Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:12, шпаргалка
Происхождение и сущность денег
Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.
Происхождение денег и их сущность.
Функции денег.
Виды денег.
Понятие, сущность и элементы денежной системы.
Типы денежных систем.
Денежная реформа.
Денежная система Р.Ф.
Денежная масса и влияющие на неё факторы.
Уравнение обмена.
Сущность и значение финансов.
Функции финансов.
Финансовые ресурсы.
Финансовая система и ее состав.
Сущность, формы и методы управления финансами.
Органы управления финансами в РФ.
Значение и содержание финансовой политики.
Финансово-кредитный механизм.
Типы финансовой политики.
Финансовое планирование.
Финансовый контроль.
Виды финансового контроля.
Методы проведения финансового контроля.
Сущность и значение ФХС.
Функции ФХС.
Формирование и использование финансовых ресурсов ХС.
Виды прибыли ХС.
Распределение прибыли предприятия.
Производственные фонды: понятие, сущность, классификация.
Основные средства и амортизация.
Показатели использования основных фондов.
Капитальные вложения, источники их финансирования.
Оборотные средства предприятия: сущность, значение.
Нормирование оборотных средств.
Функции финансовой службы.
Методы планирования финансов предприятия.
Финансовая отчётность предприятия.
Методы анализа финансовой отчетности.
Финансовые аспекты внешние экономической деятельности предприятия.
Сущность страхования.
Классификация и виды страхования.
Страховой рынок.
Сущность и значение государственных финансов. Государственные доходы и расходы.
Государственный бюджет.
Налоги в системе финансовых отношений.
Сущность налогов и их функции.
Виды налогов и сборов РФ.
Налоговая система Р.Ф.
Роль налогов в формировании доходной части бюджета. Кривая А.Лаффера.
Местные финансы.
Специальные правительственные фонды.
Сущность и виды государственного кредита.
Классификации государственных займов.
Управление государственным кредитом .
Понятие ссудного капитала и ссудного процента.
Необходимость кредита и его функции.
Принципы кредитования.
Формы кредита.
Виды кредита.
Центральный банк и его функции.
Коммерческие банки.
Уже работающие ХС формируют финансовые ресурсы за счет:
Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.
Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.
Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.
13. Финансовая система и ее состав.
Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов.
Основу экономической структуры составляют отношения, возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства.
Финансовая система Российской Федерации представляет систему:
Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживают определённую группу финансовых отношений.
Задача общегосударственных
Территориальные финансы выполняют
ту же задачу, что и общегосударственные,
но применительно к
Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено факторами:
источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах;
объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.
Состав финансовой системы РФ представлен на рис.2
Финансовая система на выбор
14. Сущность, формы и методы управления финансами.
Общее понятие об управлении финансами.
Существует некоторое различие
понятий «финансовое
Финансовое управление предполагает использование форм финансовых отношений и методов воздействия на объект финансового управления. Управление финансами представляет собой более широкое понятие, включающее, помимо финансового управления, бухгалтерский учет и отчетность, маркетинговые исследования, программно техническое обеспечение управления финансами. Управление финансами охватывает также процесс создания продукта, который будучи реализован принимает форму валового дохода.
Управление финансами
Основные методы и формы управления финансами.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
- финансовое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовое регулирование;
- оперативное управление;
- финансовый контроль;
Эффективное управление финансами обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:
1. Интегрированность с общей системой управления. В какой бы сфере деятельности не принималось управленческое решение, оно прямо косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности. Управление финансами непосредственно связано с другими видами функционального управления. Это определяет необходимость органической интегрированности управления финансами с общей системой управления.
2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое косвенное воздействие на результаты финансовой деятельности. Управление финансами должно рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности.
3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота, разработанные и реализованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах финансовой деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь — с изменением конъюнктуры финансового рынка. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования объекта управления, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому управлению финансами должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования субъекта управления (государство, предприятие).
4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию конкретную финансовую политику.
5. Ориентированность на стратегические цели развития. Какими бы эффективными не казались те иные проекты управленческих решений в области финансов в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности), стратегическими направлениями развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.
15. Органы управления финансами в РФ.
В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Управление финансами на федеральном уровне
Депутаты обеих палат
Участие Президента Российской Федерации в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.
Правительство Российской Федерации, ответственное за разработку и реализацию финансовой политики России, составление и исполнение федерального бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства Российской Федерации, по управлению финансами. Практически во всех странах в составе исполнительной власти действует специальный орган, ответственный за разработку финансовой стратегии и тактики (чаще всего этот орган носит название министерства финансов, но в США отдельные функции, аналогичные функциям Министерства финансов России, выполняют Департамент по Управлению и Бюджету аппарата Президента США и Федеральное казначейство США). Следует иметь в виду, что одинаковые названия соответствующего органа исполнительной власти в разных странах не всегда означают совпадение их функций: например, в одних странах министерство финансов может осуществлять налоговый контроль, в других — нет. Функции финансовых органов различаются не только по странам, но могут меняться в различные исторические периоды. Так, Министерство финансов России, созданное более 200 лет назад, неоднократно меняло свою структуру и компетенцию. В разные периоды Министерству финансов России (Министерству финансов СССР) подчинялись пограничная служба, железные дороги, Госбанк России и Госбанк СССР.
Современные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым в рамках административной реформы предусмотрено разграничить нормотворческие и надзорные функции, функции по управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти. Нормотворческие функции осуществляют федеральные министерства, надзорные и управленческие — федеральные службы и агентства. В связи с этим некоторые бывшие подразделения Министерства финансов России (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля, Департамент страхового надзора, Комитет финансового мониторинга) преобразованы в федеральные службы, подчиненные Министерству финансов (соответственно Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу). К Минфину России перешли функции разработки налоговой политики, налогового законодательства и осуществления разъяснительной работы по вопросам налогообложения от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованного, в свою очередь, в Федеральную налоговую службу, также подчиненную Минфину России.
Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (рис. 1).
Рис. 3.3. Федеральные службы, подчиненные
Министерству финансов РФ
Основными задачами Минфина России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать: