Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
С помощью бюджета в соответствии с планом эк-ого и соц-ного развития обеспеч-ся основные народохоз. пропорции, решаются крупные задачи, которые не могут решить отдельные предприятия за счёт собств. средств.
В составе бюджета выделяются 2 раздела:
Республиканский.
Местные бюджеты.
Самостоятельным звеном гос. фин-ов явл-ся внебюджетные фонды , посредством которых происходит перераспред. и использование фин. рес-ов, привлекаемых гос-вом для финансирования конкретных обществ. потребностей и целевых программ.
В настоящее время в РБ основным внебюдж. фондом явл. гос. фонд социальной защиты населения. Из средств этого фонда произв-ся мат. обеспечение рабочих и служащих по старости, инвалидности, болезни, выплачиваются пособия по беременности и родам, на детей. Бюджет этого фонда образуется из взносов предприятий, организаций и учреждений, а также самих работников в установленном проценте от фонда заработной платы.
Вторым внебюджетным фондом явл. инновационный фонд министерств и ведомств, в кот. отчисляется 0,25% от себестоимости продукции.
В состав республ. бюджета вкл-ся республ. фонд поддержки производителей с/ х продукции, продовольствия и аграрной науки (447 млрд. руб.), дорожный фонд (666 млрд. руб.), фонды охраны природы, гос. фонд содействия занятости.
В состав местных бюджетов вкл-ся местные целевые бюджет. фонды, стабилизации эк-ки, производителей продукции и продовольствия, создаются также местные целевые бюджетные жилищно-инвестиц. фонды.
Важным звеном гос. фин-ов явл-ся гос. кредит. При помощи его формир-ся дополнит. фин. рес-сы гос-ва за счёт мобилизации временно свобод. средств юрид. и физич. лиц.
Гос. кредит может быть внешним и внутренним. В РБ преимущественное развитие получил внутренний гос. кредит, осн. формами кот. явл-ся займы и казначейские ссуды.
Звеном фин. системы явл-ся СТРАХОВАНИЕ.
Страх. фонды формируются за счёт обяз. и добровольн. взносов субъектов хозяйствования, населения и частично бюджета. Средства централиз. страх. фонда предназнач. для возмещ. и предупреждения потерь, кот. несут страхователи от стихийных бедствий и несчастных случаев.
В сфере страхования выделяют:
Социальное.
Имущественное.
Личное.
Рисков.
Ответственности.
Все сферы фин. системы взаимодейств. друг с другом, что проявл-ся в различных взаимоотношениях. Взаимодействие всех звеньев фин. системы гос-ва в значить. мере достиг-ся путём централизации управления финансоми.
17. Гос. финансы
Гос. финансы являются составной частью фин. системы. Гос. финансы включают в себя гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос.кредит.
Гос-во безвозмездно изымает часть средств предприятий в гос. бюджет и образует консолидированный бюджет, кот. ипользуется на финанс-е расширенного воспроизв-ва, повышение нар. благосостояния, финанс-е непроизв. Сферы, управление страны и нар. хоз-вом. С пом. бюджета в соответствии с планами эк. и соц. развития обеспечиваются основные нар.-хоз. пропорции, решаются крупные задачи, кот. не могут решить отдельные предприятия за счет собств. средств. В составе бюджета можно выделить 2 раздела: республиканский и местные бюджеты.
Самостоятельным звеном гос. финансов являются внебюджетные фонды, посредством которых происходит перераспределение и использование фин. ресурсов, привлекаемых гос-вом для финанс-я конкретных общественных потребностей и целевых программ.Сегодня в РБ основным внебюджетным фондом является гос. фонд соц. защиты населения, кот. образуется из взносов предприятий, организаций и учреждений, а также самих работников. Внебюджетным фондом является также Инновац. Фонд министерств и ведомств.
Третьим звеном гос. финансов является гос. кредит. С его помощью осуществляется формирование дополнительных фин. ресурсов гос-ва за счет мобилизации временно свободных средств юр. и физ. лиц. Гос. кредит может быть внешним и внутренним, в РБ преимущественно внутренний.
