 млрд. рублей со снижением почти на 15 процентов, что, прежде всего, связано со значительным падением промышленного производства. Главной статьей доходов в бюджете явились налоги на прибыль, при этом основным доходным источником стал налог на доходы физических лиц, его поступления составили 29 млрд. 761 млн. рублей, налог на прибыль организаций, ранее являвшийся основным доходным источником, стал лишь третьим по величине: его доля снизилась с 34 до 8%, и в абсолютных цифрах составили 4 млрд. 935,5 млн. рублей. За счет реализации приоритетных национальных проектов, стабилизации ситуации на рынке труда, повышения социальной ответственности бизнеса удалось сохранить заработную плату населению, что способствовало увеличению доходов физических лиц. Общемировой кризис и как следствие отсутствие инвестиций отрицательно сказались на прибыли организаций. Налог на имущество, включающий имущество физических лиц и организаций, составил 12,3 % от общих доходов. В условиях недостатка собственных средств в течение 2009 года всеми областными министерствами осуществлялась работа по привлечению дополнительных федеральных трансфертов. В целом финансовая поддержка области составила 28 млрд. 760,8 млн. рублей, что в 3 раза превышает первоначально запланированные показателями. Остальные статьи доходов являются незначительными.
В расходной части бюджета приоритет отводится социальной сфере, здравоохранению и образованию. Так, доля заработной платы составила более 30% от всего объема расходов. Сохранены в полном объеме и профинансированы не только социальные выплаты гражданам, предусмотренные федеральным законодательством, но и те меры поддержки, которые установлены по инициативе области. Незначительно финансируются такие статьи бюджета как охрана окружающей среды и национальная оборона.
Таблица 2 – Доходы консолидированного бюджета Челябинской области за 2009 год, в рублях
Наименование статьи дохода |
Значение |
Доля, % |
Налоги на прибыль, доходы |
34696118339,30 |
39,31 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
4833274455,97 |
5,48 |
Налоги на совокупный доход |
2999934357,20 |
3,40 |
Налоги на имущество |
10880836113,34 |
12,33 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
411303777,89 |
0,47 |
Государственная пошлина |
378720542,73 |
0,43 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
38998808,13 |
0,04 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
3241706272,01 |
3,67 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
399786545,48 |
0,45 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
451865916,86 |
0,51 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
733082728,83 |
0,83 |
Административные платежи и сборы |
-88767,33 |
0,00 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
395148569,49 |
0,45 |
Прочие неналоговые доходы |
95300729,27 |
0,11 |
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
5206494,45 |
0,01 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-127920434,73 |
-0,14 |
Безвозмездные поступления |
28818354141,16 |
32,65 |
Итого |
88251628590,05 |
100 |
Таблица 3 – Расходы консолидированного бюджета Челябинской области за 2009 год, в рублях
Наименование статьи расхода |
Значение |
Доля, % |
Общегосударственные вопросы |
5453735431,36 |
5,86 |
Национальная оборона |
32409246,48 |
0,03 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
4499904544,13 |
4,83 |
Национальная экономика |
10119431297,77 |
10,86 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
11699276834,84 |
12,56 |
Охрана окружающей среды |
284449374,37 |
0,31 |
Образование |
24249870584,11 |
26,03 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
2278443043,21 |
2,45 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
11802193766,47 |
12,67 |
Социальная политика |
17107872220,36 |
18,37 |
Межбюджетные трансферты |
5617785937,00 |
6,03 |
Итого |
93145372280,10 |
100 |
Доходы консолидированного бюджета 2010 года выросли по сравнению с 2009 годом на 24% и составили 109 миллиардов 408,8 миллиона рублей. Собственные доходы областного бюджета выросли на 57%, но пока не вышли на докризисный уровень (ниже на 7%).
