Рынок ценных бумаг и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить тему «Рынок ценных бумаг и его регулирование» ,а именно: структуру, понятие, функции и основные инструменты, а также познакомится, как рынок ценных бумаг организуется и регулируется государством.
Тема курсовой работы является очень актуальной. Её актуальность определяется необходимостью решения в ближайшее время вопросов, связанных с созданием предпосылок для успешного развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Понятие, структура, функции рынка ценных бумаг…………..………………4
1.1 Понятие и функции рынка ценных бумаг…………………………………...4
1.2 Структура рынка ценных бумаг……………………………………………...5
2 Основные инструменты ценных бумаг………………………………………...19
3 Организация и регулирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………12
3.1 Организация рынка ценных бумаг в Республике Беларусь………………...12
3.2 Регулирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь……………....17
3.2.1 Лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка ценных бумаг ……………………………………17
3.2.2 Государственное регулирование эмиссии ценных бумаг………………..18
3.2.3 Налогообложение операций с ценными бумагами ……………………….23
3.2.4 Финансовый контроль на рынке ценных бумаг …………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...29
Литература…………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

1РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ - копия.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Для привлечения средств на возвратной основе акционерное общество может выпускать облигации. Решение о выпуске облигаций принимается эмитентом в порядке, предусмотренном уставом или другим документом, регулирующим его деятельность. Акционерное общество может принять решение о выпуске облигаций только после полной оплаты акционерами стоимости всех акций. В соответствии с законодательством РБ облигации могут выпускаться под залог имущества, прошедшего аудиторскую проверку. Состав залога должен включать не менее 70 % основных средств эмитента и соответствовать требованиям Закона РБ «О залоге».

В зависимости от сроков, на которые выпускаются облигации, существуют следующие ограничения:

  • облигации на срок до одного года выпускаются в размере, не превышающем 75 % стоимости собственных основных и оборотных средств;
  • облигации на срок от одного года до трех лет выпускаются в размере, не превышающем 50 % стоимости собственных основных и оборотных средств;
  • облигации на срок свыше трех лет выпускаются в размере, не превышающем 25 % стоимости собственных основных и оборотных средств.

Доход по облигациям выплачивается в порядке, предусмотренном условиями выпуска облигаций. В случае невыполнения эмитентом обязательств по выплате процентов и погашению номинальной стоимости облигаций взыскание этих сумм производится принудительно в соответствии с законодательством РБ.

Погашение облигаций обусловлено краткой информацией и проспектом эмиссии. При этом срок погашения не может быть больше одного месяца с момента окончания их обращения.

В «Правилах регистрации и выпуска ценных бумаг на территории РБ» определен порядок запрещения или приостановления выпуска ценных бумаг, а также представления эмитентом отчета об итогах открытой продажи ценных бумаг и регулярной информации о своей деятельности.

Центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг (Госкомитет по ценным бумагам), может запретить или приостановить выпуск ценных бумаг в случае:

  • нарушения действующего законодательства, инструкций и распоряжений центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг;
  • отсутствия либо несоответствия фактическому положению дел предоставленной в проспекте эмиссии информации о финансово-экономическом состоянии эмитента (убытках, прибыли) в течение последних двух завершенных финансовых лет либо с момента образования, если этот срок меньше двух лет; о наличии просроченной задолженности кредиторам и по платежам в бюджет; о наличии не полностью оплаченного уставного фонда на момент принятия решения о выпуске облигаций.

Запрет по мотивам целесообразности выпуска ценных бумаг не допускается.

Не позднее чем через шесть месяцев после начала открытой подписки на ценные бумаги и через каждые шесть месяцев после начала открытой продажи эмитент или лицо, уполномоченное учредителем, представляют в Госкомитет по ценным бумагам отчет об итогах подписки либо о ходе продажи ценных бумаг.

Эмитент обязан также не менее одного раза в год доводить до общественности основные данные о своем хозяйственно-финансовом положении и результатах деятельности — годовой отчет эмитента. Этот отчет необходимо не позднее трех месяцев со дня окончания финансового года, следующего за отчетным, направлять держателям акций или публиковать в двух органах печати республиканского уровня, а также представлять центральному органу, осуществляющему контроль и надзор за рынком ценных бумаг, и соответствующему финансовому органу.

