Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение финансового рынка России, показать его функции, структуру, ознакомление с историей развития финансового рынка, его современными тенденциями, выявление его современных проблем и перспективы развития.
Введение
Глава 1. Понятие, функции, история развития и классификация финансовых рынков в РФ……………………………………………………4
1.1 Сущность и основные функции финансового рынка…………………….4
1.2 Этапы развития финансового рынка в РФ………………………………...8
1.3 Классификация финансовых рынков в РФ………………………………13
Глава 2. Анализ состояния рынка ценных бумаг в РФ…………………..17
2.1 Понятие и структура рынка ценных бумаг………………………………17
2.2 Анализ рынка государственных ценных бумаг РФ (ГКО-ОФЗ)……….23
2.3 Анализ рынка корпоративных ценных бумаг РФ………………………..25
Глава 3. Финансовый рынок РФ: проблемы и перспективы развития.38
3.1 Проблемы развития и регулирования финансового рынка в РФ……….38
3.2 Перспективы развития финансового рынка в РФ…………………………44
Заключение
Список использованных источников и литературы
Другая
сторона этой проблемы заключается
в том, что обычное право и
писаное право в этой области
сильно отличаются, и значительная
часть прибыли предприятия
Фондовый рынок будет довольно плохо работать до тех пор, пока в обычное право не войдет отсутствующее сейчас понятие миноритарного акционера со всем комплексом прав и обязанностей, и не сблизятся максимально реальный и формальный — с точки зрения корпоративного права — механизмы управления предприятиями. Непрозрачность наших предприятий — это, конечно, препятствие для получения банковских кредитов, особенно долгосрочных, но в гораздо большей степени - это препятствие для развития фондового рынка.
3) Инфраструктурные проблемы финансового рынка
На нашем финансовом рынке очень велики издержки регулирования. Надо сказать, что на первом этапе развития банковского сектора эти издержки были не таким значимым фактором. Сейчас, когда происходит уменьшение маржи при проведении пассивных и активных операций, банковский бизнес становится вовсе не таким прибыльным, как был, скажем, десять лет назад.
При этом система регулирования только усложняется. Например, количество зачастую противоречащих друг другу инструкций Центрального Банка перешагнуло за 1600, причем единственным интерпретатором этих противоречий становится не суд, а менеджмент Центрального Банка.
По мнению экспертов с административными барьерами связана и проблема низкой капитализации российских банков: если банковский бизнес нерентабелен, то нет смысла в него вкладывать. Недокапитализированность банков — это важнейший фактор, препятствующий экономическому росту, потому что относительно размеров российской экономики, — а они довольно велики, — банковская система просто ничтожно мала. Финансированием значительного числа интересных и рентабельных проектов в соответствии с нормативами, установленными Банком России, могли бы заниматься только два банка в нашей стране, Сбербанк и Внешторгбанк. Иногда, может быть, еще Росбанк, Альфа-банк, то есть всего 4-5 банков. В то же время нет эффективного механизма синдицирования кредитов. Более того, нет необходимого уровня доверия между банками для совместного проведения кредитных операций.
Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Центральный банк, Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство госимущества (МГИ). Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемыми организациями. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования, когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (все фондовые биржи являются в США саморегулируемыми организациями, NASD привязан к NASDAQ и Amex. В России связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР полностью соответствуют этой модели).
К
сожалению, многие из государственных
регулирующих органов находятся
в состоянии перманентного
Мнение эксперта по данному вопросу звучит так: «У правительства отсутствует концепция развития финансовых рынков. При разработке такой концепции, на мой взгляд, необходимо проводить различие между банковским сектором и фондовым рынком. Банки — это консервативный институт. Основная цель банков — добиться бесперебойного функционирования платежной и расчетной систем, поэтому регулирование может быть достаточно консервативным, с жестким контролем рисков.
Аналогичное жесткое регулирование на фондовом рынке совершенно неадекватно и уже стало фактором, сдерживающим развитие рынка и новых финансовых инструментов, которые на Западе появляются, чуть ли не каждые полгода. Никто не сомневается в том, что нужен закон о производных финансовых инструментах, который никак не может быть принят потому, что каждое ведомство борется за то, чтобы регулировать этот рынок. При этом все очень хорошо понимают, что производные финансовые инструменты — это мощный рычаг для привлечения финансовых ресурсов в экономику, с одной стороны, и мощный потенциальный фактор развития финансовых кризисов в экономике, с другой стороны (так, кризис 1998 года был в значительной мере связан с валютными форвардами).
