Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
Финансы путём распределения стоимости и формирования денеж. доходов и накопления создают условия для функционирования кредита, который продолжает распределение стоимости, начатое финансами. Этот процесс осуществляется как в рамках предприятий и организаций, так и в общегос. масштабе.
Необх-ть кредита обусловлена тем, что в процессе кругооборота фондов у одних предприятий и организаций образуются временно свободные денежные средства, а у др. не достаёт средств на рефинансирование производства. Через кредитные учреждения эти средства перераспределяются и направляются на удовлетворение экономически обоснованных потребностей предприятий в дополнит. денеж. ресурсах.
В кач-ве временно свободных денежных средств могут выступать также ср-ва гос. бюджета, целевых фондов общественных организаций, фондов сбережения населения, аккумулируемые банками. Т. к. эти дженеж. средства хранятся на счетах в банках, то они зачисляются в общегос. ссудный фонд и составляют кредитные ресурсы страны. В этот фонд вкл. и средства банков.
Совместное функционирование финансов и кредита позволяют создать оптимальные условия воспроизводства, а наличие у них общих черт обуславливает тесную взаимосвязь и взаимодействие.
Вместе с тем в использовании финансовых и кредитных рес-ов имеются некоторые различия.
Фин. рес-сы предоставляются в установленный срок на предусмотренные планом цели на условиях безвозвратного финансирования. Кредит же выдаётся только на условиях возвратности с соблюдением установленных принципов кредитования, к кот. относ-ся :
Планомерность.
Срочность.
Возвратность.
Платность.
Целевой характер выдачи кредита.
Материальная обеспеч-ть выданных ссуд.
Формы кредита: гос. кредит, банковский, авансовый, потребительский, коммерческий, лизинговый, ипотечный, товарный, международный.
14.Принципы банковского кредитования.
В системе кредитных
отношений ведущее место
По видам банковские кредиты бывают:
Краткосрочные.
Долгосрочные.
1. Кредит, предоставленный
на срок до 12 месяцев для целей,
связанных с созданием и
2. Под долгосроч. кредитом
понимается кредит, предоставленный
на срок до 6 лет для целей,
связанных с созданием и
Долгосрочные кредиты предоставляются как правило на реализацию проектов, связанных с созданием и увеличением производственных осн. средств, если окупаемость проекта составляет не более 5 лет и погашение кредита обеспечивается в течение 6 лет со дня выдачи первой суммы кредита.
Кредит предоставляется после заключения в письменной форме кредитного договора, который подписывается руководителем, главным бухгалтером банка и кредитополучателем – юридическими лицами или др. должностными лицами, наделёнными в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Кредитный договор действует с момента его заключения и до полного исполнения обязательств по возврату кредита и уплате %-тов за пользование им, а тааккже полное выполнение обязательств обеими сторонами.
Принципы банковского кредитования:
Планомерность.
Срочность.
Возвратность.
Платность.
Целевой характер выдачи кредита.
15. Фин. система гос-ва.
Финансы базируются на единстве эк-ки и расширенном воспроизводстве, что предполаг. единую систему финансовых отношений. Вместе с тем распределение и перераспределение ВВП и нац. дохода осуществляется в различных сферах, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и методами формирования и использ-ния фондов денежных средств. В результате существуют относительно обособленные сферы финансовых отношений в рамках единой экономической категории финансов.
Фин. система – это совокупность обособл., но взаимосвяз. сфер и звеньев фин. отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств.
Она состоит из ряда частей, каждая из которых имеет свои отличительные особ-сти.
Фин. система республики вкл. в себя финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва (децентрализ. финансы), а так же гос. финансы и системы страхования. Внутри каждой этой сферы, исходя из специфики фин. отношений, выделяются звенья, кот. имеют свои конкретные задачи и общую область функционирования. При этом функции и структура фин. системы изменяется в завис-ти от полит. и эконом. устройства государства.
Гос. финансы в свою очередь включают:
Гос. бюджет.
Внебюджет. фонды.
Гос. кредит.
Финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва непосредств. обслуж-ют сферу материального произв-ва, что делает их исходным звеном всей системы финансов. Это обусловлено ведущей ролью матер. произв-ва, в кот. создаётся нац. доход – источник ресурсов всей фин. системы. За счёт доходов предприятий образ-ся подавляющая часть централиз. фондов денеж. средств, поэтому от устойчивости эк-ки предприятий зависит состояние всей системы фин-ов.
Финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва связаны с образованием децентрализов. фондов денежных средств. С их помощью обеспечивается экономическое стимулирование предприятий и коллектива, регулирование отношений организации с бюджетом, системой соц. и имуществ. страхования.
В свою очередь финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва подраздел-ся на фин-сы:
Промышленности.
Сельского хоз-ва.
Строительства.
Связи и т.д.
Каждая отрасль имеет свои особенности, причём не только технологические, но и формировании, распред-нии и использовании доходов.
Главное место системы фин-ов отраслей мат. произв-ва принадлежит финансам гос. предприятий, т.к. в собственности гос-ва закреплены основные средства произв-ва, которыми произв-ся подавляющая часть продукции. На организацию фин-ов предприятия влияют различные формы собственности.
Выделяют также фин-сы отраслей нематер. произв-ва:
Образования.
Здравоохранения.
Культуры.
Обороны и т.д.
Ведущим звеном гос. фин-ов явл-ся гос. бюджет – основной фин. план образования и использования централиз. общегос. фондов денежных средств.
Гос-во безвозмездно изымает часть средств предприятий и населения в гос. бюджет и образует консолидированный бюджет, кот. использ-ся на финансир-ние расшир. воспр-ва, повышение народного благосостояния, финансирование непроизв. сферы и управление народным хоз-вом.
