Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:01, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

Шпоры по финансам.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

1.Финансы

(от лат.-доход,плат).В Россию слово «финансы» пришло с француз.Ф возникли в усл-х регулярного товарно-денеж отнош в связи с развитием гос-ва. Как историч. категория Ф появ одновр-но с гос-ом при расслоение общ на классы. В докапиталист строй большая часть потребностей гос-ва удовлетвор путём установления натурал повинностей и сборов.Денеж довольствие было только на содерж армии и затрат гос-ва.Основным источ-м доходов были военная добыча,дань с покоренных народов.С разв-м капитал строя доходы и расходы гос-ва перешли постепенно в денеж .До серед 18в рес-сы кот принадлежали монарху, принадлеж гос-ву. С серед 18в рес-сы гос-ва отделились от рес-в монарха, появ такие понятия как госфинансы,госбюджет и госкредит. Появилась наука о финансах.Ф стали отдел эк-кой категорией и получили определение.

        Финансы представ собой эк-кие отнош связ с формиров ,распределением и использ централиз и децентрализ фондов денеж ср-в в целях выполнения ф-ций и задач гос-ва для обеспеч-я усл расширенного воспроизв-ва. Децентрализ фонды формир на п/п :фонд накопления,фонд потребления,фонд з/пл,резервный фонд,сюда же относят и бюджеты дом хоз-в.Централиз фонды аккумулир-я на общегос ур-не:бюджет и внебюдж фонды,госкредит и фонды страх-я.Центр. и децентр фонды взаимосвяз и эк-кой основой их формиров и использ явл произв-во общ-го продукта.При формир этих фондов возникают фин отношения м/у субъектами. Этими субъектами будут явл п/п ,предприним,насел-е,физ.лица и гос-во. масштабность и интенсивность фин потоков м/у этими субъектами зависят от их эк-кой активности и госполитики в области ф. Фин потоки в движении удовл-яя потребности всех субъектов, обслуж процесс смены форм ст-сти:Д-Т-Д.Ф гос-ва обслуж данный процесс на общегос ур-не,обеспечивая удовл-е общегос потребностей и соц защиту отдел групп насел-я. Ст-стная форма движ товара пораждает соответствующ денеж оборот и эк-кие отношения распределит хар-ра, в этом и состоит сущ финансов. материал основа ф явл общ-ное произв-во,поэтому фин устойчивость п/п и гос-ва зависит от состояния эк-к. спад произв-ва сопровождается ухудшением фин с-мы страны или фин-состояния как гос-ва так и п/п .Возникающие фин отнош-я охват две сферы:1.эк-кие денеж отнош, связа с формиров и использ централизованных денеж фондов. 2.эк-кие денеж отнош,кот определ оборот децентрализфондов.

 

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:

1)распредел-ная (распредел созд продукт; с помощью этой ф-ции созд фонды);

2)перераспредел-ная (перераспредел-е созд продукта, т.е. вторичное распредел м/у членами общ-ва);

3)регулирующая (финансы могут как стимулир-ть произв-во так и угнетать его);

4)контрольная (благодаря финансам общ-во имеет возможность наблюдать все фин потоки в гос-ве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Др трактовка заключ в том, что функции финансов след: распределительная и контрольная, а остальные явл производными от распределител функции.

Распределител функция. Стадия распределения нач-ся с распределения новой ст0сти и заканч формиров первичных доходов (заработная плата, прибыль).  Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на кот формир общегос0ные фонды: госбюджет, внебюдж фонды, страх-е, банк-е фонды и фонды п/п. Распределительная функция - объектив свойство категории финансов осущ распределение ст-сти созд продукта в денежном выражении.

Перераспр-ная стадия отличается от распределител тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Контрол функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределител процессе заним-ся контрол ф-ция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных усл и, след, они объективны. Объектом контроля выступает распределител процесс. Глав же контролир пропорцией явл пропорция м/у  фондами накопл-я и потребл-я.

В связи с развит рыноч  отноше кроме бюджетных отнош появились внебюджетные. Часть ср-в на проведение соц - культ мероприятий идет через внебюдж фонды. Таким образом, считается, что мы сокращ бюджет, но при этом увелич-ся нагрузка на п/п, кот производят отчисления.

Появ новые моменты в теории финансов. Одним из них явл стимулирующая ф-ция финансов.

 

3. Фин. система  РФ 

Это система форм и  методов образования, перераспределения  и использования фондов ДС гос-ва и п\п.

Фин-я система включает в себя следующие звенья фин-х  отношений: гос-ную бюджетную систему, внебюджетные фонды, гос-ный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы п/п различных форм собст-сти.

Первые 5 блоков относятся  к гос-ным централизованным финансам и испол-ся для регулирования  экон-х и соц-х отношений на макроуровне. Фин-е отношения п/п  относятся к децентрализованным финансам и испол-ся для регулирования экон-х и соц-х процессов на микроуровне. Каждое звено фин-й системы имеет присущие ему функции и влияет на процесс воспроизводства (н-р финансы п/п обслуживают процесс воспроизводства; при их участии создается ВВП и распред-ся м\ду п/п внутри отраслей, ч/з гос-ный бюджет мобилизуются ДС в централизованный фонд гос-ва и происходит перераспределение этих средств м\ду отраслями, регионами и социальными группами). Внебюджетные фонды мобилизуют ср-ва на определенные цели и имеют строго целевое назначение соответствующее их названию.

Фонды страхования предназначены  для возмещения ущерба причиненного п/п или населению. Т.о. каждое звено  фин-ой системы представляет собой  опред-ную сферу фин-х отношений, а финан-ая система в целом – совок-ть различных сфер финан-х отношений, в процессе кот-х образуются и испол-ся фонды ДС. Госуд-ый бюджет-главное звено финан-ой системы страны. Он предст-ет собой форму образования и испол-ния фондов ДС для обеспечения функций органов госуд-ой власти.

В соответствии с законод-ом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.11.91г. госуд-ая бюджетная система  страны была коренным образом перестроена  и в настоящее время имеет 3 звена: а)федер-ый бюджет; б)регион-ые бюджеты: бюджеты национально-госуд-х и админ-но-тер-х образований, к кот-м относятся республиканские бюджеты, краевые и областные, автономных областей, автономных округов и городов Москвы и СПБ; в)местные бюджеты-бюджеты городов, районов в городе, районов области. Все эти бюджеты функционируют автономно, т.е. местные бюджеты со своими дох-ми и расх-ми не входят в регион-ые бюджеты, а регион-ые-не входят в госуд-ый бюджет.

Важнейшим среди соц-х  фондов я-я пенсионный фонд (ПФ), ср-ва кот-го формир-ся за счет страх-х взносов работодателей и работников, дотации бюджетов, добровольных взносов граждан и п/п, а т\же за счет собст-х средств, получ-х за счет инвистиц-х вложений. Ср-ва ПФ испол-ся на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, соц-х пенсий. К соц-ым фондам относятся т\же фонд соц-ого страх-я, федер-ые и тер-ые фонды обязат-ого медиц-ого страх-я и т.д. Госуд-ый кредит-предст-ет собой особую форму кредитных отношений м\ду гос-вом и юрид. И физ-ми лицами, при кот-х гос-во выступает в кач-ве заемщика средств. Госуд-ый кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-ва временно свободных ДС п/п и населения для финанс-ния госуд-х расходов. Фонды страхования- обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а т\же способствуют их предупреждению. По мере развития рын-х отношений имущ-ное личное страх-е ответ-сти приобретает все большее значение, но поскольку степень страх-го риска, связанного с наступлением страх-го случая возрастает.

