Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:36, курсовая работа
Цель работы – изучить тему «Рынок ценных бумаг и его регулирование» ,а именно: структуру, понятие, функции и основные инструменты, а также познакомится, как рынок ценных бумаг организуется и регулируется государством.
Тема курсовой работы является очень актуальной. Её актуальность определяется необходимостью решения в ближайшее время вопросов, связанных с созданием предпосылок для успешного развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Понятие, структура, функции рынка ценных бумаг…………..………………4
1.1 Понятие и функции рынка ценных бумаг…………………………………...4
1.2 Структура рынка ценных бумаг……………………………………………...5
2 Основные инструменты ценных бумаг………………………………………...19
3 Организация и регулирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………12
3.1 Организация рынка ценных бумаг в Республике Беларусь………………...12
3.2 Регулирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь……………....17
3.2.1 Лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка ценных бумаг ……………………………………17
3.2.2 Государственное регулирование эмиссии ценных бумаг………………..18
3.2.3 Налогообложение операций с ценными бумагами ……………………….23
3.2.4 Финансовый контроль на рынке ценных бумаг …………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...29
Литература…………………………………………………………………………31
Коносамент - документ (контракт) стандартной (международной) формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение.
Таким образом, акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Для того чтобы осуществить наличный выпуск (эмиссию) акций, компания обязана представить подробную информацию о своем финансовом положении, после чего ей будет выдано официальное разрешение на указанный выпуск.
Облигации – долговые обязательства акционерных обществ, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустившая их компания является должником и обязуется выплатить владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты - погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (но не совладельцем, как акционер).
3 Организация и регулирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
3.1 Организация рынка ценных бумаг в Беларуси
Рынок ценных бумаг в Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. К таковым относятся рынки стран, где интенсивное развитие механизмов фондового рынка началось по существу с 90-х годов 20-го столетия и которые осуществляют переход к современным моделям экономического развития с целью ликвидации разрыва между ними и высоко развитыми странами.
Государства, формирующие современную инфраструктуру рыночной экономики, в том числе и создание фондового рынка, как правило, стоят перед выбором модели фондового рынка. Различают две основные модели рынка ценных бумаг: североамериканскую (рыночную, спекулятивную) и европейскую (банковскую). В качестве характерного примера действия этих моделей называют США и Германию.
К важнейшим характеристикам североамериканской модели относятся: высокая доля акционерного капитала на рынке ценных бумаг; доминирующая роль инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов; большой удельный вес коммерческих бумаг; финансирование дефицита бюджета только путём выпуска ценных бумаг; низкая доля прямого банковского кредита(25-30%) в финансирование экономики страны; низкая доля участия баков в уставных фондах промышленного сектора экономики; преобладание на рынке ценных бумаг небанковских инвестиционных институтов тенденция к снижению доли банков в финансовых активах.
К основным характеристикам европейской модели относятся: низкая доля акционерного капитала, высокая доля финансирования за счёт выпуска облигационных займов (соотношение облигаций и акций – 1:10); низкая доля инвестиционных фондов; малый удельный вес коммерческих бумаг; традиция прямого кредитования на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг; высокая доля прямого банковского кредита(50-60%) в финансировании экономики страны, относительно высокая доля участия банков в уставных фондах промышленных компаний, формирование различных видов объединений банков и предприятий; на рынке ценных бумаг преобладание влияния банков.
В Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных её характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.
Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:
В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К её элементам прежде всего относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществлявших определённые операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Президента от 20 июля 1998г.№366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество – единая Белорусская валютно-фондовая биржа. Оно наделено правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами (за исключением ИПЧ «Имущество»). На этой бирже активно проводятся торги государственными ценными бумагами и иностранными валютами. Прорабатываются варианты организации торгов пакетами акций приватизируемых предприятий.
В республике создана единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты. Последние осуществляют ведение реестров порядка 70% от общего числа эмитентов. Разработаны Единые стандарты ведения учёта депозитарных операций. Учёт прав собственности осуществляется с использованием депозитарных технологий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что помимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надёжность, скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля за соблюдением законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.
Специфический элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг – его профессиональные участники, благодаря деятельности которых осуществляется обращение ценных бумаг. В соответствии с законодательством Беларуси с ценными бумагами могут осуществляться следующие виды деятельности:
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов:
Корпоративные ценные бумаги представлены преимущественно акциями предприятий и банков. Акционированные предприятия практически не выпускают облигации. Котировка акций на бирже не производится. Переоценка номинальной стоимости акций предприятий осуществляется путём периодической переоценки стоимости основных фондов, в результате которой соответственно возрастает и стоимость акций. Стоимость акций банков корректируется за счёт их индексации в зависимости от темпов инфляции в экономике республики. Вторичного рынка акций, то есть свободной купли-продажи ранее размещённых ценных бумаг, практически нет, поскольку объём биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами очень незначителен. Сделки с акциями преимущественно осуществляются по прямым договорам между эмитентами и инвесторами. Вследствие названных причин ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг чрезвычайно мала.
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. На нём обращаются такие виды ценных бумаг, как :
Разработаны правила
выпуска облигаций Национальног
Рынок государственных ценных бумаг в Беларуси является наиболее развитым и технически хорошо оснащённым. Причём в отличие от рынка корпоративных бумаг государственные ценные бумаги обращаются на вторичном рынке. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными – кредитные и нефинансовые организации.
Муниципальные ценные бумаги в Беларуси представлены облигациями Минского и Брестского целевых жилищных займов. Средний срок их обращения составляет 115 дней. Эти облигации обращаются и на вторичном рынке. Указами Президента Республики Беларусь были установлены льготы на доходы субъектов хозяйствования по операциям с ними.
Депозитные и сберегательные сертификаты выпускаются банками республики сроком до одного года. Векселя – на срок около одного месяца. В республике также выпускаются и товарные векселя.
Именные приватизационные чеки «Имущество» предназначены для участия граждан Беларуси в процессе приватизации государственного имущества. В соответствии с законодательством гражданин Беларуси должен получить свою долю государственного имущества сначала путём получения определённого количества ИПЧ «Имущество», а затем обмена их на акции акционерных государственных предприятий. Обмен чеков на акции производится в отделениях Беларусбанка. Однако можно констатировать, что ни процесс чековой приватизации, ни создание класса собственников посредством выпуска ИПЧ «Имущество» своего развития и ожидаемых результатов в Беларуси не получили. Обмен чеков на акции предприятий идёт вяло как в силу неравномерности процесса приватизации в Беларуси вообще, так и в силу потери доверия населения к ИПЧ «Имущество» в частности. К тому же к настоящему времени стал достаточно очевидным тот факт, что чековая приватизация государственной собственности не приводит ни к повышению эффективности экономики страны, ни к росту доходов граждан.
Ещё одной характеристикой
рынка ценных бумаг в Беларуси
выступает межгосударственное обращение
ценных бумаг субъектов