Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 14:22, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение рынка ценных бумаг как элемента современного финансового рынка России, современных тенденций и перспектив его развития в условиях становления рыночной экономики. В связи с этим задачами работы выступают:
-Исследование сущности рынка ценных бумаг, его структуры, функций.
-Исследование рынка ценных бумаг как экономической системы взаимодействия интересов участников фондовых отношений.
-Определение функционального назначения рынка ценных бумаг в экономической системе.
-Исследование развитие рынка ценных бумаг в ретроспективе;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Становление рынка ценных бумаг Российской Федерации
1.2. Этапы развития рынка ценных бумаг РФ
1.3. Современный этап развития рынка ценных бумаг
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
2.1. Определение ценной бумаги. Виды ценных бумаг
2.2. Основные показатели рынка ценных бумаг
2.3. Механизм государственного регулирования российского рынка ценных бумаг
Глава 3. Анализ развития рынка ценных бумаг в России в 2009-2011 годах: проблемы и перспективы его развития
3.1. Анализ развития рынка ценных бумаг в России в 2009-2011 годах
3.2. Проблемы развития российского рынка ценных бумаг и возможные пути их решения
3.3. Перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
2.3. Механизм государственного регулирования российского рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними организациями, уполномоченными на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:
• государственное регулирование;
• регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация
получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
• общественное регулирование,
или регулирование через
Цели регулирования рынка ценных бумаг:
• поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
• защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
• обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
• создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;
• формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
• достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.)5.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:
• создание нормативной базы функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
• отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;
• контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
• систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы регулирования:
• разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка — с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
• выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку, оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
• максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;
• обеспечение конкуренции
как механизма объективного
• разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;
• обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;
• соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;
• оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления — коммерческими и общественными организациями.
Функции государства в регулировании рынка ценных бумаг сле-
дующие:
• концептуальная и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
• концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;
• установление правил игры — требований к участникам операционных учетных стандартов;
• контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
• создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;
• формирование системы
защиты инвесторов от потерь (государственные
или смешанные схемы
• предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
• предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Большинство этих задач в настоящее время еще не решены либо находятся в стадии проработки. Государство — крупнейший эмитент (финансирование государственного долга) и инвестор (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги); макроэкономический регулятор, использующий инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики; крупнейший дилер на рынке государственных ценных бумаг.
Основные законодательные акты, которыми регулируется россий-
ский рынок ценных бумаг (все по состоянию на сегодняшний день): Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995—1996); Закон ≪О банках и банковской деятельности≫ (2003); Закон ≪О Центральном банке Российской Федерации≫ (2002); Закон ≪О товарных биржах и биржевой торговле≫ (1992); Закон ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫ (2003);
Закон об акционерных обществах (1996); Закон ≪О рынке ценных бумаг≫ (1996); указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; постановления Правительства РФ (в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях).
Главный документ, регулирующий отношения государства с инвесторами, — Закон ≪О государственном внутреннем долге РФ≫; он определяет понятие государственного долга, а также выделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг. Контроль за состоянием государственного долга был возложен на Верховный Совет РФ, затем —на Государственную Думу; управление долгом —на Правительство РФ.
Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный
банк Российской Федерации. Закон закрепил как эмитента ценных бумаг Правительство РФ, которое уполномочено определять условия и порядок эмиссии государственных долговых обязательств и нести ответственность по ним.
Эта ответственность не распространяется на ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации и местными органами власти. Нормативным документом, регулирующим рынок ценных бумаг, является Положение о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в России. В документе формулируется определение государственных долговых обязательств, а также устанавливается, что среди прочих эмитентами ценных бумаг могут выступать государство, государственные органы и органы местной власти. \
Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый
Структура государственных органов, регулирующих рынок цен-
ных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Это обусловливают:
• смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, где регулирующие инстанции — Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;
• масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства;
• неустойчивость и конкуренция российских властных структур.
К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России на федеральном уровне, относятся Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ. Первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг.
Правительство РФ. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Минфин РФ, Минэкономразвития РФ и т.д.).
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. ФСФР подчиняется непосредственно Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законодательством РФ.
Структурно состоит из шести руководящих членов: председателя,
являющегося по должности федеральным министром, первого заместителя председателя, трех заместителей председателя и секретаря. Постановления ФСФР по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями.
Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений.
ФСФР издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.
Министерство финансов РФ. На рынке ценных бумаг Министерство финансов выполняет функции представителя эмитента государства, все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне, государственного органа регулирования рынка. В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены
Информация о работе Рынок ценных бумаг: возникновение и развитие