Рынок ценных бумаг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение рынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка.
Задачи работы:
- рассмотрение истории становления рынка ценных бумаг;
- определение дефиниции «рынок ценных бумаг»;
- выяснение функций рынка ценных бумаг;
- выявление критериев классификации рынка ценных бумаг;
- рассмотрение методов изучения и анализа рынка ценных бумаг;
- изучение законодательного регулирования рынка ценных бумаг в России;
- выявление проблем Российского рынка ценных бумаг;
- внесение предложение для разрешения существующих проблем на рынке ценных бумаг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ, КАК ЧАСТЬ
ФИНАНСОВОГО РЫНКА 5
1.1. История становления рынка ценных бумаг 5
1.2. Понятие рынка ценных бумаг 9
1.3. Функции и классификации рынка ценных бумаг 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ 17
2.1. Технический анализ рынка ценных бумаг 17
2.2 Фундаментальный анализ рынка ценных бумаг 24
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 33
3.1. Законодательное регулирование рынка ценных бумаг 33
3.2. Проблемы Российского рынка ценных бумаг 35
3.3. Пути решения существующих проблем на рынке ценных бумаг 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47

Файлы: 1 файл

РЦБ понятие, функции классиф КУРСОВАЯ.docx

— 666.22 Кб (Скачать файл)

4) юридической неподготовленностью  к заключению договоров с партнерами  с учетом возможных убытков  от неожиданных изменений на  рынке, с учетом надежности  партнеров с точки зрения их  платежеспособности;

5) отсутствием единых, соответствующих  мировым стандартам общероссийских  классификаторов операций, технологий  банков и бирж;

6) несоответствием действующих  форм бухгалтерского учета международным  стандартам.

На уровне государственного регулирования рынка ценных бумаг  можно выделить следующие проблемы, которые требуют первоочередного решения.

     1. Преодоление  негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической  и социальной нестабильности. Политические  кризисы в стране в первую  очередь приводят к падению  индекс РТС и котировок ценных  бумаг. Решение этой проблемы  не просто найти, потому что  разнообразие политических партий  вступает в противоречия с  желанием власти установить четкую  вертикаль правящей власти. Хозяйственный  кризис тоже до сих пор отражается  на рынке ценных бумаг. К  тому же,  большую часть современного  рынка ценных бумаг составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.

     2. Целевая переориентация  рынка ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение  своей главной функции - направление  свободных денежных ресурсов  на цели восстановления и развития  производства в России. В России  большая часть ценных бумаг  идет на нужды правительства,  не выполняя своей основной  функции. А именно вложения  ценных бумаг в развитие производства  способны вывести российскую  экономику на качественно новый  уровень.

     3. Улучшение  качественных характеристик рынка:

- наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка [24, с. 70];

- пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной

 профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.

5. Проблема защиты инвесторов от потерь, что снижает уровень иностранных инвестиций.

6. Опережающее создание  депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.

7. Не реализован принцип открытости информации, что также отрицательно сказывается на развитии рынка ценных бумаг. В России нет общепринятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги.

8. Проблемы стимулирования инвестиционной деятельности наиболее остро стоят в регионах. Трудности связаны с высокой дифференциацией развития региональных финансовых рынков. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах сосредоточено 73% участников и около 40% эмитентов, подавляющая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге [34, с. 77]. Региональные рынки ценных бумаг РФ характеризуются, прежде всего, своей относительной обособленностью. Процессы, происходящие на крупных финансовых рынках страны, особенно московских, оказывают влияние на фондовые рынки регионов, но лишь в той мере, в какой местный рынок вовлечен в сферу их деятельности. Сегодня нет налаженного и устойчивого взаимодействия между этими секторами, что ограничивает возможности развития региональных фондовых рынков.

Для того, чтобы рынок ценных бумаг развивался, необходимо искать пути преодоления проблем и намечать пути развития этого рынка. К перспективным направлениям развития рынка ценных бумаг в России относятся: совершенствование законодательной базы; развитие вторичного рынка ценных бумаг; совершенствование контроля государства за фондовым рынком; развитие рынка корпоративных ценных бумаг; развитие рынка муниципальных заимствований; развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и его информационного обеспечения; обеспечение информационной открытости.

 

3.3. Пути решения существующих  проблем на рынке ценных бумаг

 

Учитывая изложенные проблемы Российского рынка ценных бумаг можно выделить следующие направления его совершенствования.

1. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

1) создание государственной  долгосрочной концепции и политики  действий в области восстановления  рынка ценных бумаг и его  текущего регулирования (окончательный  выбор модели фондового рынка  (в настоящее время преобладает  ориентация на фондовый рынок  США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); У правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства.

2) формирование согласованной  системы государственного регулирования  фондового рынка для преодоления  раздробленности и пересечения  функций многих государственных  органов; В настоящее время  большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет [39, с. 155].

