Роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – раскрыть сущность и показать роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны .
Объектом данного исследования являются государственные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Предметом настоящего исследования являются бюджетная система Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсач по финансам.docx

— 460.64 Кб (Скачать файл)

Стремительное развитие денежные фонды получили в  России в 90-х гг. XX в. В условиях перехода к рыночной экономике, характеризующейся повышением уровня социального риска, сопряженного с безработицей, материальной необеспеченностью работников и другими явлениями, поддержание сложившегося уровня финансирования существующей системы социальной защиты, базирующейся на доходах государственного бюджета, стало проблематично. Возникла объективная необходимость в установлении связей между получением социальных выплат и созданием фонда финансовых ресурсов, из которого они осуществляются. Решением данной задачи было создание внебюджетных фондов государства.

Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия  бюджетной системы, включив в  нее, помимо бюджетов в собственном  смысле слова, внебюджетные государственные  фонды (ст. 6 БК РФ).

Таким образом, можно дать определение внебюджетным фондам: это самостоятельное звено  финансовой системы, представляющее обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной  власти и предназначенные для  финансирования социальных конституционных  прав граждан.

Финансовые  ресурсы фондов находятся в государственной  собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию  на какие-либо цели, прямо не предусмотренные  законом.

Для обеспечения  эффективности функционирования внебюджетных фондов был предусмотрен принципиально  иной механизм их формирования, который  значительно отличался от формирования бюджета.

Если  доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов –  инструмента внеэкономического  административного принуждения, то механизм формирования государственных  внебюджетных фондов базируется на обязательных страховых взносах. Кроме страховых  взносов, предусмотрены и другие источники доходов: средства бюджета, перечисляемые в законодательном  порядке в государственные внебюджетные фонды, добровольные взносы юридических  и физических лиц и доходы от капитализации  временно свободных финансовых ресурсов.

Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов – социальная сфера. Следует  отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда направлена на разрешение определенного круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения. Деятельность Фонда социального страхования РФ направлена на обеспечение финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых программ в рамках реализации Закона РФ от 28 июня 1991 г. №1499–1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

 Государственные  внебюджетные фонды должны:

служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;

являться  одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;

функционировать как самостоятельные финансово-кредитные  учреждения, т.е. обеспечивать эффективность  процесса формирования и использования  фондов денежных средств.

Перечень  целей, определяющих основные направления  расходования средств государственными внебюджетными фондами, выглядит следующим  образом:

социальное  обеспечение по возрасту;

социальное  обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о социальном обеспечении;

социальное  обеспечение в случае безработицы;

охрана  здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Совокупность  государственных внебюджетных фондов можно разделить на две группы – государственные внебюджетные фонды социального назначения и прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).

2.Виды внебюджетных фондов Российской Федерации

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входят:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная  система оказания государственных  услуг в области социального  обеспечения в России.

ПФР был  образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре  Пенсионного фонда - 8 Управлений в  Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного  фонда в субъектах РФ, а также  ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а  также почти 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В  системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ и Положением о Пенсионном фонде  Российской Федерации (России) (утв. Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 г. №2122–1). Местонахождение ПФР – г. Москва. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией. Правление возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

ПФР и  его денежные средства находятся  в государственной собственности  РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

Бюджет  Пенсионного фонда образуется в  основном из страховых взносов страхователей, к которым относятся:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в т.ч.: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
  2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также  постоянно или временно проживающие  на территории иностранные граждане и лица без гражданства.

Обязательным  страховым обеспечением по обязательному  пенсионному страхованию являются:

– страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

– страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

– страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

– социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих в день смерти.

Суммы страховых  взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда  РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Денежные  средства обязательного пенсионного  страхования хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений ЦБР на счетах, открываемых в кредитных  организациях. Перечень кредитных организаций  определяется Правительством РФ в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Средства  ПФР формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в т.ч. фермеров и адвокатов;
  • ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию  наряду с ПФР могут являться негосударственные  пенсионные фонды.

Отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности и ликвидации указанных фондов, регулируются Федеральным Законом от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Застрахованное  лицо вправе отказаться от получения  накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления, учтенные в специальной части  индивидуального лицевого счета, в  негосударственный пенсионный фонд, начиная с 1 января 2004 года.

Тарифы  страховых взносов на 2013 год:

  1. с  облагаемых доходов в пределах 568 тыс. рублей:  22%
  • на выплату страховой части пенсии: для лиц 1966 года рождения и старше - 22%;
  • для лиц 1967 года рождения и моложе - 16 %;
  • на выплату накопительной части пенсии: для лиц 1967 года рождения и моложе — 6%.
  1. С облагаемых доходов, превышающих 568 тыс. рублей: 10%
  • на выплату страховой части пенсии: для лиц 1966 года рождения и старше - 10 %;
  • для лиц 1967 года рождения и моложе - 10 %;
  • на выплату накопительной части пенсии: для лиц 1967 года рождения и моложе - 0 %.

 

Фонд социального  страхования РФ

Указом  президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Фонд социального страхования  Российской Федерации (далее именуется  – ФСС РФ) управляет средствами государственного социального страхования  Российской Федерации. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. №101 «О фонде социального страхования Российской Федерации».

ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Информация о работе Роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны