Роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – раскрыть сущность и показать роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны .
Объектом данного исследования являются государственные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Предметом настоящего исследования являются бюджетная система Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсач по финансам.docx

— 460.64 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее  время экономическая политика государства  направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции  и оказания услуг. Вместе с тем  невозможно добиться экономического роста  без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая  личный уровень доходов граждан.

В современных  условиях в решении вопросов социальной политики наряду с бюджетом повышается значение социальных внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды –  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Социальные внебюджетные фонды созданы для реализации мероприятий государственной социальной политики и социального страхования.

Социальное  страхование – объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые  в силу некоторых причин не могут  трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального  страхования – одна из предпосылок  обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население  страны.

Вопросы, связанные с социальным обеспечением всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в жизни  государства и общества.

В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения  национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации.

Таким образом, актуальность данной темы заключается  в том, что в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан  России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме  социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания  населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования  системы социального обеспечения  и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Цель  настоящей работы – раскрыть сущность и показать роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны.

Объектом  данного исследования являются государственные  внебюджетные фонды РФ: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Предметом настоящего исследования являются бюджетная  система Российской Федерации.

 

 

1. Понятие внебюджетных социальных фондов

 

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана  с развитием специальных видов  правительственной деятельности, для  которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались  за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или  счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными.

Создание специальных фондов позволяло  привлекать дополнительные средства для  расширения сферы деятельности правительства  в области всегда актуальных военных  расходов, научных исследований, регулирования  экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались  для строительства, правительственной  предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным  долгом, системой национального страхования.

В России составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся  на финансирование расходов, связанных  с осуществлением основных функций  государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и  содержался в тайне. За счет его средств  погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме  того, за счет средств чрезвычайного  бюджета покрывался дефицит обыкновенного  бюджета, так как бюджетная система  СССР предусматривала существование  одного государственного бюджета.

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Это форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась  задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые  в рамках бюджета финансировались  с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных  или региональных (местных) органов  власти и имеющие целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

Реформирование  системы государственных финансов в 90-е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т.п.

Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно чёткое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объёмы средств  этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование  указанных финансовых ресурсов.

Внебюджетные  фонды являются важным звеном в системе  публичных финансов во всех развитых странах мира.

Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные  фонды, которые появились задолго  до возникновения бюджета для  решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный  характер; число их росло в связи  с увеличением задач, стоящих  перед государством.

В современных  условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения  национального дохода, а иногда и  части совокупного общественного  продукта, с целью защиты интересов  отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Увеличение  количества внебюджетных фондов и совокупного  объёма аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например во Франции, они сопоставимы с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется, прежде всего, возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.

Главная причина возникновения внебюджетных фондов – это необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и  обеспечение их самостоятельными источниками  доходов. Решение об образовании  внебюджетных фондов принимают Федеральное  Собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления.

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

  1. выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение;
  2. формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Так, во многих странах был создан фонд социального  страхования, предназначенный для  социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения и выделенный из центрального бюджета. Создание других фондов связано с возникновением новых ранее не известных расходов, которые заслуживают особого  внимания со стороны общества. В  таком случае по предложению правительства  законодательный орган принимает  специальное решение об образовании  внебюджетного фонда. Так в ряде государств возникли экономические  внебюджетные фонды (Российский Фонд технологического развития, инвестиционные фонды, финансовые фонды поддержки отраслей).

Внебюджетные  специальные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным  источником внебюджетных фондов, как  и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального  дохода.

Главными  методами мобилизации национального  дохода в процессе перераспределения  при формировании фондов являются:

  • специальные налоги и сборы
  • средства из бюджета и займы

Основной  метод – специальные налоги и  сборы, установленные законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счёт средств центрального и региональных (местных) бюджетов.

Средства  из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства.

Положительное сальдо внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли  в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие  внебюджетных фондов определяет сложные  многоступенчатые связи, возникающие  между самими внебюджетными фондами, внебюджетными фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают  односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних  связях денежные средства идут в одном  направлении: от других финансовых звеньев  к внебюджетному фонду. Такая  связь возникает при формировании фондов или при использовании  ими средств. Например, валютные фонды  многих стран образуются за счёт средств  центрального бюджета в форме  безвозвратных субсидий. Односторонняя  связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет  часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, создаваемый за счёт специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету.

При двусторонних связях денежный поток движется между  внебюджетными фондами и другими  звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального  страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств  центрального бюджета. Одновременно при  наличии активного сальдо они  приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно взаимодействует с разными финансовыми  звеньями, т.е. денежные средства движутся в разных направлениях между ними.

Таким образом, внебюджетные фонды – это специфическая  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических  потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Перед внебюджетными  фондами стоят важные задачи:

  1. обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики (например, фонды НИОКР, экологические фонды и др.);
  2. расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.

В системе  государственных и муниципальных  денежных фондов различают государственные  и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании  законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, законов и подзаконных  нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Информация о работе Роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны