Роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – раскрыть сущность и показать роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны .
Объектом данного исследования являются государственные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Предметом настоящего исследования являются бюджетная система Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсач по финансам.docx

— 460.64 Кб (Скачать файл)

Затраты на содержание Фонда, создание и поддержание  его материально-технической базы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда ОМС.

Имущество Федерального фонда ОМС является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Федеральный фонд ОМС ежегодно разрабатывает  бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства  РФ утверждаются федеральным законом.

Управление  Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом – правлением и постоянно действующим исполнительным органом – директором.

Ликвидация  и реорганизация Федерального фонда  ОМС осуществляется в случае принятия соответствующего федерального закона и проводится в соответствии с  гражданским законодательством  РФ.

 

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Территориальный фонд) создается Верховным Советом  республики в составе Российской Федерации и правительством республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов и  администрацией автономной области, автономного  округа, края, области, города Москвы, города Санкт-Петербурга для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования как составной  части государственного социального страхования.

Территориальный фонд является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово-кредитным  учреждением. Территориальный фонд является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и «Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. №4543–1.

Основными задачами Территориального фонда являются:

1) обеспечение реализации Закона  Российской Федерации «О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации»;

2) обеспечение  предусмотренных законодательством  Российской Федерации прав граждан  в системе обязательного медицинского  страхования;

3) обеспечение всеобщности обязательного  медицинского страхования граждан;

4) достижение социальной справедливости  и равенства всех граждан в  системе обязательного медицинского  страхования;

5) обеспечение  финансовой устойчивости системы  обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд выполняет следующие функции:

  • аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан;
  • осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее – страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;
  • осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
  • разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории;
  • осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;
  • согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;
  • вносит предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
  • согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;
  • осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом ОМС и другими территориальными фондами ОМС;
  • предоставляет Федеральному фонду ОМС информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции;
  • проводит разъяснительную работу по вопросам, относящимся к компетенции Территориального фонда;
  • осуществляет другие мероприятия по организации обязательного медицинского страхования граждан.

Финансовые  средства Территориального фонда находятся  в государственной собственности  Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

Финансовые  средства Территориального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов предприятий,  организаций, учреждений и иных  хозяйствующих субъектов, независимо  от форм собственности, на обязательное  медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом  Российской Федерации, а также  средств, предусматриваемых органами  исполнительной власти в соответствующих  бюджетах на обязательное медицинское  страхование неработающего населения;

2) доходов, получаемых от использования  временно свободных финансовых  средств и нормированного страхового  запаса финансовых средств Территориального  фонда;

3) финансовых средств, взыскиваемых  со страхователей, медицинских  учреждений и других юридических  и физических лиц в результате  предъявления им регрессных требований;

4) добровольных взносов физических  и юридических лиц;

5) иных поступлений, не запрещенных  законодательством Российской Федерации.

Руководство деятельностью Территориального фонда  осуществляется правлением и его  постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.

Для выполнения своих задач Территориальный  фонд может создавать в городах  и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с  положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда.

Контроль  за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная  комиссия.

Отчет о  доходах и использовании средств  Территориального фонда, а также  о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами представительной и исполнительной власти и публикуется в средствах  массовой информации.

Территориальный фонд ведет учет и отчетность в  установленном порядке.

Финансовые  средства Территориального фонда, не израсходованные  в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.

Тарифы:

На 2013 год  основные тарифы страховых взносов  в ФФМС - с облагаемых доходов  в пределах 568 тыс. рублей: 5,1%

С облагаемых доходов, превышающих 568 тыс. рублей: 0%

  1. Место внебюджетных социальных фондов в бюджетной системе РФ

 

Одним из институтов финансовой системы Российской Федерации являются целевые фонды  денежных средств, создание которых  позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических  задач.

Создание  подобных фондов обусловлено социальным характером Российской Федерации, что  закреплено в ст. 2 и 7 Конституции РФ, в соответствии с которыми человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – обязанностью государства. Следовательно, политика нашего государства должна быть направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Достижению названных целей и должно способствовать создание целевых государственных внебюджетных фондов.

Названные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим также и  порядок их расходования.

В финансовом праве под фондом понимается не только соответствующая организация (орган), например Пенсионный фонд, но и собственно фонд денежных средств, который формируется  за счет установленных законом источников, аккумулируемых на определенных счетах и предназначенных для определенных целей.

Особенностью  формируемых фондов является то, что  они:

1) создаются  только на основании нормативно-правового  акта (закона, постановления и др.);

2) формируются  компетентным, уполномоченным органом;

3) образуются  с заранее установленной целью; 

4) подлежат  государственному финансовому контролю;

5) являются  институтом финансовой системы; 

6) целевые  внебюджетные фонды социального  назначения включены в бюджетную  систему Российской Федерации.

Практика  формирования подобных целевых фондов начала складываться в начале 90-х  гг. ХХ в. Первоначально были образованы Пенсионный фонд РФ, дорожные фонды  в составе бюджетов и иные внебюджетные фонды. Фонды создавались как  на федеральном, региональном, так и  на муниципальном уровнях для  гарантирования финансового обеспечения  наиболее значимых социальных или иных экономических потребностей. Вместе с тем создание подобных фондов зачастую использовалось для того, чтобы аккумулировать финансовые ресурсы вне бюджетов для их бесконтрольного расходования. Уже к середине 1990-х гг. суммарно доходы всех внебюджетных фондов в  несколько раз превышали доходы федерального бюджета, что свидетельствовало  о распылении государственных ресурсов, а не их концентрации на наиболее важных направлениях финансовой деятельности. Закономерно, что государство, стремясь к наиболее полному, эффективному использованию получаемых им доходов, законодательно стало ограничивать число подобных фондов, усиливая одновременно государственный финансовый контроль за расходованием средств иных внебюджетных фондов.

Важнейший этап упорядочения процессов формирования подобных фондов, повышения их эффективности  связан с принятием Бюджетного кодекса  РФ, в котором законодательно закреплен  порядок создания целевых государственных  и муниципальных бюджетных и  внебюджетных фондов, а также их включение в бюджетную систему  Российской Федерации.

Помимо  Конституции РФ, Бюджетного кодекса  РФ важнейшей правовой базой функционирования названных фондов являются:

1) федеральный  закон о федеральном бюджете  на текущий год, федеральные  законы об обязательном социальном  страховании, обязательном пенсионном, медицинском страховании, иные  федеральные законы, регулирующие  отношения в данной сфере; 

2) законодательство  субъектов Федерации о региональных  бюджетах и внебюджетных фондах;

3) решения  представительных органов местного  самоуправления по соответствующим  вопросам;

4) указы  Президента РФ, регламентирующие  порядок образования отдельных  фондов;

5) постановления  Правительства РФ;

6) нормативно-правовые  акты исполнительных органов  власти субъектов Федерации и  муниципальных образований.

Бюджетная система Российской Федерации включает в себя бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 БК РФ). Государственный внебюджетный фонд можно определить как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Создание  подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и  направлять их на решение определенных социально-экономических задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также  и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной  собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  и изъятию не подлежат.

Правовой  основой формирования и использования  внебюджетных фондов являются Бюджетный  кодекс РФ и другие нормативные акты.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и  плановый период и представляются в  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной  политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения  и социального развития, для внесения в установленном порядке в  Правительство Российской Федерации  с проектом федерального закона о  тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с  проектами соответствующих бюджетов.

Информация о работе Роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны