Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:29, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение рынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка.
Задачи работы:
- рассмотрение истории становления рынка ценных бумаг;
- определение дефиниции «рынок ценных бумаг»;
- выяснение функций рынка ценных бумаг;
- выявление критериев классификации рынка ценных бумаг;
- рассмотрение методов изучения и анализа рынка ценных бумаг;
- изучение законодательного регулирования рынка ценных бумаг в России;
- выявление проблем Российского рынка ценных бумаг;
- внесение предложение для разрешения существующих проблем на рынке ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ, КАК ЧАСТЬ
ФИНАНСОВОГО РЫНКА 5
1.1. История становления рынка ценных бумаг 5
1.2. Понятие рынка ценных бумаг 9
1.3. Функции и классификации рынка ценных бумаг 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ 17
2.1. Технический анализ рынка ценных бумаг 17
2.2 Фундаментальный анализ рынка ценных бумаг 24
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 33
3.1. Законодательное регулирование рынка ценных бумаг 33
3.2. Проблемы Российского рынка ценных бумаг 35
3.3. Пути решения существующих проблем на рынке ценных бумаг 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
4) юридической
5) отсутствием единых, соответствующих
мировым стандартам
6) несоответствием действующих
форм бухгалтерского учета
На уровне государственного регулирования рынка ценных бумаг можно выделить следующие проблемы, которые требуют первоочередного решения.
1. Преодоление
негативно влияющих внешних
2. Целевая переориентация
рынка ценных бумаг с
3. Улучшение
качественных характеристик
- наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка [24, с. 70];
- пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной
профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.
5. Проблема защиты инвесторов от потерь, что снижает уровень иностранных инвестиций.
6. Опережающее создание
депозитарной и клиринговой
7. Не реализован принцип открытости информации, что также отрицательно сказывается на развитии рынка ценных бумаг. В России нет общепринятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги.
8. Проблемы стимулирования инвестиционной деятельности наиболее остро стоят в регионах. Трудности связаны с высокой дифференциацией развития региональных финансовых рынков. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах сосредоточено 73% участников и около 40% эмитентов, подавляющая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге [34, с. 77]. Региональные рынки ценных бумаг РФ характеризуются, прежде всего, своей относительной обособленностью. Процессы, происходящие на крупных финансовых рынках страны, особенно московских, оказывают влияние на фондовые рынки регионов, но лишь в той мере, в какой местный рынок вовлечен в сферу их деятельности. Сегодня нет налаженного и устойчивого взаимодействия между этими секторами, что ограничивает возможности развития региональных фондовых рынков.
Для того, чтобы рынок ценных бумаг развивался, необходимо искать пути преодоления проблем и намечать пути развития этого рынка. К перспективным направлениям развития рынка ценных бумаг в России относятся: совершенствование законодательной базы; развитие вторичного рынка ценных бумаг; совершенствование контроля государства за фондовым рынком; развитие рынка корпоративных ценных бумаг; развитие рынка муниципальных заимствований; развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и его информационного обеспечения; обеспечение информационной открытости.
3.3. Пути решения существующих проблем на рынке ценных бумаг
Учитывая изложенные проблемы Российского рынка ценных бумаг можно выделить следующие направления его совершенствования.
1. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
1) создание государственной
долгосрочной концепции и
2) формирование согласованной
системы государственного
3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
4) ускоренное создание
жесткой регулятивной
5) создание системы отчетности
и публикации макро- и
6) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;
7) государственная поддержка
образования в области
8) преодоление опережающего
развития рынка
2. Проблема защиты инвесторов может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.
3. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги.
4. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:
а) создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;
б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;
в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;
г) государственной поддержки саморегулируемых организаций;
д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).
Также можно предложить следующие
направления государственной
1. Использование гибкой налоговой политики. Для оптимизации налогообложения профессиональной и инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг необходимо изменить систему налогообложения физических лиц с целью высвобождения средств населения для инвестиций, для чего, в частности: законодательно определить статус специальных инвестиционных счетов, открываемых частными лицами у лицензированных брокеров и банков с целью осуществления инвестиций в ценные бумаги, которые не облагаются подоходным налогом вплоть до закрытия такого счета; либо предусмотреть отдельный налог на доходы, получаемые частными лицами от операций с ценными бумагами и от владения ими, установив его на уровне не более 10%; в целях стимулирования эмиссионной деятельности производственных предприятий отменить налог на операции с акциями и законодательно запретить заменять указанный налог регистрационным, гербовым или иным сбором [37, с. 194].
2. Создание единой депозитарной
системы, а также расчетно-
3. Оказание финансовой поддержки выхода предприятий на рынок. Административная поддержка со стороны органов власти особенно важна на этапе выхода эмитента на фондовый рынок и первом размещении ценных бумаг. Когда эмитент впервые выходит со своими бумагами на рынок издержки, по информации самих эмитентов, нередко достигают 4–6% от объема выпуска, поэтому поддержка со стороны государства в виде субсидий и компенсаций зачастую оказывается крайне необходимой.
Предлагается предусмотреть следующие основные формы государственной поддержки:
– прямая финансовая поддержка работы предприятий на фондовом рынке, включая субсидирование процентной разницы в налоге на эмиссию (0,8% от объема эмиссии);
– предоставление различных льгот, например, льготы по арендной плате компаниям, выходящим на фондовый рынок.
4. Оказание информационно-
– организацию сети Интернет-центров, используемых при размещении ценных бумаг среди как можно большего числа мелких инвесторов в различных регионах страны;
– разработку специальных программных продуктов, обеспечивающих заключение сделок в сети Интернет и перерегистрацию прав на купленные ценные бумаги;
– создание в сети Интернет единой информационно-аналитической системы, содержащей полную информацию о деятельности зарегистрированных акционерных обществ, включая сведения об их владельцах, информацию о финансово-экономической деятельности и инвестиционных проектах.
Указанные направления информационно
Для решения задачи привлечения инвестиций в регионы необходимо совершенствование финансовой инфраструктуры в федеральных округах:
– разработать программы регионального развития;
– осуществить комплекс мер по развитию организаторов торговли, формирующих региональные рынки ценных бумаг с объединением их в единую общенациональную инфраструктуру. Для этого нужно предусмотреть возможность льгот, решение о которых принимается на уровне субъекта федерации. Следует поставить задачу многократного увеличения количества фондовых центров, ориентированных на обслуживание населения. Среди них можно выделить следующие:
– создание стабильной фондовой площадки по ведению операций с ценными бумагами.
– создание региональной системы расчетов и клиринга по ценным бумагам;
– создание телекоммуникационной сети и внедрение электронного документооборота при совершении и исполнении сделок с ценными бумагами;
– создание страховых и гарантийных фондов в целях защиты прав граждан и коллективных инвесторов;
– развитие паевых инвестиционных фондов и системы хранения и обслуживания активов паевых инвестиционных фондов на базе специализированных депозитариев, специализированных регистраторов;
– развитие системы правового обеспечения деятельности по хранению и обслуживанию ценных бумаг.