Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 11:05, шпаргалка
1.Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе
Амортизация - это процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов на стоимость изготовленной продукции. Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на продукции части стоимости основных фондов. Методы начисления амортизации: 1. Метод равномерного списания.
38. Содержание
и порядок расчетов
Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции занимает важное место в системе качественных показателей, характеризующих производственную деятельность промышленных предприятий. Она позволяет судить о том, насколько рационально используется материальные, трудовые, финансовые ресурсы, каков уровень хозяйственного руководства. Важнейшим условием увеличения прибыли является систематическое снижение себестоимости. Во-первых, снижение затрат на единицу продукции позволяет увеличить объем производства на предприятии при имеющихся ресурсах, обеспечить тем самым ускорение оборачиваемости оборотных средств. Во-вторых, снижение себестоимости является существенным источником прибыльности производства. В-третьих, снижение себестоимости продукции – это реальная основа снижения оптовых и розничных цен. В зависимости от объема затрат на промышленном предприятии различают цеховую, производственную и полную себестоимость продукции. Цеховая - включает затраты всех цехов, связанные с изготовлением продукции. Производственная - охватывает расходы предприятия в целом. Она исчисляется прибавлением к цеховой себестоимости общезаводских и других целевых расходов. По характеристике калькуляционных объектов различают методы калькулирования как совокупность способов учета затрат на производство по объекту и исчисление калькуляционных единиц. На предприятиях с массовым производством в основном используется попроцессный метод калькулирования. Он позволяет определить себестоимость массовой продукции, приходящуюся на одну или несколько технологических стадий (процессов), в которых не образуется полуфабрикатов. Совокупность и порядок расчетов зависят от технологии создания продукта, возможности локализации затрат по калькуляционным объектам. Выделяют пять основных способов калькулирования: −прямой расчет; −суммирование затрат; −исключение затрат; −распределение затрат; −нормативный.
39. Содержание и цели финансового планирования
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта. Финансовое планирование (ФП) – расчет объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия на планируемый период. Цели финансового планирования: 1. Новаторские – творческие, перспективные цели. 2. Решение проблемы (зачем нам нужна прибыль). 3. Обычные рабочие обязанности (предъявляем требования к работникам, планируем заранее). 4. Самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).
40. Содержание текущего финансового плана.
Финансовое планирование на предприятии включает семь этапов: Анализ финансовой ситуации; Разработку общей финансовой стратегии предприятия; Составление текущих финансовых планов; Корректировку, увязку и конкретизацию финансового плана; Осуществление оперативного финансового планирования; Выполнение финансового плана; Анализ и контроль выполнения финансового плана. На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли, налоги. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ним. Второй этап - это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается. В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов. На четвертом этапе происходит сопоставление показателей финансовых планов с производственными, капитальными, инвестиционными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием. Пятый этап - это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов. Шестой этап предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, определяющей конечные финансовые результаты работы предприятия. Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин и следствий отклонений, в разработке мер по устранению негативных явлений.
41. Состав оборотного капитала и его размещение по стадиям кругооборота
Оборотные средства (ОС) – совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Т.е. ОС состоят из оборотных фондов (предметы труда, сырье, материалы, топливо, МБП, также это могут быть расходы будущих периодов, незавершенное производство, полуфабрикаты собственного производства; они полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, при этом изменяют свою первоначальную форму в течение одного производственного цикла) и фондов обращения (готовая продукция и денежные средства). Особенностью оборотного капитала является авансирование в различные виды текущих затрат хозяйствующего субъекта. Кругооборот фондов предприятия начинается с авансирования денежных средств на приобретение производственных запасов. 1. Д (деньги) -Т (товар). При этом ОС из формы денежных средств превращаются в форму производственных запасов, а авансированная стоимость из денежной переходит в производительную. На этой стадии совершается переход из сферы обращения в сферу производства. 2. Т-П (производство)-T’. Совершается в процессе производства и состоит в передаче в производство купленных материальных ценностей, в соединении средств и предметов труда с рабочей силой и в создании нового продукта, вобравшего в себя перенесенную и вновь созданную стоимость. На этой стадии авансированная стоимость вновь меняет свою форму, т.е. из производительной она переходит в товарную. ОС превращаются в незавершенное производство, полуфабрикаты, готовые изделия. 3. T’-Д’ состоит в реализации готового изделия и получения денежных средств. На этой стадии ОС переходят из стадии производства в стадию обращения и вновь принимают форму денежных средств. Прерванное товарное обращение возобновляется, и стоимость из товарной формы переходит в денежную. Закончив один кругооборот ОС вступают в другой, т.е. кругооборот непрерывен. Вместе с тем на каждый данный момент кругооборота ОС функционируют на всех стадиях, одновременно обеспечивая непрерывность процесса производства и обращения. А авансируемая стоимость различными частями одновременно находится во многих функциональных формах (денежной, производственной, товарной).