18. Роль финансов предприятий отраслей мат. произв-ва в фин. системе гос-ва
Финансы предприятий отраслей нар. хоз-ва обслуживают сферу мат. произв-ва, что делает их исходным звеном всей системы финансов. Это обусловлено ведущей ролью мат. произв-ва, в кот. создается нац. доход. За счет доходов предприятий образуется подавляющая часть централизов. фондов. Поэтому от устойчивости экономики предприятий зависит состояние всей системы финансов.
Финансы предприятий отраслей мат. произв-ва связаны с образованием децентрализованных фондов ден. средств в процессе воспроизв-ва и обслуживают кругооборот фондов хозрасчетных предприятий. С их помощью обеспечивается эк. стимулирование предприятий и коллективов, регулируются взаимоотношения хозрасчет. организаций с бюджетом, банками.
Финансы предприятий и отраслей делятся на финансы предприятий, финансы с/х, финансы транспорта и др.
Каждая отрасль имеет свои особенности.
На организацию
финансов влияют различные
19. Гос.бюджет
Гос.бюджет представляет собой центр.звено фин.системы. Через гос.бюджет образуется и используется общегос. централизованный фонд ден.средств. С помощью бюджета осуществляется перераспределение части стоимости ВВП и НД на покрытие общегос. потребностей. С пом. бюджета гос-во мобилизует ден. ресусы для организации процесса произв-ва, безвозмездно изымает часть средств предприятий и населения, таким образом создавая общегос. фонд ден. ресурсов, кот. направляется на дальнейшее развитие нар. хоз-ва, соц. нужды, управление, здравоохр. и др.цели.
Основные статьи доходов и расходов бюджета основываются на показателях плана гос. соц. развития. Причем планированием охвачены как эк., так и соц. сторона жизни общ-ва.
С пом. бюджета обеспечивается стоим-ная пропорциональность планов соц.-эк. развития, поддерживается соответствие между движением мат. и фин. ресурсов, что позволяет добиться выполнения намеченных плановых задач и повышения эф-ти общ. произв-ва.
Бюджет явл-ся основным фин. планом гос-ва. Он состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная часть бюджета РБ формируется в основном за счет налогов. Из них наибольший удельный вес имеют НДС, налог на прибыль, акцизы, эколог. налог и др. В состав бюджета включаются также средства целевых бюдж. фондов.
Утвежденный гос. бюджет является законом, обязательным к исполнению на всех уровнях гос. власти и хоз. управления. А фин. органы ведут контроль за его исполнением.
20. Гос. кредит
Кредит предст. собой систему планомерных эконом. отношений, с помощью которых общ-во мобилизует временно свободные ден. средства и предоставляет их предприятиям, организациям и гражданам, которые в них нуждаются, на условиях возврата с целью повышения эффективности обществ. произв-ва. Кредит предоставляется в форме целевых ссуд для покрытия потребности в дополнительных средствах, возникающие в процессе произв-ва и реализации продукции. Необходимость кредита обусловлена тем, что в процессе кругооборота фондов у одних предприятий и организаций образуются временно свободные ден. средства, а у других недостает средств для финансир-я произв-ва. Через кредитные учреждения эти средства перераспределяются и направляются на удовлетворение экономически обоснованных потребностей предприятий и организаций в дополнительных ден. ресурсах..
Совместное функционирование и взаимодействие финансов и кредита позволяет создать оптимальные условия воспроизводства, а наличие у них общих черт обуславливает их тесную взаимосвязь и взаимодействие в распределительном процессе. Но, несмотря на это, в использовании кредитных ресурсов имеются и существенные различия: кредит выдается только на условиях возврата с соблюдением установленных принципов кредитования, к которым относятся планомерность, срочность, возвратность, платность, целевой характер выдачи кредита и мат. обеспечение выданных сумм.
Гос. кредит представляет собой форму привлечения в распоряжение гос-ва временно свободных средств населения, предприятий и организаций, свободной продажей облигаций, выйгрышных займов, выпуска ден.-вещ. лотерей. При осуществлении данных операций внутри страны гос-во является заемщиком ден. средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В международных эк. отношениях гос-во может выступать как
в роли заемщика, так и кредитора.
