Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:01, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Финансы"
1.Финансы
(от лат.-доход,плат).В Россию слово «финансы» пришло с француз.Ф возникли в усл-х регулярного товарно-денеж отнош в связи с развитием гос-ва. Как историч. категория Ф появ одновр-но с гос-ом при расслоение общ на классы. В докапиталист строй большая часть потребностей гос-ва удовлетвор путём установления натурал повинностей и сборов.Денеж довольствие было только на содерж армии и затрат гос-ва.Основным источ-м доходов были военная добыча,дань с покоренных народов.С разв-м капитал строя доходы и расходы гос-ва перешли постепенно в денеж .До серед 18в рес-сы кот принадлежали монарху, принадлеж гос-ву. С серед 18в рес-сы гос-ва отделились от рес-в монарха, появ такие понятия как госфинансы,госбюджет и госкредит. Появилась наука о финансах.Ф стали отдел эк-кой категорией и получили определение.
Финансы представ собой эк-кие отнош связ с формиров ,распределением и использ централиз и децентрализ фондов денеж ср-в в целях выполнения ф-ций и задач гос-ва для обеспеч-я усл расширенного воспроизв-ва. Децентрализ фонды формир на п/п :фонд накопления,фонд потребления,фонд з/пл,резервный фонд,сюда же относят и бюджеты дом хоз-в.Централиз фонды аккумулир-я на общегос ур-не:бюджет и внебюдж фонды,госкредит и фонды страх-я.Центр. и децентр фонды взаимосвяз и эк-кой основой их формиров и использ явл произв-во общ-го продукта.При формир этих фондов возникают фин отношения м/у субъектами. Этими субъектами будут явл п/п ,предприним,насел-е,физ.лица и гос-во. масштабность и интенсивность фин потоков м/у этими субъектами зависят от их эк-кой активности и госполитики в области ф. Фин потоки в движении удовл-яя потребности всех субъектов, обслуж процесс смены форм ст-сти:Д-Т-Д.Ф гос-ва обслуж данный процесс на общегос ур-не,обеспечивая удовл-е общегос потребностей и соц защиту отдел групп насел-я. Ст-стная форма движ товара пораждает соответствующ денеж оборот и эк-кие отношения распределит хар-ра, в этом и состоит сущ финансов. материал основа ф явл общ-ное произв-во,поэтому фин устойчивость п/п и гос-ва зависит от состояния эк-к. спад произв-ва сопровождается ухудшением фин с-мы страны или фин-состояния как гос-ва так и п/п .Возникающие фин отнош-я охват две сферы:1.эк-кие денеж отнош, связа с формиров и использ централизованных денеж фондов. 2.эк-кие денеж отнош,кот определ оборот децентрализфондов.
2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:
1)распредел-ная (распредел созд продукт; с помощью этой ф-ции созд фонды);
2)перераспредел-ная (перераспредел-е созд продукта, т.е. вторичное распредел м/у членами общ-ва);
3)регулирующая (финансы могут как стимулир-ть произв-во так и угнетать его);
4)контрольная (благодаря финансам общ-во имеет возможность наблюдать все фин потоки в гос-ве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).
Др трактовка заключ в том, что функции финансов след: распределительная и контрольная, а остальные явл производными от распределител функции.
Распределител функция. Стадия распределения нач-ся с распределения новой ст0сти и заканч формиров первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на кот формир общегос0ные фонды: госбюджет, внебюдж фонды, страх-е, банк-е фонды и фонды п/п. Распределительная функция - объектив свойство категории финансов осущ распределение ст-сти созд продукта в денежном выражении.
Перераспр-ная стадия отличается от распределител тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.
Контрол функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределител процессе заним-ся контрол ф-ция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных усл и, след, они объективны. Объектом контроля выступает распределител процесс. Глав же контролир пропорцией явл пропорция м/у фондами накопл-я и потребл-я.
В связи с развит рыноч отноше кроме бюджетных отнош появились внебюджетные. Часть ср-в на проведение соц - культ мероприятий идет через внебюдж фонды. Таким образом, считается, что мы сокращ бюджет, но при этом увелич-ся нагрузка на п/п, кот производят отчисления.
Появ новые моменты в теории финансов. Одним из них явл стимулирующая ф-ция финансов.
3. Фин. система РФ
Это система форм и методов образования, перераспределения и использования фондов ДС гос-ва и п\п.
Фин-я система включает в себя следующие звенья фин-х отношений: гос-ную бюджетную систему, внебюджетные фонды, гос-ный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы п/п различных форм собст-сти.
Первые 5 блоков относятся к гос-ным централизованным финансам и испол-ся для регулирования экон-х и соц-х отношений на макроуровне. Фин-е отношения п/п относятся к децентрализованным финансам и испол-ся для регулирования экон-х и соц-х процессов на микроуровне. Каждое звено фин-й системы имеет присущие ему функции и влияет на процесс воспроизводства (н-р финансы п/п обслуживают процесс воспроизводства; при их участии создается ВВП и распред-ся м\ду п/п внутри отраслей, ч/з гос-ный бюджет мобилизуются ДС в централизованный фонд гос-ва и происходит перераспределение этих средств м\ду отраслями, регионами и социальными группами). Внебюджетные фонды мобилизуют ср-ва на определенные цели и имеют строго целевое назначение соответствующее их названию.
Фонды страхования предназначены
для возмещения ущерба причиненного
п/п или населению. Т.о. каждое звено
фин-ой системы представляет собой
опред-ную сферу фин-х
В соответствии с законод-ом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.11.91г. госуд-ая бюджетная система страны была коренным образом перестроена и в настоящее время имеет 3 звена: а)федер-ый бюджет; б)регион-ые бюджеты: бюджеты национально-госуд-х и админ-но-тер-х образований, к кот-м относятся республиканские бюджеты, краевые и областные, автономных областей, автономных округов и городов Москвы и СПБ; в)местные бюджеты-бюджеты городов, районов в городе, районов области. Все эти бюджеты функционируют автономно, т.е. местные бюджеты со своими дох-ми и расх-ми не входят в регион-ые бюджеты, а регион-ые-не входят в госуд-ый бюджет.
Важнейшим среди соц-х фондов я-я пенсионный фонд (ПФ), ср-ва кот-го формир-ся за счет страх-х взносов работодателей и работников, дотации бюджетов, добровольных взносов граждан и п/п, а т\же за счет собст-х средств, получ-х за счет инвистиц-х вложений. Ср-ва ПФ испол-ся на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, соц-х пенсий. К соц-ым фондам относятся т\же фонд соц-ого страх-я, федер-ые и тер-ые фонды обязат-ого медиц-ого страх-я и т.д. Госуд-ый кредит-предст-ет собой особую форму кредитных отношений м\ду гос-вом и юрид. И физ-ми лицами, при кот-х гос-во выступает в кач-ве заемщика средств. Госуд-ый кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-ва временно свободных ДС п/п и населения для финанс-ния госуд-х расходов. Фонды страхования- обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а т\же способствуют их предупреждению. По мере развития рын-х отношений имущ-ное личное страх-е ответ-сти приобретает все большее значение, но поскольку степень страх-го риска, связанного с наступлением страх-го случая возрастает.
Фондовый рынок - среди звеньев бюджетной сис-мы, ФР занимает особое место, его м. выделить как отдельное звено фин. Сис-мы, так как он возникает в результате купли- продажи специф. Фин. Активов и представляет собой особый вид фин отнош. Задачей ФР является обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. ФР служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных ДС п/п и населения.
Финансы п\п - составляют основу фин сис-мы страны именно здесь формируется преобладающая часть фин ресурсов. Потому от состояния фин п\п-й зависит общее фин положение страны
5. Содержание и значение финансовой политики государства
Гос в процессе своего функ-ия осущ пол-ую д-ть в разных сферах общ жизни. Объект деят – эк-ка в целом и её составные эл-ты – ден обращ, ф-ы, кредит, валютные и ценовые отнош. Совок гос меропр-й по исп-ю фин-х отнош для выпол-я своих фу-й предст собой фин политику.
Ф пол-ка гос обесп нормальное функ-ие фин с-мы. Гл цель фин пол – увел V фин рес-в на базе эк-го роста. Т.к. осущ-е гос своих фу-й – удовл потреб общ зависит от наличия ф-х рес-в, то планир-ие расходов и доходов бюд-а и внебюд фондов надо реально подходить к оценке ф-х возм-й страны для этого разраб-ся ф-ый баланс. Он отраж: 1) ф-ые взаимосвязи м/у отдельными эк-ми секторами; 2) отразить процессы образования всех эл-в ВВП и даль-ее его исп-я. Проект баланса разраб МИНФИН и утверждает Правительство. После расмот-я в Фед-ое собрание вместе с комплексом докум-ций по проекту фед бюджета на год.
Содер фин полки вкл: 1) разраб-ку общей концепции фин пол, опр-ие её стратег-их направ-й, целей и гл задач; 2) создание адекватного фин-го мех-зма; 3) Управ фин-й деят гос и др субъектов эк-ки
Основа фин пол – страт-ое направ-е, ктр опр-ют долгоср и среднеср персп-вы исп-я ф-в и предусмат-ют реш гл задач возник-х из особе-й фук-я эк-ки и соц сферы страны.
Важная часть фин пол – устан-е фин механизма. При помощи осущ-ся вся деят гос-ва в обл ф-в, фин мех-м предст собой систему устан-х гос форм, видов и методов орг-ии фин-х отнош, эл-м фин мех-ма – формы фин рес-в, м-ды их фор-ия, система закондат-х норм и нормативов ктр исп-ся при опр-ие расходов и доходов гос. Виды фин мех: 1. директивный – нужен для фин отнош в ктр участ гос, относят: налоги, гос кредит, расходы бюд, бюд-ое фин-ие, орг-я бюд-го уст-ва и процесса, фин-ие планирования. 2. регулирующий – опр-ет основные правила игры в конкретном секторе ф-в, незатраг-х прямо интересы гос.
