Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
Гос-во распределяет и перераспределяет нац. доход между предприятиями и отраслями нар. хоз-ва, эк. регионами, произв. и непроиизв. сферой.
Важным фин. регулятором остаются налоги, посредством которых формируется более 75% доходной части бюджета.
Сущность гос. регулирования
экономики через налоговый
в снижении налог. нагрузки посредством сокращения количества налогов, налог. льгот и упрощения методики исчисления налогов.
в прогнозировании расходов, связанных с фин-ем приоритетных соц.-эк. программ.
в оказании фин. поддержки отдельным отраслям.
в обеспечении своевременного внесения платежей в бюджет.
Основными регуляторами экономики, реализуемыми через налог. политику являются:
установление льгот по платежам в бюджет, связанных со стимулированием производств. и инвестиционной активности.
стимулирование экспорта товаров путем установления льгот по платежам в бюджет из доходов, полученных от реализации продукции на экспорт.
сокращение кол-ва налог. льгот.
сокращение числа внебюджетных фондов и мобилизации части из них в бюджете республики.
24. Фин. политика гос-ва
Фин. политика – это
особая сфера деятельности гос-ва, направленная
на мобилизацию фин. ресурсов, их рац.
распределение и использование
для осуществления гос-вом
Фин. политика является составной частью эк. политики гос-ва.
В РБ проводится единая фин. политика, кот. охватывает все отрасли нар. хоз-ва.
Фин. пол-ка гос-ва осущестляется
в форме планомерного регулирования
процесса произв-ва, распределения
и использования ВВП и НД. Гос-во
устанавливает пропорции
Гос-во разрабатывает стратегию развития
общ-ва на перспективу и определяет задачи
на предстоящий период, а также средства
и пути их достижения. Финансовая политика
оформляется законодательно: в РБ в виде
нормативных документов Нацбанка, Мин.
финансов.
Основной целью фин. политики является наиболее полная мобилизация фин. ресурсов, необходимых для покрытия потребностей гос-ва.
В условиях рын. экономики фин. политика должна основываться на системе обоснованных фин. регуляторов (налоги, регулирование цен, условия формирования прибыли, ставки кредитования и др.) и долгосрочных научнообоснованных прогнозах.
Совокупность фин. регуляторов наряду с ден.-кредитным механизмом являются основой современной фин. политики.
В зависимости от характера поставленных задач фин политика подразделяется на фин. стратегию (ориентируется на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач) и фин. тактику(направлена на решение задач конкретного этапа развития гос-ва и связана с изменением форм и методов организации фин. отношений, исходя из его текущих потребностей).
Фин. политика разделяется на налоговую, бюджетно-финансовую и ден.-кредитную политики в виде самостоятельных составных частей.
25. Виды финансовой политики (фп)
Фп особая сфера деятельности гос-ва, направленная на мобил-цию фин рес-сов, их
рациональное распределение и использ-е для осуществления гос-вом его функций.
Осн. цели фп: наиб. полная мобилизация фин. рес-сов, необходимых для
удовлетворения потр-тей гос-ва.
Составные части фп: налог. пол-ка, бюдж-финансовая пол-ка и денежно-кредитн.
пол-ка.
В зависимости от длительности периода и хар-ра решаемых задач фп делится на:
-фин стратегию ориентирована на длительный период развития и
предусматривает решение крупномасштабных задач;
-фин тактику решает
задачи конкретного этапа разв-
своевременнной
связей.
Фин стратегия и тактика тесно связаны между собой.
Результативность фп выше, чем больше она учитывает потребность обществ. разв-я,
интересы всех слоев об-ва, конкретно-исторические усл-я.
Гл. задачи современной фп: борьба с инфляцией, преодоление дефицита бюджета,
спада пр-ва, повышение соц. защиты населения.
26. Роль государства
в реальизации финансовой
Фп особая сфера деятельности гос-ва, направленная на мобил-цию фин рес-сов, их
рациональное распределение и использ-е для осуществления гос-вом его функций.
Гос-во через фп оставляет
за собой право прямого
Роль гос-во в эк жизни страны опр-ся пятью функциями:
1. обесп-е фин-правовой основы для эффективного функционирования рыночной эк-ки;
2. фин поддержка конкуренции;
3. перераспределение доходов;
4. регулирование распределения материальных и фин рес-сов;
5. фин стабилизация эк-ки.
Именно фп гос-ва через налоговую, бюдж-фин и денежно-кредитн пол-ку способствует
динамичному разв-ю структурной перестройки эк-ки. В РБ приоритетными должны
стать следующие направления:
-развитие аграпромышленного
комплекса и всей
обслуживанием с/х: увеличение или сокращение производства отдельных видов
производства продукции с учетом спроса на внешнем и внутреннем рынках;
-испольование
особенно наукоемких отраслей: для предприятий, занимающихся
научно-исследовательскими работами необходимо выделение льготных долгосрочных
банковских кредитов под гарантии гос-ва с последующей их выплатой;
-развитие
-конверсия бывших
предприятий военно-пром
перепрофилирования, продажи части предприятий или создания преприятий для
производства продукции, пользующейся устойчивым спросом на рынках мира.
