Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 14:22, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение рынка ценных бумаг как элемента современного финансового рынка России, современных тенденций и перспектив его развития в условиях становления рыночной экономики. В связи с этим задачами работы выступают:
-Исследование сущности рынка ценных бумаг, его структуры, функций.
-Исследование рынка ценных бумаг как экономической системы взаимодействия интересов участников фондовых отношений.
-Определение функционального назначения рынка ценных бумаг в экономической системе.
-Исследование развитие рынка ценных бумаг в ретроспективе;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Становление рынка ценных бумаг Российской Федерации
1.2. Этапы развития рынка ценных бумаг РФ
1.3. Современный этап развития рынка ценных бумаг
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
2.1. Определение ценной бумаги. Виды ценных бумаг
2.2. Основные показатели рынка ценных бумаг
2.3. Механизм государственного регулирования российского рынка ценных бумаг
Глава 3. Анализ развития рынка ценных бумаг в России в 2009-2011 годах: проблемы и перспективы его развития
3.1. Анализ развития рынка ценных бумаг в России в 2009-2011 годах
3.2. Проблемы развития российского рынка ценных бумаг и возможные пути их решения
3.3. Перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
первичного размещения и т.п.
Будучи государственным органом регулирования рынка, Минфин РФ:
• устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютных ценностей);
• аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;
• регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);
• регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;
• ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых
инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;
• контролирует приобретение крупных пакетов акций;
• лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;
• ведет государственный реестр акционерных обществ;
• ведет реестр инвестиционных институтов;
• осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.
Банк России. Это профессиональный участник рынка ценных бумаг, активно ведущий операции с ценными бумагами, а также государственный орган регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. Вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выполняет функции дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, будучи на нем финансовым брокером, работающим по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг, являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.
Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Банк России выполняет функции агента по платежам, связанного с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.
Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Это также орган государственного регулирования для коммерческих банков — профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую — консультант Правительства и парламентских органов, координатор в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле государственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.
Согласно законам РФ ≪О Центральном банке Российской Феде-
рации (Банке России)≫ и ≪О банках и банковской деятельности в Рос-
сийской Федерации≫ Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет:
• установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;
• регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами;
• аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами;
• регистрацию выпусков ценных бумаг банков;
• регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг (совместно с Минфином России);
• ведение реестра ценных бумаг банков;
• регистрацию и ведение реестра акционерных обществ — банков;
• подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.
Особая сфера ответственности Банка России — операции на открытом рынке, инструментом которых являются ценные бумаги, а целью — регулирование объемов денежной массы в обращении.
Федеральная антимонопльная служба РФ (ФАС). В соответствии с Законом РФ ≪О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках≫ и рядом нормативных актов в области ценных бумаг ФАС осуществляет:
• согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;
• определение порядка
признания юридических лиц
• согласование создания холдинговых
компаний при преобразовании государственных
предприятий в акционерные
• согласование создания акционерных обществ путем добровольных объединений государственных предприятий;
• согласование создания финансово-промышленных групп;
• контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по результатам контроля;
• регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам.
Министерство экономического развития РФ — Минэкономразвития РФ традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. В настоящее время происходит последовательное усиление деятельности Минэкономразвития РФ на рынке ценных бумаг:
• в разработке политики формирования рынка в рамках общеэкономической политики;
• в законотворческой области;
• в стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в ценные бумаги;
• в экспертизе и согласовании создания финансово-промышленных групп.
Большая роль на рынке ценных бумаг принадлежит также создаваемым по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым организациям дилеров, брокеров, депозитариев, инвестиционных фондов и других специализированных институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг — это добровольные объединения профессиональных участников, находящиеся в отношениях с государством (государство передает саморегулируемой организации часть своих функций).
По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов и профессиональных общественных организаций. Их функции соответствуют общепринятым в мировой практике:
• саморегулирование
деятельности участников на
г • поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала;
• развитие инфраструктуры финансового рынка;
• проведение совместных научных разработок;
• коллективное предпринимательство в своих интересах и защита интересов инвесторов.
Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций, контроль за их созданием в России осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Различают несколько видов саморегулируемых организаций.
Международные организации (например, Federation International des
Bourses de Valeurs — Международная организация фондовых бирж).
Национальные организации. Обычно в каждой стране есть само-
регулируемые организации, претендующие на представительство ин-
тересов всего профессионального мира, связанного с финансовым
рынком той или иной страны.
Региональные саморегулируемые организации могут учреждаться при
наличии относительно замкнутых региональных финансовых рынков. Для защиты своих интересов собственные саморегулируемые организации также создают эмитенты, институциональные и частные инвесторы. Такие организации могут разрабатывать свои собственные правила и стандарты деятельности на рынке ценных бумаг.
Утвержденные в 1996 г. положения Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров и Концепции развития рынка ценных бумаг в РФ устанавливают обязательное членство профессиональных участников в саморегулируемых организациях. На начало 2000 г. в России функционировали две саморегулируемые организации: НАУФОР и Профессиональная ассоциация регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Последняя занимается разработкой правил и стандартов деятельности по учету и осуществлению перехода прав на ценные бумаги, депозитарной деятельности.