Такая разновидность фин мех хар-на для орг-ии внутрихоз фин отнош на частных прелпр-х, тогда гос-во устан-ет общий порядок исп-я фин рес-в остав-ся на предпр после упалты налогов и сборов и обяз-х платежей.
Задачи фин пол-ки: 1) обесп-ет условия для max получ фин рес. 2) устан-ет рациональное распред-е и сип-е фин рес. 3) орг-ет регу-е и стимул-еие соц процессов фин-ми м-ми. 4) выраб фин мех и его развитие с соответ изменяющ-ся целями и стратег задачами. 5) создаёт эф-ю систему управ-я ф-ми.
Типы фин пол-ки: 1) классическая – до 1920 – основана на трудах Смита и Риккардо. Невмеш-во гос-ва в эк-у, сохран свобод конкуренции и исп-е рын-го мех как гл регулятора. Итогами этой было – огран гос расходов и налогов, обеспеч условий для фор-я и исп-я балансир-го бюд.
2) регулирующая – с 1920. возникла из-за бурного развития прооиз.сил. Её основа эк теория Кейнса. Надо вмеш-ва и регу-ть гос-м разв эк-и. основной инструмент вмеш-ва – гос расходы, за счёт ктр фор-ся допол-й спрос. Эти расходы обеспеч рост прдепр-й деят, увел НД, ликвид-ии безраб путём фин-я создания новых раб мест. Гл мех пополнения бюд-а – подоходный налог. Эта наиболее распространенная
3) Планово-директивная
– Маркс и Ленин. Для стран
ктр исп-ют плановую систему
управ в эк. основана на гос
собст, можно прямое
При переходе к
р-му мех Россия введу своего
строя не могла принять ни
один тип. Для неё был
6. Финансовая политика государства на различных этапах развития экономики.
I с 1991- «500 дней Явлинского» Направления программы: 1) всё что возможно взять у гос-ва отдать людям. 2) Всем права эк-го самоопр-я, это правила не позволит одним людям обеспечить свои интересы за счёт ущемления эк-х прав др.
Произошел переход к р-ку, но основная задача была приватизация собст гос-ва. В программе была отражена кредитная пол гос, ктр д.б. обесп-ь устой-ь ден системы и тв рубля, ликвидация монополий на валютном р-ке и на привлечения сбережений нас-я, предусм-ла жёсткую фин пол, ктр выражалась сокращ расходов бюд.
Направ-я сокращ расходов бюд.: 1)произ-ые кап-ые вложения 2) расходы на мин оборону и ФСФ урезаны 3) расходы потерявшие целевое знач в связи с измен ситуации в эк-е 4) все ране принятые инв-ые программы 5) дотации убыточных предпр.
Эта программа потребовала перестройку всей фин системы, принятие законом постановлений: 1 закон «о предпр СССР» => многообразная формы собст. Он реглан-л порядок образ имущ-ва предпр., осн доходы препр – прибыль, распред прибыли – устав предпр. Каждое предпр могло выбирать банки, брать кредиты => изменилась банковская система.
Измен бюд-я
система, 3 самост-х Ур-я: ⌂ фед-й;
⌂ рег-й ⌂ местный. Переход
на налоговый м-д фор-ия бюд-а,
II- 1998г. Приход Киреенко. Новая программа антикризисных мер, еще больше сокращ расходы. Установлен лимит фин-ия.В думу новые законы при принятии ктр – изменение налоговой системы, пенсио-го обесп-я, соц поддержка нас-я. В этот п-д договорённость с м/н валютным фондом о предост-ии Р. кредита- 15 млард $, под эту антикрзисную программу – стабилиз-я программа.
Первый транш – май 1998 – 4,5$. Второй д.б. в сент 1998 но гос дума не приняла новые законы, тем самым сократила доходы в бюджет, т.к. у гос был большой дол, то правит-ву не чем было рассчитаться по долгам => 17 авг 1998 моноторий на 90 дней по всем расчётам, по внеш долгу и о прекращении операций по гос бумагам с условием последующим рестру-ции внутр гос долга. Третий сен 1998 новое правит с Примаковым – совр фин-я пол-ка. Она была заложена по выходу из кризиса. Суть: 1) изменение банк-й системы 2) пенсионная реформа 3) р-к ЦБ 4) налоговая система.
7. Понятие об управлении финансами
Управление ф-ми явл составной частью общей системы упавр-я соц-эк-ми процессами в общ-ве. Процесс управ-я состоит из субъектов и объектов.
Субъекты: 1) органы гос власти и управ-я, органы местного самоуправ-я 2) хоз-щие субъекты 3) домохоз-ва. В первых 2-х управ осущ-ся с помощью фу-й.