Основная статья доходов налог на прибыль вырос по сравнению с 2009 годом и составил 47,9 % от общих доходов в основном за счет доходов физических лиц, а безвозмездные поступления снизились до 21,9 %. В области действовал антикризисный штаб под руководством Губернатора, 6 отраслевых рабочих групп, 43 муниципальных штаба. Благодаря принятым антикризисным мерам падение объемов производства замедлилось, а в отдельных отраслях наметились тенденции к их увеличению. В остальном структура доходов повторяет предыдущий год. Таким образом, доходы бюджета в основном определяются доходами физических лиц и фирм.
Дефицит консолидированного
бюджета Челябинской области
в 2010 году был уменьшен почти в 30
раз – с первоначально
Таблица 4 – Доходы консолидированного бюджета Челябинской области за 2010 год, в рублях
Наименование статьи дохода |
Значение |
Доля, % |
Налоги на прибыль, доходы |
52353451758,38 |
47,85121 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
7603088807,60 |
6,949245 |
Налоги на совокупный доход |
3409741651,74 |
3,116514 |
Налоги на имущество |
14246016170,83 |
13,0209 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
518570015,98 |
0,473975 |
Государственная пошлина |
1052847064,78 |
0,962305 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
62503322,38 |
0,057128 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
3609994527,74 |
3,299546 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
470059636,00 |
0,429636 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
312384188,64 |
0,28552 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1705166988,89 |
1,558528 |
Административные платежи и сборы |
32363,92 |
2,96E-05 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
455020252,92 |
0,41589 |
Прочие неналоговые доходы |
156048401,20 |
0,142629 |
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
72466198,94 |
0,066234 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-581048182,09 |
-0,53108 |
Безвозмездные поступления |
23962498269,35 |
21,90179 |
Итого |
109408841437,20 |
100 |
Объем расходов бюджета области в 2010 году увеличился на 18% до 109 миллиардов 824,7 миллиона рублей. Свыше 19,4 % расходов – это социальные политика, объем которых увеличился в 2010 году на 20%. Доля расходов на здравоохранение, как и на образование, уменьшилась на 1 %, но численно выросла на 0,9 млрд. руб., а на образование на 3,3 млрд. руб. На 4 млрд. руб. выросли расходы на национальную экономику и составили 12,9 % всех расходов. Уменьшились в численном выражении расходы на национальную оборону, национальную безопасность и охрану окружающей среды.
Спикер констатировал, что параметры бюджета 2010 года заметно улучшились по сравнению с аналогичными показателями 2009 года. «Это важно. Это вселяет оптимизм и надежду, что положительная динамика сохранится, и бюджет 2011 года станет логическим продолжение бюджета 2010 года», – отметил Владимир Мякуш [4, 9, 11].
Таблица 5 – Расходы консолидированного бюджета Челябинской области за 2010 год, в рублях
Наименование статьи расхода |
Значение |
Доля, % |
Общегосударственные вопросы |
6352988048 |
5,78 |
Национальная оборона |
32397464,94 |
0,03 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
5027729115 |
4,58 |
Национальная экономика |
14133051129 |
12,87 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
13892249590 |
12,65 |
Охрана окружающей среды |
270278418,1 |
0,25 |
Образование |
27544907354 |
25,08 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
2688661161,00 |
2,45 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
12734606857,72 |
11,60 |
Социальная политика |
21334636365,90 |
19,43 |
Межбюджетные трансферты |
5813170055,35 |
5,29 |
Итого |
109824675559,10 |
100 |
Проанализировав доходы и расходы бюджетов за 2009 и 2010 годы, можно сделать вывод, что доходы бюджета в основном определяются налогами на прибыль, которые в свою очередь определяют безвозмездные поступления. Что касается расходов бюджета, то можно выявить недостаточность финансирования расходов на охрану окружающей среды, учитывая специфику промышленности Челябинской области. Также затрачивается незначительная доля средств на здравоохрание, жилищно-коммунальное хозяйство и культуру.
Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации