Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на 45 вопросов по дисциплине "Финансы".
Государственному
кредиту в финансовой системе
присущи специфические формы
финансово-кредитных отношении
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей. Он отличается от банковского и коммерческого кредитов. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствования средств на более низких уровнях бюджетной структуры имеют, как правило, четко выраженную целевую направленность.
Вторая подсистема — финансы хозяйствующих субъектов, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных пенсионных фондов). Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Однако существенная часть бюджетных средств в форме бюджетных ссуд, прямого бюджетного финансирования, гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.
Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и ему соответствует особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.
Финансы
граждан тесно взаимосвязаны
с государственными и муниципальными
финансами через систему
Взаимосвязь основных звеньев финансовой системы государства
Одним из ярких проявлений денежных отношений в финансовой системе может служить комплекс финансовых потоков, обслуживающих современное рыночное хозяйство. К числу их специфических черт можно отнести:
наличие развитой банковской системы, через которую эти по токи осуществляются, ставшей мощным финансовым институтом;
межнациональный,
международный, а в перспективе
всемирный характер переплетения, переливания
этих финансовых потоков, концентрация
финансовых ресурсов в распоряжении
ведущих стран мировой
переплетение вертикальных финансовых потоков с горизонтальными, причем последние становятся все более мощными, :; вовлекающими в оборот все большую долю финансовых ресурсов;
Финансовые потоки относятся к числу базисных категорий, выражающих реальные социально-экономические процессы общественной жизни.
Финансовые потоки служат проявлением в стоимостном форме постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных органов, домашних хозяйств и обществен-- ных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг.
Финансовые потоки все шире обслуживают финансовый рынок, деятельность банковских и страховых структур, в которых функционирование капитала вместо традиционной производственной схемы (Д — Т...П...Т1—Д') происходит по спекулятивной схеме (Д — финансовый рынок—Д1).
В
процессе финансового обслуживания
потребности народного
и
вместе с тем динамичные финансовые
потоки. С одной стороны, они отражают
источники формирования денежных ресурсов
государства, хозяйствующих субъектов,
граждан, с другой стороны — использование
этих ресурсов. Между этими финансовыми
потоками существуют неразрывные связи.
На практике балансирование доходов
и расходов — сложный процесс,
на который воздействуют факторы
внутреннего и внешнего характера.
Существуют неразрывные связи между
финансами граждан и
Группировку финансовых потоков РФ целесообразно провести по ряду следующих признаков.
1. По основному назначению, выполнению народно-хозяйственных функций. С этих позиций можно выделить постоянно действующие финансовые потоки между звеньями финансовой системы.
2. В территориальном разрезе:
финансовые потоки, обслуживающие федеральные органы (централизация — сбор финансовых ресурсов и их распределение между органами федерального управления, региональными органами, отраслевыми структурами, зарубежными государствами);
финансовые потоки, обслуживающие субъекты РФ (внутрирегиональные финансовые взаимосвязи, движение финансовых ресурсов местного самоуправления);
межрегиональные финансовые потоки, отражающие взаимосвязи между регионами РФ;
финансовые взаимосвязи между различными хозяйствующими субъектами в одном или нескольких регионах страны;
международные финансовые потоки.
3. По движению межотраслевых финансовых потоков.
На
практике реализуются постоянно
действующие взаимосвязи по поставкам
товаров и услуг между
Нарушение сроков взаимных поставок товар но-материальных ценностей между предприятиями разных отраслей приводит к нарушению про- _ изводственного ритма, сокращению производства. За этими процессами стоят обычно несвоевременные платежи, нарушения нормального движения финансовых потоков.
В
условиях российской экономики жизненно
необходимы мобилизация и наиболее
эффективное использование
2.4. Виды финансовых отношений
Первоначальной сферой возникновения финансовых отноше--; ний являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Определим основные субъектно-объектные связи в рамках вы-мюлнения финансами своих основных функций и ролей: 'S 1) отношения между государством, населением и предприятиями различной формы собственности по поводу формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных ", фондов;
2) отношения между государством и населением по поводу распределения национального дохода и создания материальной базы для обеспечения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальную защиту;
3) отношения в рамках бюджетной системы между ее отдельными звеньями по поводу формирования и распределения централизованных фондов денежных средств;
4) отношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами по поводу образования децентрализованных фондов денежных средств и доходов населения.
Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной жизни, вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относят их денежные отношения с органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовой сбор и др.); органами налоговой службы (при внесении налогов, сборов, других платежей); органами муниципального управления (при приватизации жилья, выплате арендной платы за земельные участки и т. п.); банковской системой (при получении и погашении кредитов, залоге имущества и др.); страховыми компаниями по всем видам страхования; негосударственными пенсионными фондами по вкладам и получению пенсий и выплат; финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами (при купле-продаже ценных бумаг, осуществлении трастовых операций и т.д.); хозяйствующими субъектами (при выплате заработной платы, долевом участии в совместной деятельности и т.п.); другими гражданами (при выплате арендной платы за квартиры и другое имущество, купле-продаже недвижимости и т.д.).
Финансовые отношения граждан возникают при движении денежных средств в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из разных источников.
Доходы граждан
Источники поступления денежных средств граждан
Использование чистых доходов
Налоги, сборы, пошлины
Финансовый портфель
Текущие расходы
Чистые доходы
Собственные
Заемные
Заработная плата
Личное потребление
Доход
от предпринимательской
Образование сокровищ
Процентный доход
Инвестирование
Доходы по спекулятивным операциям
Выигрыши, призы
Дополнительные пенсии, стипендии, алименты, пособия, субсидии
Страховое возмещение
Полученное наследство и подарки
11. Классификация доходов бюджета.
-Источник доходов: Внутренние (ВВП),внешний(удельный вес ,экспорт)
-По форме поступления в бюджет: закрепленные(доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет) и регулирующие(доходы, которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год)
Классификация:
1.Общие доходы и
полученные официальные
2.Общие доходы(3+5)
3.Текущие доходы(4+5)
4.Налоговые поступления
5.Неналоговые поступления.
-доходы от собственности
и предпринимательской
-административные сборы и платежи
-поступления по штрафам и санкциям
6.Доходы от операций с капиталом
-продажа основного капитала
-доходы от продажи земли и нематериальных активов
-поступление трансфертов
из негосударственных
7.Получение офиц. Трансфертов
-от нерезидентов
-от др. органов гос. Управления
8.федеральные налоги - ндс, акцизы, ндфл, на прибыль, на налог.
-региональные(налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный)
-местные(земельный, налог на имущество с физ. Лиц)
12. Классификация расходов по функциональному назначению.
1.Общегосударственные(
2.Расходы на общ-ые соц услуги(здравоохранение, СМИ, образование)
3. Расходы на гос. услуги ,связанные с экономической деятельностью.(сх, строительство, гос. Заказы)
4. Прочие функции(обслуживание гос. Долга и трансферты различ. Органов власти.)
13. Исполнение бюджета.
Это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:
исполнения бюджета по доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;
исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.
Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. бюджетной классификацией- является основой для исполнения бюджетов всех уровней.
Исполнение бюджетов по доходам-
Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:
налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи;
учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;
органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;
налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченных налогов.
Исполнение бюджета по расходам
Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений.
Основными этапами санкционирования являются-
-составление и утверждение бюджетной росписи;
-утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
-утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
-принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
-подтверждение и выверка
исполнения денежных
14. Бюджетный федерализм.
Принцип
бюджетного федерализма представляет
собой основополагающее правило
бюджетного права, и заключается
в том, что административно-