3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

4) ускоренное создание  жесткой регулятивной инфраструктуры  рынка и ее правовой базы  для ограничения рисков инвесторов;

5) создание системы отчетности  и публикации макро- и микроэкономической  информации о состоянии рынка  ценных бумаг; Также, нет единой  системы выставления отчетов  по рынку ценных бумаг. Этим  занимаются или интернет - сайты,  или журналы,  но ни первые, ни последние не охватывают  всю ширь поставленных вопросов. Так например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики.

6) формирование активно  действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;

7) государственная поддержка  образования в области фондового  рынка;

8) преодоление опережающего  развития рынка государственных  ценных бумаг, которое переключает  большую часть денежных ресурсов  на обслуживание непроизводительных  расходов государства, сокращая  поступление средств в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор.

2. Проблема защиты инвесторов может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.

3. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги.

4. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:

а) создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;

б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;

в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;

г) государственной поддержки  саморегулируемых организаций;

д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).

Также можно предложить следующие  направления государственной поддержки  рынка ценных бумаг.

1. Использование гибкой  налоговой политики. Для оптимизации налогообложения профессиональной и инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг необходимо изменить систему налогообложения физических лиц с целью высвобождения средств населения для инвестиций, для чего, в частности: законодательно определить статус специальных инвестиционных счетов, открываемых частными лицами у лицензированных брокеров и банков с целью осуществления инвестиций в ценные бумаги, которые не облагаются подоходным налогом вплоть до закрытия такого счета; либо предусмотреть отдельный налог на доходы, получаемые частными лицами от операций с ценными бумагами и от владения ими, установив его на уровне не более 10%; в целях стимулирования эмиссионной деятельности производственных предприятий отменить налог на операции с акциями и законодательно запретить заменять указанный налог регистрационным, гербовым или иным сбором [37, с. 194].

2. Создание единой депозитарной  системы, а также расчетно-клиринговой  организации. Это необходимо для  совершенствования и развития  инфраструктуры рынка.

3. Оказание финансовой  поддержки выхода предприятий  на рынок. Административная поддержка со стороны органов власти особенно важна на этапе выхода эмитента на фондовый рынок и первом размещении ценных бумаг. Когда эмитент впервые выходит со своими бумагами на рынок издержки, по информации самих эмитентов, нередко достигают 4–6% от объема выпуска, поэтому поддержка со стороны государства в виде субсидий и компенсаций зачастую оказывается крайне необходимой.

Предлагается предусмотреть  следующие основные формы государственной  поддержки:

– прямая финансовая поддержка работы предприятий на фондовом рынке, включая субсидирование процентной разницы в налоге на эмиссию (0,8% от объема эмиссии);

– предоставление различных льгот, например, льготы по арендной плате компаниям, выходящим на фондовый рынок.

4. Оказание информационно-технологической  поддержки развития инфраструктуры  рынка. Технологическая поддержка  государством развития инфраструктуры  фондового рынка должна быть  направлена на:

– организацию сети Интернет-центров, используемых при размещении ценных бумаг среди как можно большего числа мелких инвесторов в различных регионах страны;

– разработку специальных программных продуктов, обеспечивающих заключение сделок в сети Интернет и перерегистрацию прав на купленные ценные бумаги;

– создание в сети Интернет единой информационно-аналитической системы, содержащей полную информацию о деятельности зарегистрированных акционерных обществ, включая сведения об их владельцах, информацию о финансово-экономической деятельности и инвестиционных проектах.

Указанные направления информационно технологической государственной поддержки развития фондового рынка можно осуществить в рамках реализации программы «Электронная Россия».

Для решения задачи привлечения  инвестиций в регионы необходимо совершенствование финансовой инфраструктуры в федеральных округах:

– разработать программы регионального развития;

– осуществить комплекс мер по развитию организаторов торговли, формирующих региональные рынки ценных бумаг с объединением их в единую общенациональную инфраструктуру. Для этого нужно предусмотреть возможность льгот, решение о которых принимается на уровне субъекта федерации. Следует поставить задачу многократного увеличения количества фондовых центров, ориентированных на обслуживание населения. Среди них можно выделить следующие:

– создание стабильной фондовой площадки по ведению операций с ценными бумагами.

– создание региональной системы  расчетов и клиринга по ценным бумагам;

– создание телекоммуникационной сети и внедрение электронного документооборота при совершении и исполнении сделок с ценными бумагами;

– создание страховых и гарантийных фондов в целях защиты прав граждан и коллективных инвесторов;

– развитие паевых инвестиционных фондов и системы хранения и обслуживания активов паевых инвестиционных фондов на базе специализированных депозитариев, специализированных регистраторов;

– развитие системы правового обеспечения деятельности по хранению и обслуживанию ценных бумаг.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в РФ