3.2.3 Налогообложение операций с ценными бумагами

Налогообложение операций с ценными бумагами в Республике Беларусь претерпело серьезные изменения с января 2000 г. С этого времени доходы от ценных бумаг, за исключением дивидендов и приравненных к ним доходов, облагаются налогом на доходы в соответствии с Декретом Президента РБ от 23.12.99 г. № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности». Для кредитно-финансовых учреждений и страховых компаний объектом обложения является общая сумма доходов от операций с ценными бумагами, полученная в налоговом периоде; для иных юридических лиц — общая сумма доходов от реализации (погашения) ценных бумаг в налоговом периоде. При определении налогооблагаемой базы кредитно-финансовые учреждения и страховые организации вычитают из полученных от операций с ценными бумагами доходов сумму расходов по этим операциям. Иными юридическими лицами, осуществляющими операции с ценными бумагами, налогооблагаемая база определяется как разница между ценой реализации (погашения) ценных бумаг в налоговом периоде и ценой их приобретения с учетом затрат на приобретение и реализацию.

Плательщики налога на доходы вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму доходов, полученных от операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального банка и ценными бумагами местных целевых жилищных займов.

Кредитно-финансовыми учреждениями и страховыми организациями налог на доходы уплачивается по ставке 30 %, иными юридическими лицами — по ставке 40 %. Дивиденды и приравненные к ним доходы облагаются по более низкой ставке - 15 %, причем налог взимается у источника дохода.

Дивидендом для целей налогообложения признается часть прибыли предприятия, хозяйственного общества или хозяйственного объединения, выплачиваемая собственникам данного предприятия или участникам общества, объединения в связи с правом собственности на имущество предприятия либо участием в хозяйственном обществе, хозяйственном объединении. Исключением из этого правила являются: выплаты акционерам (пайщикам) в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем взноса (вклада) в уставный фонд предприятия при его ликвидации; выплаты акционерам (пайщикам) предприятия в виде акций (паев) этого же предприятия, а также в виде увеличения их номинальной стоимости при условии, что такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде ни одного из акционеров (пайщиков).

К дивидендам для целей налогообложения приравниваются доходы от соглашений (долговых обязательств), предусматривающим участие в прибылях. К доходам от соглашений (долговых обязательств), не предусматривающих участие в прибылях предприятий, выпустивших эти соглашения (долговые обязательства), относятся облигации, векселя, депозитные сертификаты и т.п.

При выпуске векселей векселедатель уплачивает вексельный сбор в размере 0,1 % от номинала векселя в безналичном порядке в случае его эмиссии. Сумма вексельного сбора может быть уплачена либо в валюте, указанной на векселе как валюта платежа, либо в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком на момент оплаты указанного сбора. Суммы вексельного сбора зачисляются в доход республиканского бюджета. Вексельный сбор может быть уплачен векселедателем только платежным поручением в банке РБ, в котором открыт его расчетный (текущий) счет. При уплате вексельного сбора третьим лицом за векселедателя перечисление средств производится в банке РБ, в котором открыт расчетный (текущий) счет этого третьего лица. При этом платежном поручении должен быть указан учетный номер налогоплательщика, за которого уплачивается вексельный сбор.

Если уплата сбора не произведена, операции с векселями не производятся.

Налоговое освобождение при вексельных расчетах производится по решению местного совета депутатов только по платежам в местный бюджет в части, причитающейся распределению в местный бюджет. Налоговое освобождение является именным и не может быть передано другому субъекту хозяйствования.

 

 

3.2.4 Финансовый контроль на рынке ценных бумаг

 

 

Важнейшей функцией управления рынком ценных бумаг является финансовый контроль.

Финансовый контроль на рынке ценных бумаг представляет собой деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами рынка установленных норм поведения, правил участия в деятельности рынка, законов и нормативных актов, регулирующих финансовые отношения на рынке ценных бумаг.

Необходимость финансового контроля обусловливается тем, что рынок ценных бумаг является важным элементом рыночной инфраструктуры, от состояния которого зависит развитие всей экономики. В то же время рынок ценных бумаг — это сфера экономических отношений, в которой при отсутствии соответствующей законодательной базы и жесткого финансового контроля развиваются такие явления, как мошенничество, подделки, воровство. Доказательством тому служит опыт других стран, в частности, современный опыт развивающихся стран. Например, в 1992 г. на фондовой бирже Куала-Лампура в Малайзии было похищено 75 тыс. сертификатов на 75 млн. акций: Выпуск фальшивых акций имел место в 1993 г. в Индонезии (на сумму 5 млн. USD), в 1991 г. в Греции (несколько тысяч подделок акций компании «Titan Cement), в 1990 г. в Турции (поддельные сертификаты акций компании «Curkurova»). В 1992 г. государственным банком Индии была обнаружена ошибка в учете операций с государственными ценными бумагами, в результате чего банк не досчитался миллионов долларов.