С помощью гос кредита гос-во мобилизует дополнительные фин. ресурсы для выполнения своих функций. Гос-во гарантирует возврат средств с уплатой кредитором установленного дохода, как правило в виде %-ов, которые выплачиваются в основном за счет средств бюджета.
Мобилизация гос-вом временно свободных ден. средств населения, предприятий, организаций способствует нормализации и укреплению ден. обращения в стране, а также уменьшению объема используемых ден. ресурсов.И кроме того служит источником доходов
Международный кредит предоставляется одними странами другим, может также выдаваться междунар. фин. организациями. Международный гос.кредит является источником ускоренного соц.-эк. развития и укрепления фин. положения для страны
21. Гос.долг
Понятие гос. долга тесно связано с функционированием гос. кредитов. Различают внутренний и внешний гос. долг.
Внутр. гос. долг представляет собой гос. долговые обязательства в виде задолженности Совета Министров перед юр. и физ. лицами внутри гос-ва. Лимит внутр. гос. долга – 6%ВВП. Внутренний гс. долг представлен кредитами Нацбанка, предоставленными Правительству на покрытие дефицита бюджета, а также гос. ценными бумагами (аблигации и казначейские векселя).
Внешний гос. долг формируется за счет получения кредитов др. гос-в и междунар.финанс. организаций. Лимит внешнего долга РБ на конец 2003г.-2млрд.$.
Гос. долг включает капитальный и текущий долги.
Капитальный гос.
долг – это абсолютная сумма
задолженности, включая
Текущий гос. долг включает расходы по погашению обязательств, которые достигли срока оплаты и выплате причитающихся доходов кредитору. Текущий гос. долг учитывается в бюджете соответствующего года и включает годовые выплаты.
Размер гос. долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов по ним.
Управление гос. долгом предусматривает проведение опред. мероприятий
по выпуску,размещению, обращению и обслуживанию гос. долг.обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов.
Для внешнего гос.
долга это проведение
Обслуживание гос. долга предусматривает выкуп или иное изъятие гос. долг. обязательств из обращения, а также выплату процентов.Обслуживание гос. долга в РБ осущ-ся из средств респуб. бюджета.
В управлении гос. долгом используются такие меры, как конверсия, консолидация, обмен аблигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения. Крайней мерой является онулирование займов, т. е. отказ гос-ва от обязательств по выпущенным займам.
22. Роль и
место финансов в
Формы регулирования экономики:
саморегулирование – в условиях фин. самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собств. фин. ресурсов.
гос. вмешательство в
экономику – такое
Фин. регулирование экономики происходит в трех формах: самофин-е, кредитование и гос. фин-е.
Самофин-е основывается на использовании собственных фин. ресурсов субъектов хоз-я, а при их недостатке используются кредит. ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.
Кредитование – способ фин. обеспечения воспроизводств. процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.
Гос. фин-е производится на безвозвратной основе за счет бюджетных и внебюджетных фондов.
На практике все перечисленные формы фин. обеспечения восспроизводств. Затрат применяются одновременно.
Одним из важных инструментов
регулирования экономики
23. Основные направления
использования финансов в
Стратегич. регулирование экономики обеспечивается налоговым, бюджетно-финансовым и ден.-кредитным регулированием.
Основным регулятором экономики является государство, кот. через нормативные положения регулирует свои экономические функции. Важным рычагом реализации эк. политики гос-ва внутри страны, укрепления экономики является бюджет гос-ва.
В нынешних условиях практически весь воспроизв. процесс хоз. субъектов обеспечивается за счет собств. фин. ресурсов. С другой стороны, есть ряд стратег. направлений (структур. перестройка, новое строительство и др.), требующих огромных фин. ресурсов, фин-е которых возможно только из централиз. фондов или за счет привлечения средств иностр. инвесторов. Поэтому роль гос-ва как генер. регулятора и инвестора не должна снижаться.