42. Структура оборотных активов организации, размещение по уровню ликвидности
Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации, эффективного использования зависят процесс материального производства и финансовая устойчивость коммерческой организации (предприятия). Именно поэтому из множества направлений повышения эффективности важную роль играет организация оборотных средств, включающая: определение состава и структуры оборотных средств; установление потребности в оборотных средствах; выявление источников формирования оборотных средств; распоряжение оборотными средствами и их эффективное использование. Состав оборотных средств показывает, из каких частей и отдельных элементов они состоят (рис.4). Наиболее крупным является подразделение оборотных средств предприятия в зависимостиот их размещения в воспроизводственном процессе (т.е. в процессе кругооборота) или по функциональному признаку. Оно показывает часть оборотных средств в виде оборотных производственных фондов, занятую в процессе производства, и другую часть в виде фондов обращения, занятую в процессе реализации.
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА | ||||||
Оборотные фонды |
Фонды обращения | |||||
Производст-венные запасы |
Незавершен-ное производство |
Затраты будущих периодов |
Готовая продукция |
Продукция отгруженная, но неоплаченная |
Дополнитель-ные ресурсы | |
Сырье, материалы, запчасти и т.п. |
Предметы труда в процессе производства на рабочих местах. |
Затраты на подготовку выпуска новых изделий, на научно-иссл. и опытно-конст. разработки |
Продукция на складе предприятия, прошедшая ОТК. |
Продукция в пути, за которую деньги еще не поступили на р/с предприятия. |
Деньги в кассе, на р/с, деньги в пути и т.п. | |
Рис.4.Состав оборотных средств
Подавляющую часть оборотных производственных фондов составляют оборотные средства в производственных запасах (в среднем от 60 до 70%). Они включают вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда и частично орудий труда в виде малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), еще не вступивших в производственный процесс и находящихся в виде складских запасов. В состав предметов труда входят: •сырье и основные материалы, из которых изготавливается продукт; •вспомогательные материалы — топливо, тара и тарные материалы для упаковки, запасные части; •покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. В специальную группу оборотных фондов принято выделять малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые по экономическому назначению являются средствами труда и должны числиться в составе основных фондов, так как они участвуют в процессе производства многократно и не сразу теряют свою материально-вещественную форму. Наряду с производственными запасами в оборотные производственные фонды входят средства в производстве, включающие незаконченную продукцию и расходы будущих периодов. Незаконченная продукция, или продукция частичной готовности, — это предметы труда, уже вступившие в производственный процесс, но не прошедшие всех операций обработки, предусмотренных технологическим процессом. Они представлены незавершенным производством и полуфабрикатами собственного изготовления. Это вещественные элементы оборотных фондов. Единственным невещественным элементом оборотных производственных фондов являются расходы будущих периодов. Они включают затраты на подготовку и освоение новой продукции, новой технологии, которые производятся в данном году, но относятся на продукцию будущего года. В составе оборотных фондов в производстве основная доля приходится на незавершенное производство. Доля расходов будущих периодов не превышает 5% оборотных производственных фондов. Фонды обращения, формируются под влиянием характера деятельности предприятия, условий реализации продукции, уровня организации системы сбыта готовой продукции, применяемых форм расчетов и их состояния и других факторов. Состав фондов обращения неоднороден. Основную его часть (до 60%) составляет готовая продукция. Она подразделяется на готовую продукцию на складе предприятия и товары отгруженные. Моментом перехода готовой продукции на склад предприятия завершается процесс производства продукции. А продукция, товары, отгруженные потребителю, находятся уже в сфере обращения и отражают процесс реализации. Товары отгруженные можно рассматривать по следующим направлениям: срок оплаты которых не наступил; срок оплаты которых просрочен; находящиеся на ответственном хранении у покупателей. Другая составная часть фондов обращения — денежные средства и дебиторская задолженность. Денежные средства могут быть: во-первых, в финансовых инструментах — на счетах в кредитно-банковских учреждениях, в ценных бумагах, выставленных аккредитивах; во-вторых, в кассе предприятия и в расчетах (почтовых переводах и прочих расчетах, таких, как недостачи, потери, перерасходы). Грамотное управление денежными средствами, ведущее к росту платежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода — важнейшая задача финансовой работы. Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты, налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса. Она включает также дебиторов по претензиям и спорным долгам. Управление дебиторской задолженностью означает контроль финансовых служб за оборачиваемостью средств в расчетах. Состав оборотных средств можно рассматривать с позиции их ликвидности и выделить по степени ликвидности быстрореализуемые и медленнореализуемые средства или активы. Первоклассными ликвидными средствами, т.е. находящимися в немедленной готовности для расчетов, являются деньги в кассе или на счетах в банке. К быстрореализуемым активам относят краткосрочные финансовые вложения — депозиты, ценные бумаги, товары и имущество, приобретенные с целью перепродажи, реальную дебиторскую задолженность, товары отгруженные, но не оплаченные в срок. Медленнореализуемыми оборотными средствами являются полуфабрикаты, незавершенное производство, залежалые товары на складе, сомнительная задолженность. По степени финансового риска эта группа наименее привлекательна с позиции вложения капитала в оборотные средства предприятия.
43. Сущность и виды инвестиций
И – совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсов в целях увеличения активов и прибыли. И предприятия свидетельствуют о его твердом положении на рынке. Разделяют: 1. Венчурные инвестиции – т.е. рискованные вложения, в акции предприятий осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим риском. Такие И направляются в несвязанные между собой проекты с надеждой на быструю окупаемость. Обусловлено это необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях высоких технологий. 2. Прямые И.- вложения, направленные на увеличение ОФ предприятия как производственного, так и не производственного назначения. Реализуются через строительство, тех перевооружение или реконструкцию (подробнее – см. вопрос №20). 3. Портфельные – вложения, направленные на формирование портфеля ценных бумаг. Портфель – совокупность различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могу входить ЦБ одного типа или различные. 4. Аннуитет - инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном это вложение средств в страховые и пенсионные фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы могут использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем.
44. Сущность и функции финансов предприятия (ФО).
ФО – совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов, накоплений и фондов денежных средств. Классификация коммерческих организаций. Коммерческие организации делятся: 1.По хозяйственно-экономическому признаку:- акционерные общества;- концерны; -хозяйственные ассоциации и т.д.; 2. По организационно-правовому признаку: - государственные, -муниципальные; -частные и т.д.; 3.По отраслевому признаку: -промышленные; -торговые; - транспортные т.д.; 4.По характеру экономической деятельности: -инвестиционные; - инновационные; - лизинговые. Функции финансов предприятия: 1.Распределительная – формирование первоначального капитала, образуется за счет вкладов учредителей, распределение ВВП в стоимостном выражении, определение основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых результатов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организации и государства в целом. 2. Контрольная функция – это стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование. Эта функция осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятия, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений.
45. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж.
Точка безубыточности – это такое состояние в деятельности п/п, когда разность между доходами и расходами = 0. При этом суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек п/п и наступает безубыточность производства. Точка самоокупаемости рассчитывается по следующей формуле: К=Зпост /(Ц – Ипер), где К – кол-во произведенной продукции, при котором достигается безубыточность производства; Зпост – сумма постоянных затрат, необходимых для производства продукции; Ц – цена за единицу; Ипер – сумма переменных издержек на единицу. Объем производства, обеспечивающий безубыточность продукции рассчитывается на основе данных, прогнозируемых в бизнес – плане. Запас финансовой прочности = выручка от реализации продукции - порог рентабельности. Сила воздействия производственного рычага = (выручка от реализации – переменные затраты)/ прибыль от реализации. Чем больше доля постоянных затрат в общей сумме издержек, тем сильнее сила воздействия производственного рычага и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. При ее снижении сила воздействия производственного рычага возрастает вне зависимости от доли постоянных затрат гораздо быстрее. Увеличение доли постоянных затрат еще больше увеличит силу производственного рычага. Отсюда можно сделать выводы: 1.сила воздействия производственного рычага зависит от структуры активов п/п, доли внеоборотных активов. Чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат; 2.высокий удельный вес постоянных сужает границы мобильного управления текущими затратами; 3.чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше п/п риск. Производственный рычаг показывает процентное изменение прибыли в ответ на изменение выручки на 1%.
46. Финансовая
устойчивость и способы
В условиях внешней нестабильности развития большое значение приобретает анализ того, как осуществляется управление финансовой устойчивостью предприятия. Способы управления финансами и финансовой устойчивостью должны характеризоваться такими параметрами, чтобы соответствовать требованиям и тенденциям развития рынка и отвечать потребностям предприятия. Финансовая стабилизация предприятия достигается только в случае сочетания таких факторов, как создание условий для возможного обеспечения наращивания объемов деятельности прибыльного производства при постоянных темпах роста реального собственного капитала и способностью обеспечить стабильное управление финансовой устойчивостью предприятия. Статистические данные свидетельствуют, что финансовая устойчивость ряда компаний России снижается, поскольку с уменьшением объемов деятельности высокими темпами растут суммы долгосрочных и текущих обязательств. Причины этого - влияние мирового кризиса, рост инфляции, нестабильная государственная налоговая и кредитная политика, ухудшение инвестиционного климата в государстве. Устойчивость, сама по себе, зависит от финансового потенциала, который, в свою очередь, определяется объемом собственных, а также заемных средств и привлеченных ресурсов, которыми предприятие имеет возможность распоряжаться. Причины, обусловливающие несоответствие должному уровню финансовой устойчивости, могут быть разными, но которые можно классифицировать на: -текущие – воздействующие на уровень устойчивости. Текущее несоответствие устраняется оперативными методами финансового менеджмента; -стратегические - те, которые влияют на достижение должного уровня финансовой устойчивости: ошибки в стратегии управления, в политике финансирования и т.п. Финансовая устойчивость - это комплексная категория, которую можно характеризовать как определенное состояние финансов, эффективности их размещения и использования, при котором обеспечивается развитие всех сегментов деятельности предприятия. Одним из способов, который способен помочь сохранить устойчивое положение предприятия, является гибкое финансовое планирование и эффективное управление финансовой устойчивостью предприятия, частью которого и является финансовое планирование. Важным условием формирования модели планирования должна быть разработка унифицированных документов системы планирования в рамках предприятия, установление для всех участников процесса единых правил формирования, контроля и анализа планов и управления ими. Увеличить степень гибкости и маневренности финансового планирования поможет составление многовариантных финансовых планов (сценариев) по заданным критериям эффектности, что позволит снизить риски невыполнения планов или чрезмерного их отклонения от реальности по факту выполнения. Для усиления взаимосвязи и сбалансированности между различными планами, необходимо осуществлять корректировку годового финансового плана не реже, чем раз в 30 дней. Важно также сравнивать годовой план с оперативными планами и результатами их выполнения. Разбивка всего процесса планирования на отдельные модули существенно упростит процедуру формирования и реализации плана, а также процесс контроля над его выполнением. Переход на современные методы управления финансовыми ресурсами, внедрение и использование специализированных автоматизированных систем управления и планирования, позволит осуществлять многомерное финансовое планирование.