-стимулирование дефицитного импорта;
-акционирование кооперирующих предприятий;
-поддержка малого и среднего бизнеса;
-льготы по налогообложению
(по принципу производства
конечной реализации, например, агропром. комплекс) и кредитному обеспечению.
27. Экономическое
стимулирование развития
Финансовые стимулы
организационные формы фин
можно влиять на материальные интересы субхектов хозяйствования.
Фин стимулы разв-я производства и повышения его эффективности:
1. эффективные направления инвестирования фин ресурсов осущ в 3-х направлениях:
финансирование технич перевооружения предприятий; затрат, связанных с воспр-вом
раб силы, преквалификацией, переориентацией рабочих на нов виды производств;
реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в производстве.
2.поощрительные фонды призваны побуждать работающих к более интенсивному и
эффективному труду, заинтересовывать рабочих в результатах производства;
3.бюджетные методы интенсификации производства: исчисление налогов в порядке,
заинтересовывающем
санкций, предоставление бюджетных ассигнований;
4.специальные фин льготы и санкции. Фин льготы (напр, освобождение от
налогообложения части прибыли) расширяют возможности наиболее эффективного
инвестирования денежных ресурсов в производства и, следовательно, создают
благоприятные условия
для его роста и совершенствова
ответственность субъектов хоз-я за конечные результаты деятельности, нарушение
требований договорной, расчетной и фин дисциплины.
28. Финансовый рынок
Фин рынок (ФР) специфическая сфера денежных опереций, где объектом сделки
являются свободные денежные средства населения, субъектов хоз-я и гос структур,
предоставляемые пользоваетелям под ценные бумаги (цб) либо в виде ссуд.
Функционирует ФР при условии наличия в эк-ке страны реальных собственников.
Назначение рынка (гл. функция) состоит в посредничестве движению ден средств от
их владельцев (сбереготелей) к пользователям (инвесторам). ФР дел на первичные,
имеющие дело с выпуском новых цб, и вторичные (где осуществляется перепродажа
ранее выпущенных цб.
Объекты ФР ден-кредитн ресурсы и цб. Субъекты гос-во, предприятия, граждане.
Осн. элементы ФР:
1.кредитный рынок: перераспределение ден средств осущ путем предоставления
владельцами их в ссуду на условиях платности, срочности и возвратности. Кредитор
получает вознаграждение в виде %, кот зависит от суммы ссуды, сроков ее
возврата, степени риска и т.д. Заемщик стремится получить доход, достаточный для
возврата суммы кредита и извлечения прибыли. Гос-во (ставкой рефинансирования,
объемом предоставляемых кредитов, установление льготных кредитн ставок, правил
учатия в кредитн аукционах и т.д.) и НБРБ регулируют кредитн рынок;
2.рынок ценных бумаг
совокупность отношений фин
обращением цб. Цб - ден
док-ты, свидетельствующие о
приобретении владельцем цб права на часть имущества (акции, облигации, фьючерсы,
ордера и т.д.). Фондовый рынок бывает первичный (продаеются и покупаются новые
цб) и вторичный (препродаются ранее выпущенные). По форме организации фондовый
рынок делится на биржевой (продается огранич число цб крупн компаний) и
внебиржевой (продается большинство цб). Фондовая биржа органиция, кот
обеспечивает необходимые условия для торговли цб, определения их курса,
регулирования деятельности учатсников и т.п. Участники рынка цб: эмитенты
(выпукают цб), инвесторы (банки, страх компании и т.д.) и посредники (брокеры,
диллеры и т.д.). В РБ дифицит в высоколиквидных цб;
3.денежный рынок.
29. Управление финансами
Управление финансами (уф) действия гос-ва, направленные на выработку,
раеализацию и совершенствование фин политики. Объектом управления ф-сы
становятся на стадиях создания, изучения, проверки соблюдения, совершенствования
форм фин отношений. Субъектом фин-сы становятся при практическом применении форм
фин отношений. Стадии управления ф-сами образуют звенья управления: фин право,
фин деятельность и фин контроль.
Управление финансами бывает:
-общее
осуществляется органами гос власти и управления (Нац собрание, президент,
Совмин) и заключается в рассмотрении и утверждении планов эк и соц развития и
госбюджета, руководстве денежной, кредитной и банк системой, организации
страхования, выпуска займов, определении видов и размеров налогов и сборов.
-оперативное
для осуществления этого вида управления в центре и на местах образуется спец
аппарат, представленный различными фин и кредит органами и учреждениями: Минфин,
Мин-во по налогам и сборам, НБРБ. Эти органы разрабатывают и доводят до
субъектов хозяйствования инструктивные и нормативные акты, обязательные к
исполнению. Гл их задача мобилизации и использовании фин и кред рес-сов в
строгом соответствии с планом и бюджетом.
Осн органом в системе оперативного управления ф-сами явл Минфин - обеспечивает
проведение гос политики, осуществление контроля и координации фин сферы
деятельности. Главным
органом регулирования и