Денежные
средства ФСС РФ не входят в состав
бюджетов соответствующих уровней,
других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет ФСС РФ и отчет о его
исполнении утверждаются федеральным
законом, а бюджеты региональных
и центральных отраслевых отделений
Фонда и отчеты об их исполнении
после рассмотрения правлением Фонда
утверждаются председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда
осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда
создается центральный аппарат
Фонда, а в региональных и центральных
отраслевых отделениях и филиалах –
аппараты органов Фонда. При Фонде
образуется правление, а при региональных
и центральных отраслевых отделениях
– координационные советы, являющиеся
коллегиальными совещательными органами.
ФСС РФ, его региональные и центральные
отраслевые отделения являются юридическими
лицами, имеют гербовую печать со своим
наименованием, текущие валютные и
иные счета в банках.
Местонахождение ФСС РФ – г. Москва.
Основными задачами ФСС РФ являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства ФСС РФ направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах – участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности;
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только
на целевое финансирование мероприятий,
указанных в Положении о ФСС
РФ. Не допускается зачисление средств
социального страхования на личные
счета застрахованных.
Уплата
страховых взносов в Фонд осуществляется
в соответствии с тарифом, установленным
федеральным законом.
Работодатели
регистрируются в качестве страхователей
в региональных и центральных
отраслевых отделениях (филиалах) ФСС
РФ.
Фонды обязательного
медицинского страхования
Система
обязательного медицинского страхования
создана с целью обеспечения
конституционных прав граждан на
получение бесплатной медицинской
помощи, закрепленных в статье 41 Конституции
Российской Федерации.
Медицинское
страхование является формой социальной
защиты интересов населения в
охране здоровья.
Важнейшим
нормативным правовым актом, регулирующим
обязательное медицинское страхование
является Закон Российской Федерации
«Об обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября
2010 года (далее - Закон).
Закон устанавливает
правовые, экономические и организационные
основы медицинского страхования населения
в Российской Федерации, определяет средства
обязательного медицинского страхования
в качестве одного из источников финансирования
медицинских учреждений и закладывает
основы системы страховой модели финансирования
здравоохранения в стране.
Обязательное
медицинское страхование является
составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает
всем гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении
медицинской и лекарственной
помощи, предоставляемой за счет средств
обязательного медицинского страхования
в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.
Для реализации
государственной политики в области обязательного
медицинского страхования граждан созданы
Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования.
В качестве
субъектов медицинского страхования
Законом определены гражданин, страхователь,
страховая медицинская организация,
медицинское учреждение.
В настоящее
время в Российской Федерации
созданы как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные
учреждения Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и 84 территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования для реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования как составной
части государственного социального страхования.
Федеральный
и территориальный фонды обязательного
медицинского страхования созданы
в 1993 г. для реализации государственной
политики в области обязательного медицинского
страхования граждан как составной части
государственного социального страхования.
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
(далее – Федеральный фонд ОМС)
осуществляет свою деятельность в соответствии
с Конституцией РФ, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента РФ, постановлениями
и распоряжениями Правительства
РФ и Уставом Федерального фонда
ОМС, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 29.07.1998 г. №857.
Федеральный
фонд ОМС является самостоятельным
государственным некоммерческим финансово-кредитным
учреждением. Является юридическим
лицом, имеет самостоятельный баланс,
обособленное имущество, счета в
учреждениях ЦБРФ и др. кредитных
организациях, печать со своим наименованием,
штампы и бланки установленного образца.
Местонахождение
Федерального фонда ОМС г. Москва.
Федеральный
фонд ОМС выполняет следующие
функции:
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС;
- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
- выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам ОМС, в т.ч. на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ ОМС;
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы РФ контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС;
- осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
7) осуществляет в пределах своей
компетенции организационно-методическую
деятельность по обеспечению
функционирования системы обязательного
медицинского страхования;
8) вносит в установленном порядке
предложения по совершенствованию
законодательных и иных нормативных
правовых актов по вопросам
обязательного медицинского страхования;
9) участвует в разработке базовой
программы обязательного медицинского
страхования граждан;
10) осуществляет сбор и анализ
информации, в том числе о финансовых
средствах системы обязательного
медицинского страхования, и представляет
соответствующие материалы в
Правительство Российской Федерации;
11) организует в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации,
подготовку специалистов для
системы обязательного медицинского
страхования;
12) изучает и обобщает практику
применения нормативных правовых
актов по вопросам обязательного
медицинского страхования;
13) обеспечивает в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации,
организацию научно-исследовательских
работ в области обязательного
медицинского страхования;
14) участвует в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации,
в международном сотрудничестве
по вопросам обязательного медицинского
страхования;
15) ежегодно в установленном
порядке представляет в Правительство
Российской Федерации проекты
федеральных законов об утверждении
бюджета Федерального фонда на
соответствующий год и о его
исполнении;
16) осуществляет
в соответствии с законодательством
Российской Федерации расходы
на реализацию мер социальной
поддержки отдельных категорий
граждан по обеспечению лекарственными
средствами.
Финансовые
средства Фонда являются федеральной
собственностью, не входят в состав
бюджетов, других фондов и изъятию
не подлежат.
Финансовые
средства Федерального фонда ОМС
образуются за счет:
- части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- нормированного страхового запаса Фонда;
- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Временно
свободные финансовые средства Федерального
Фонда ОМС в целях защиты их
от инфляции размещаются на банковских
депозитах и могут использоваться
для приобретения высоколиквидных государственных
ценных бумаг.