С 2000 г. членство профессиональных участников рынка в саморегулируемых организациях добровольное. В 2000 г. была также учреждена Национальная ассоциация управляющих, объединившая в основном интересы компаний, работающих с активами различных фондов. В 2000 г. лицензию СРО получила Национальная фондовая ассоциация, основную массу участников которой составляют кредитные организации.
Саморегулируемые организации отличает в основном узкопрофильная принадлежность. Условия членства в разных саморегулируемых организациях таковы, что большинство профессиональных участников фондового рынка могут войти практически в любой фондовый профессиональный союз; в результате все чаще возникают вопросы возможной конкурентной борьбы между ассоциациями. Во избежание конкуренции среди саморегулируемых организаций, а также для объединения их усилий в достижении общих целей ФСФР России предлагает образовать совет этих организаций непосредственно при ФСФР. Цель новой организации — создание в России единого правового поля и стандартов деятельности для всех категорий профессиональных участников и обеспечение взаимодействия саморегулируемых организаций между собой, с ФСФР и другими государственными организациями.
Глава 3. Анализ развития рынка ценных бумаг в России в 2009-2011 годах: проблемы и перспективы его развития
3.1. Анализ развития рынка ценных бумаг в России в 2009-2011 годах
В 2010 г. в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и оживления реального сектора российской экономики продолжилось посткризисное восстановление российского финансового рынка. Совокупный объем финансового рынка по отношению к ВВП на конец 2010 г. Составил 131% против 125% на конец 2009 г6.
Основной вклад в увеличение совокупного объема финансового рынка в анализируемый период, как и в предшествующие годы, внес рынок акций. За 2010 г. по отношению к ВВП капитализация рынка акций в РТС возросла на 8 процентных пунктов и составила 67%, а задолженность нефинансового сектора по банковским кредитам (40%) и объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг (24%) почти не изменились. В первой половине 2010 г. позитивное влияние на конъюнктуру финансового рынка оказывали замедление инфляции, укрепление рубля, поэтапное понижение Банком России процентных ставок по своим операциям. Эти факторы способствовали уменьшению рыночных процентных ставок, росту котировок долговых ценных бумаг, активизации операций с рублевыми финансовыми инструментами. Во второй половине 2010 г. влияние названных факторов ослабло, снижение ставок замедлилось и ценовые индикаторы на большинстве сегментов российского финансового рынка колебались вблизи сложившихся уровней. Исключением стал рынок акций, на котором в последние месяцы года был значительный рост котировок, вызванный преимущественно воздействием внешних факторов. В отдельные периоды на внутреннем финансовом рынке отмечалось увеличение волатильности (неустойчивости, изменчивости) ценовых индикаторов, в том числе под влиянием внешних шоков (колебания конъюнктуры зарубежных товарных и финансовых рынков, изменения настроений глобальных инвесторов). К концу 2010 г. основные рыночные процентные ставки вернулись к докризисному уровню, а некоторые из них опустились ниже этого уровня.
На конъюнктуру денежного
рынка и рынка капитала существенное
влияние оказывала, как и ранее,
ситуация на внутреннем валютном рынке,
которая в 2010 г. в целом была относительно
стабильной. Курс рубля к основным
иностранным валютам
Кредитные организации в анализируемый период не испытывали значительных проблем с поддержанием ликвидности. Как следствие, их потребность в инструментах рефинансирования Банка России значительно уменьшилась по сравнению с 2009 г., а ставки денежного рынка колебались вблизи нижней границы коридора процентных ставок Банка России.
Несмотря на резкое снижение банками процентных ставок по вкладам физических лиц(во второй половине года их значение в реальном выражении перешло в отрицательную область), сберегательная активность населения в течение 2010 г. была достаточно высокой. В результате по итогам 2010 г. темп прироста объема вкладов физических лиц превысил аналогичный показатель предыдущего года, а удельный вес этого источника в пассивах российского банковского сектора увеличился7. При общей понижательной тенденции ставки по кредитам нефинансовым организациям и населению в 2010 г. по‑прежнему существенно варьировались по регионам Российской Федерации. Банки, наряду со снижением процентных ставок по кредитам, смягчали также неценовые условия кредитования – увеличивали максимальные сроки и объемы кредитов, снижали требования к финансовому положению заемщиков и обеспечению по кредитам, что отражало усиление конкурентной борьбы за клиентов и свидетельствовало о повышении доступности банковских кредитов для нефинансовых заемщиков. На различных сегментах финансового рынка по‑прежнему наблюдалась, хотя и уменьшилась дифференциация заемщиков (банков, нефинансовых организаций и физических лиц) по их кредитному качеству, которая находила отражение в разнице стоимости заимствований на сопоставимые сроки для соответствующих категорий заемщиков (кредитных спредах).
По основным инструментам заимствований нефинансовыми клиентами сохранялся значительный кредитный риск. Количество дефолтов по корпоративным облигациям небанковских эмитентов постепенно уменьшалось, но оставалось существенным.
Просроченная задолженность по банковским кредитам нефинансовым организациям стала устойчиво сокращаться только в последние месяцы года, а по кредитам населению – даже несколько возросла по итогам 2010 года.
Информация о работе Рынок ценных бумаг: возникновение и развитие