Такие факты ведут к утрате доверия потенциальными инвесторами к рынку ценных бумаг, подрывают основы его эффективного функционирования, не обеспечивают достаточную безопасность размещения сбережений.

Финансовый контроль на рынке ценных бумаг осуществляют все субъекты: участники торгов, организаторы торговли, саморегулируемые организации, государство.

В зависимости от субъекта, проводящего контроль, финансовый контроль на рынке ценных бумаг классифицируют на государственный и негосударственный. Государственный контроль осуществляют служащие государственных организаций: лицензирующих, регистрирующих, контрольных. Контроль, проводимый всеми остальными субъектами, относят к негосударственному.

В зависимости от цели, задач, объектов контроля финансовый контроль подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний контроль (аудит) осуществляют все участники рынка ценных бумаг в целях реализации своих уставных задач, интересов каждого конкретного участника. Он входит составной частью во внутрихозяйственный финансовый контроль. Его объектами являются финансовые отношения данного субъекта с другими участниками рынка, финансовое состояние данного субъекта.

Внешний контроль осуществляют государство, саморегулируемые организации, некоторые организаторы торгов. Его целью являются защита интересов всех участников рынка ценных бумаг, поддержание стабильного положения, создание условий для динамичного его развития. Задачи внешнего контроля определяются ролью каждого из субъектов, осуществляющих этот контроль, и будут рассмотрены ниже.

Объектами внешнего финансового контроля являются как многообразные финансовые отношения, возникающие между участниками рынка ценных бумаг (эмитентами и инвесторами, эмитентами и профессиональными участниками, инвесторами и профессиональными участниками, государством и участниками и др.), так и в целом состояние рынка ценных бумаг.

Государство осуществляет контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка в целом, что определяет задачи государственного финансового контроля на рынке ценных бумаг, к которым относятся:

  • выявление факторов недобросовестности и мошенничества, определение и реализация мер защиты от них участников рынка;
  • выявление факторов нарушений в ценообразовании на рынке, их присечение, принятие мер воздействия к нарушителям;
  • определение узких мест в законодательстве, регулирующем финансовые отношения на рынке ценных бумаг, подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Государство на рынке ценных бумаг контролирует все виды деятельности, все виды операций: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и др. Оно осуществляет контроль за соблюдением всеми субъектами требований законодательных и нормативных актов, за финансовым состоянием инвестиционных институтов; контролирует государственные и корпоративные ценные бумаги (соответствие количества выпущенных и обращающихся ценных бумаг, размеры объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала и др.).

Важная роль в осуществлении финансового контроля отводится лицензирующим органам, которые контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (дилеров, брокеров, депозитариев и др.) и могут принимать решения о приостановлении или отзыве лицензий при установлении нарушений в их деятельности. Отсутствие или недостаточность такого контроля сказывается на качестве работы: нарушается условие незамедлительного, полного выполнения поручений клиентов; распространяется практика торговли брокерами на свой счет (при этом откладывается выполнение торгового поручения клиента); извлекается прибыль людьми, имеющими доступ к конфиденциальным данным (аутсайдерами); практикуется «опережающий бег».

Лицензирующие органы следят за соблюдением проффессиональными участниками требований законодательных и нормативных актов, за соответствием размера собственного капитала  требуемому контролируют сроки допустимого неосуществления брокерско-дилерской деятельности; устанавливают факты отражения брокерами, дилерами в учетных и отчетных документах недостоверных или вводящих в заблуждение данных; отслеживают совмещение брокерами и дилерами недозволенных видов деятельности.

Государство на рынке ценных бумаг осуществляет также валютный контроль. Его объектом являются инвестиции зарубежных инвесторов, а предметом контроля — специально вводимые в этих целях формы отчетности для лиц, покупающих акции за валюту. В Южной Корее, например, иностранные инвесторы обязаны заполнить специальную идентификационную карту, используемую как для валютного контроля, так и для контроля за содержанием портфеля ценных бумаг иностранца, налогового контроля.

Мировой опыт показал, что государственный контроль на рынке ценных бумаг является не самым эффективным. Более результативен контроль саморегулируемых организаций.

Саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг в мировой практике признаются добровольные объединения профессиональных участников, устанавливающие для своих членов формальные правила ведения бизнеса и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Они могут иметь статус ассоциации, профессионального союза, общественной организации. Известны международные (Международная организация фондовых бирж), национальные (Национальная ассоциация инвестиционных дилеров в США) и региональные саморегулируемые организации. В зависимости от того, кто из профессиональных участников учреждает саморегулируемые организации, последние классифицируют:

Информация о работе Рынок ценных бумаг и его регулирование