С помощью бюджета в соответствии с планом эк-ого и соц-ного развития обеспеч-ся основные народохоз. пропорции, решаются крупные задачи, которые не могут решить отдельные предприятия за счёт собств. средств.
В составе бюджета выделяются 2 раздела:
Республиканский.
Местные бюджеты.
Самостоятельным звеном гос. фин-ов явл-ся внебюджетные фонды , посредством которых происходит перераспред. и использование фин. рес-ов, привлекаемых гос-вом для финансирования конкретных обществ. потребностей и целевых программ.
В настоящее время в РБ основным внебюдж. фондом явл. гос. фонд социальной защиты населения. Из средств этого фонда произв-ся мат. обеспечение рабочих и служащих по старости, инвалидности, болезни, выплачиваются пособия по беременности и родам, на детей. Бюджет этого фонда образуется из взносов предприятий, организаций и учреждений, а также самих работников в установленном проценте от фонда заработной платы.
Вторым внебюджетным фондом явл. инновационный фонд министерств и ведомств, в кот. отчисляется 0,25% от себестоимости продукции.
В состав республ. бюджета вкл-ся республ. фонд поддержки производителей с/ х продукции, продовольствия и аграрной науки (447 млрд. руб.), дорожный фонд (666 млрд. руб.), фонды охраны природы, гос. фонд содействия занятости.
В состав местных бюджетов вкл-ся местные целевые бюджет. фонды, стабилизации эк-ки, производителей продукции и продовольствия, создаются также местные целевые бюджетные жилищно-инвестиц. фонды.
Важным звеном гос. фин-ов явл-ся гос. кредит. При помощи его формир-ся дополнит. фин. рес-сы гос-ва за счёт мобилизации временно свобод. средств юрид. и физич. лиц.
Гос. кредит может быть внешним и внутренним. В РБ преимущественное развитие получил внутренний гос. кредит, осн. формами кот. явл-ся займы и казначейские ссуды.
Звеном фин. системы явл-ся СТРАХОВАНИЕ.
Страх. фонды формируются за счёт обяз. и добровольн. взносов субъектов хозяйствования, населения и частично бюджета. Средства централиз. страх. фонда предназнач. для возмещ. и предупреждения потерь, кот. несут страхователи от стихийных бедствий и несчастных случаев.
В сфере страхования выделяют:
Социальное.
Имущественное.
Личное.
Рисков.
Ответственности.
Все сферы фин. системы взаимодейств. друг с другом, что проявл-ся в различных взаимоотношениях. Взаимодействие всех звеньев фин. системы гос-ва в значить. мере достиг-ся путём централизации управления финансоми.
16. Сферы и звенья фин. системы.
Финансы базируются на единстве эк-ки и расширенном воспроизводстве, что предполаг. единую систему финансовых отношений. Вместе с тем распределение и перераспределение ВВП и нац. дохода осуществляется в различных сферах, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и методами формирования и использ-ния фондов денежных средств. В результате существуют относительно обособленные сферы финансовых отношений в рамках единой экономической категории финансов.
Фин. система – это совокупность обособл., но взаимосвяз. сфер и звеньев фин. отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств.
Она состоит из ряда частей, каждая из которых имеет свои отличительные особ-сти.
Фин. система республики вкл. в себя финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва (децентрализ. финансы), а так же гос. финансы и системы страхования. Внутри каждой этой сферы, исходя из специфики фин. отношений, выделяются звенья, кот. имеют свои конкретные задачи и общую область функционирования. При этом функции и структура фин. системы изменяется в завис-ти от полит. и эконом. устройства государства.
Гос. финансы в свою очередь включают:
Гос. бюджет.
Внебюджет. фонды.
Гос. кредит.
Финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва непосредств. обслуж-ют сферу материального произв-ва, что делает их исходным звеном всей системы финансов. Это обусловлено ведущей ролью матер. произв-ва, в кот. создаётся нац. доход – источник ресурсов всей фин. системы. За счёт доходов предприятий образ-ся подавляющая часть централиз. фондов денеж. средств, поэтому от устойчивости эк-ки предприятий зависит состояние всей системы фин-ов.
Финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва связаны с образованием децентрализов. фондов денежных средств. С их помощью обеспечивается экономическое стимулирование предприятий и коллектива, регулирование отношений организации с бюджетом, системой соц. и имуществ. страхования.
В свою очередь финансы предприятий и отраслей народ. хоз-ва подраздел-ся на фин-сы:
Промышленности.
Сельского хоз-ва.
Строительства.
Связи и т.д.
Каждая отрасль имеет свои особенности, причём не только технологические, но и формировании, распред-нии и использовании доходов.
Главное место системы фин-ов отраслей мат. произв-ва принадлежит финансам гос. предприятий, т.к. в собственности гос-ва закреплены основные средства произв-ва, которыми произв-ся подавляющая часть продукции. На организацию фин-ов предприятия влияют различные формы собственности.
Выделяют также фин-сы отраслей нематер. произв-ва:
Образования.
Здравоохранения.
Культуры.
Обороны и т.д.
Ведущим звеном гос. фин-ов явл-ся гос. бюджет – основной фин. план образования и использования централиз. общегос. фондов денежных средств.
Гос-во безвозмездно изымает часть средств предприятий и населения в гос. бюджет и образует консолидированный бюджет, кот. использ-ся на финансир-ние расшир. воспр-ва, повышение народного благосостояния, финансирование непроизв. сферы и управление народным хоз-вом.