Альтернативой жесткому регулированию на фондовом рынке является саморегулирование. Агенты фондового рынка действительно заинтересованы в том, чтобы вырабатывать и поддерживать определенные стандарты своей деятельности, которые бы обеспечивали доверие других экономических агентов.
Другая альтернатива состоит в раскрытии информации. Развитие Интернета изменило ситуацию на рынке с точки зрения информационной прозрачности для участников и пользователей услуг. Когда компания раскрывает в большом масштабе информацию о своей деятельности, то анализ показателей и рисков, связанных с деятельностью этой компании, а также публикация соответствующих отчетов, опять же онлайн, становится делом независимых консультантов (например, рейтинговых агентств). Если вся информация открыта, если существует рынок аналитических услуг, тогда проблема защиты прав потребителей услуг не требует государственного вмешательства».4
Что же касается моего взгляда на эти проблемы, я не могу не сказать о своем отношении к статусу нынешних регуляторов. В России, к сожалению, чем большими полномочиями наделен какой-то государственный орган, тем более безответственным он является. Когда Минэкономразвития или Минфин готовят какой-либо регулирующий документ, то они готовят постановление правительства, то есть эти документы всегда проходят через достаточно развитую систему согласования и оппонирования. Напротив, все, что делают Центральный банк и ФКЦБ, не оппонируется никем. Из-за того, что эти институты находятся вне позиционного конфликта, они становятся совершенно безответственными.
Мне кажется, что в перспективе Банк России не должен существовать в нынешнем виде. Совершенно очевидно, что вопросы банковского надзора могут быть выделены в отдельную правительственную структуру.
Так
же я считаю, что одним из направлений
совершенствования
3.2 Перспективы развития финансового рынка в РФ.
Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются: концентрация и централизация капиталов; интернационализация и глобализация рынка; повышения уровня организованности и усиление государственного контроля; компьютеризация рынка ценных бумаг; нововведения на рынке; секьюритизация; взаимодействие с другими рынками капиталов.
Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.
Надежность
рынка ценных бумаг и степень
доверия к нему со стороны массового
инвестора напрямую связаны с
повышением уровня организованности рынка
и усиление государственного контроля
за ним. Масштабы и значение рынка ценных
бумаг таковы, что его разрушение прямо
ведет к разрушению экономического прогресса.
Государство должно вернуть доверие к
рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие
сбережения в ценные бумаги были уверены
в том, что они их не потеряют в результате
каких-либо действий государства и мошенничества.
Все участники рынка, поэтому заинтересованы
в том, чтобы рынок был правильно организован
и жестко контролировался в первую очередь
главным участником рынка - государством.
Заключение.
В
данной курсовой работе я осветили
тему финансового рынка России. Я
рассмотрели структуру
Выявила особенности формирования финансового рынка России. Также осветила современные тенденции функционирования российского финансового рынка на примере рынка ценных бумаг, показала какие проблемы есть и как с ними справляться.
Поставленные задачи и цель курсовой работы была достигнута. В данной работе на доступном и понятном языке были показаны главные составляющие финансового рынка России, его функции, структура, то как формировался финансовый рынок России и какие его современные тенденции.
Так же были сделаны следующие выводы:
Финансовые
рынки осуществляют практически
все те же функции, что и их товарно-сырьевые
аналоги – они обеспечивают участников
всей необходимой информацией о спросе
и предложении на ресурсы и формируют
рыночные цены этих ресурсов. Реализация
этих функций позволяет финансовым рынкам
создавать возможности выбора для потребителей,
способствовать управлению рисками, воздействовать
на управление компаниями.
Роль финансового рынка заключается в том, что он:
-
мобилизует временно свободный
капитал из многообразных
-
эффективно распределяет
- определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере;
-
формирует рыночные цены на
отдельные финансовые
- осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов;
-
формирует условия для
-
ускоряет оборот капитала, т.е.
способствует активизации
Сбалансированная структура финансового рынка, без сомнения, обеспечила бы полное использование финансовых ресурсов, стимулировала бы и ускоряла развитие отраслей и регионов, гарантировала бы экономический рост государства.
Рынок
государственных ценных бумаг –
это неотъемлемая часть внутреннего
финансового рынка, и его рост в большей
мере может способствовать развитию, стабильности
и эффективности финансовой системы.
Список используемых источников и литературы.
Нормативно правовые акты.
Учебники.
Периодические издания.
Источники интернета.