Фондовый рынок -  среди звеньев бюджетной сис-мы, ФР занимает особое место, его м. выделить как отдельное звено фин. Сис-мы, так как он возникает в результате купли- продажи специф. Фин. Активов и представляет собой особый вид фин отнош. Задачей ФР является обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. ФР служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных ДС п/п и населения.

Финансы п\п -  составляют основу фин сис-мы страны именно здесь формируется преобладающая часть фин ресурсов. Потому от состояния фин п\п-й зависит общее фин положение страны

 

5. Содержание и значение финансовой политики государства

Гос в процессе своего функ-ия осущ пол-ую д-ть в разных сферах общ жизни. Объект деят – эк-ка в целом и её составные эл-ты – ден обращ, ф-ы, кредит, валютные и ценовые отнош. Совок гос меропр-й по исп-ю фин-х отнош для выпол-я своих фу-й предст собой фин политику.

   Ф пол-ка гос  обесп нормальное функ-ие фин с-мы. Гл цель фин пол – увел V фин рес-в на базе эк-го роста. Т.к. осущ-е гос своих фу-й – удовл потреб общ зависит от наличия ф-х рес-в, то планир-ие расходов и доходов бюд-а и внебюд фондов надо реально подходить к оценке ф-х возм-й страны для этого разраб-ся ф-ый баланс. Он отраж: 1) ф-ые взаимосвязи м/у отдельными эк-ми секторами; 2) отразить процессы образования всех эл-в ВВП и даль-ее его исп-я. Проект баланса разраб МИНФИН и утверждает Правительство. После расмот-я в Фед-ое собрание вместе с комплексом докум-ций по проекту фед бюджета на год.

   Содер фин полки  вкл: 1) разраб-ку общей концепции  фин пол, опр-ие её стратег-их  направ-й, целей и гл задач; 2) создание адекватного фин-го  мех-зма; 3) Управ фин-й деят гос  и др субъектов эк-ки 

Основа фин пол –  страт-ое направ-е, ктр опр-ют долгоср и среднеср персп-вы исп-я ф-в и предусмат-ют реш гл задач возник-х из особе-й фук-я эк-ки и соц сферы страны.

   Важная часть  фин пол – устан-е фин механизма. При помощи осущ-ся вся деят гос-ва в обл ф-в, фин мех-м предст собой систему устан-х гос форм, видов и методов орг-ии фин-х отнош, эл-м фин мех-ма – формы фин рес-в, м-ды их фор-ия, система закондат-х норм и нормативов ктр исп-ся при опр-ие расходов и доходов гос.  Виды фин мех: 1. директивный – нужен для фин отнош в ктр участ гос, относят: налоги, гос кредит, расходы бюд, бюд-ое фин-ие, орг-я бюд-го уст-ва и процесса, фин-ие планирования. 2. регулирующий – опр-ет основные правила игры в конкретном секторе ф-в, незатраг-х прямо интересы гос.

   Такая разновидность  фин мех хар-на для орг-ии  внутрихоз фин отнош на частных прелпр-х, тогда гос-во устан-ет общий порядок исп-я фин рес-в остав-ся на предпр после упалты налогов и сборов и обяз-х платежей.

  Задачи фин пол-ки:  1) обесп-ет условия для max получ фин рес. 2) устан-ет рациональное распред-е и сип-е фин рес.  3) орг-ет регу-е и стимул-еие соц процессов фин-ми м-ми. 4) выраб фин мех и его развитие с соответ изменяющ-ся целями и стратег задачами.  5) создаёт эф-ю систему управ-я ф-ми.

   Типы фин пол-ки: 1) классическая – до 1920 – основана на трудах Смита и Риккардо. Невмеш-во гос-ва в эк-у, сохран свобод конкуренции и исп-е рын-го мех как гл регулятора. Итогами этой было – огран гос расходов и налогов, обеспеч условий для фор-я и исп-я балансир-го бюд.

2) регулирующая – с  1920. возникла из-за бурного развития прооиз.сил. Её основа эк теория Кейнса. Надо вмеш-ва и регу-ть гос-м разв эк-и. основной инструмент вмеш-ва – гос расходы, за счёт ктр фор-ся допол-й спрос. Эти расходы обеспеч рост прдепр-й деят, увел НД, ликвид-ии безраб путём фин-я создания новых раб мест. Гл мех пополнения бюд-а – подоходный налог. Эта наиболее распространенная 

3) Планово-директивная  – Маркс и Ленин. Для стран  ктр исп-ют плановую систему  управ в эк. основана на гос  собст, можно прямое директивное  рук-во всей сферы эк-и и соц жизни.

 При переходе к  р-му мех Россия введу своего  строя не могла принять ни  один тип. Для неё был разработан  свой.

 

6. Финансовая политика государства на различных этапах развития экономики.

I  с 1991- «500 дней Явлинского» Направления программы: 1) всё что возможно взять у гос-ва отдать людям. 2) Всем права эк-го самоопр-я, это правила не позволит одним людям обеспечить свои интересы за счёт ущемления эк-х прав др.

   Произошел переход  к р-ку, но основная задача была  приватизация собст гос-ва. В программе была отражена кредитная пол гос, ктр д.б. обесп-ь устой-ь ден системы и тв рубля, ликвидация монополий на валютном р-ке и на привлечения сбережений нас-я, предусм-ла жёсткую фин пол, ктр выражалась сокращ расходов бюд.

   Направ-я сокращ  расходов бюд.: 1)произ-ые кап-ые вложения 2) расходы на мин оборону и ФСФ урезаны  3) расходы потерявшие целевое знач в связи с измен ситуации в эк-е  4) все ране принятые   инв-ые программы  5) дотации  убыточных предпр.

 Эта программа потребовала  перестройку всей фин системы, принятие законом постановлений: 1 закон «о предпр СССР» => многообразная формы собст. Он реглан-л порядок образ имущ-ва предпр., осн доходы препр – прибыль, распред прибыли – устав предпр. Каждое предпр могло выбирать банки, брать кредиты => изменилась банковская система.

   Измен бюд-я  система, 3 самост-х Ур-я: ⌂ фед-й;  ⌂ рег-й ⌂ местный. Переход  на налоговый м-д фор-ия бюд-а,  несовершенна: много налогов; большой  аппарат управ-я, не развился  ссудный р-к кап-ла.

    II- 1998г. Приход Киреенко. Новая программа антикризисных мер, еще больше сокращ расходы. Установлен лимит фин-ия.В думу новые законы при принятии ктр – изменение налоговой системы, пенсио-го обесп-я, соц поддержка нас-я.  В этот п-д договорённость с м/н валютным фондом о предост-ии Р. кредита- 15 млард $, под эту антикрзисную программу – стабилиз-я программа.  

    Первый транш  – май 1998 – 4,5$. Второй д.б.  в сент 1998 но гос дума не  приняла новые законы, тем самым  сократила доходы в бюджет, т.к.  у гос был большой дол, то  правит-ву не чем было рассчитаться по долгам => 17 авг 1998 моноторий на 90 дней по всем расчётам, по внеш долгу и о прекращении операций по гос бумагам с условием последующим рестру-ции внутр гос долга. Третий сен 1998 новое правит с Примаковым – совр фин-я пол-ка. Она была заложена по выходу из кризиса. Суть: 1) изменение банк-й системы 2) пенсионная реформа 3) р-к ЦБ 4) налоговая система.

 

7. Понятие об управлении финансами

 Управление ф-ми явл составной частью общей системы упавр-я соц-эк-ми процессами в общ-ве. Процесс управ-я состоит из субъектов и объектов.

Субъекты: 1) органы гос  власти и управ-я, органы местного самоуправ-я  2) хоз-щие субъекты  3) домохоз-ва. В первых 2-х управ осущ-ся с  помощью фу-й.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"