Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:01, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Финансы"
53. Роль финансов в развитии международных экономических отношениях
Международ сотруд-во - международн эк-кие отнош в виде совокупности валютно-денеж и расчетно-кредит связей в мирово хоз сфере.
М/ународ валют с-ма - набор правил и законов, кот регулир д-ть централ эмиссионных банков на внешних
валют рынках. Цель этих правил состоит в облегчении процессов м/ународ торговли таким образом, чтобы все ее уч-ки получали максим возможную пользу, обеспечивающ эф-сть и процветание эк-ких с-м, кот представляет м/ународ торговля.
Международная торговля - совокуп торг связей, внешнеторг отношений торгующих друг с другом гос-в.
Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в М/ународ валют фонд (МВФ) и группу М/ународ банка реконструкции и развития (МБРР) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мир рынках валют, кредитов, цен бум, золота.
М/ународ валют фонд (МВФ) –м/ународ орг-ция, предназнач для регулирования валютно-кредитных отнош м/у гос-ми-членами и оказания им фин помощи при валют затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставл кратко- и среднесроч кредитов в иностр валюте. Он служит институциональной основой мир валют сис-мы. Цели МВФ:
1) поощрение м/ународ сотруд-ва в области валют политики; 2)способствование сбалансиров росту в обл валют политики;
3)содействие сбалансиров
росту мир торговли для
4) поддержание стабильности валют и упорядочение валют отнош м/у гос-ми-членами;
5) участие в создании многосторонней с-мы платежей, а также устранение огранич на трансферт валюты;
6) предоставление ср-в для ликвидации несбалансированности платеж балансов госуд-в-членов.
Мир валют с-ма (МВС) - историч сложившаяся форма орг-ции м/ународ денеж отношений в развитии м/ународн сотруд-ва, закрепленная межгос-ми договоренностями.
МВС - совокуп способов, инструментов и межгос-ых органов, с помощью кот осущ платежно-расчетный оборот в рамках мир хоз-ва и регулирования фин-в в м/ународ сотруд-ве. Ее возникновение и последующая эволюция отраж объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных усл-й в м/ународ денеж сфере.
Основ наднационал валютно-фин институтом, обеспеч стаб-сть мир валют с-мы, явл М/ународ валют фонд (МВФ). В его задачу входит противодействие валют ограничениям, создание многонационал с-мы платежей по валют операциям и т. д.
54. Финансовая система США.
Совр с-ма гос финансов состоит из:
1) фин с-мы федерации; 2) фин систем 50 штатов; 3) фин систем 12,7 тыс. админ-ых, хоз-предприним, культурно-просветительных и др местных подраздел (графств, муниципалитетов, сельских, школьных, спец округов и т. п.); 4)спец фондов. Орг-ция финансов США. Такая с-ма орг-ции гос финансов характериз отсутствием единства. Каждое подразделение гос управления (федерация, штаты, местные органы) самост-но составл и утвержд свой бюджет, разраб и осущ налог политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в фед бюджет, а местные бюдж - в бюджет штатов.
Бюдж год фед-го прав-ва начин с 1 октября и заверша 30 сентября след года, а большинства штатов - начин 1 июля и заканч 30 июня след года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. В большей части местных адм-ных единиц бюдж год совпадает с календарным.
Фин с-ма и фед бюджет. Централ место в с-ме гос финансов США занимает фин с-ма федерации и фед бюджет. Около 65 % совокуп расходов консолидир бюджета проходят через фед бюджет и 35 % - доля остальных 2 уровней, кот дел м/у штатами и месторганами власти в пропорции 2/1.
Расходы бюджета:
За фед органами закреплены расходы общенационал значения:
1 )на военные цели, м/ународ дела;
2)на фин поддержку
каких-либо отраслей и
3)на содерж фед гос аппарата;
4) на управл-е фед гос долгом.
На долю властей штатов и местных органов приходится знач часть гос расходов, связ с финансированием соц нужд местного хоз-ва, адм-го аппарата.
Доходы бюджета.
Основ источ доходной части бюджета явл налог поступления. В доходах фед бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов - косвенные, а в доходах местных органов власти - поимущ налоги. В США бюджеты регулир через с-му дотаций и отчислений. Движение рес-в происходит одновр по 4 каналам: из фед бюджета - в бюджеты штатов и мест бюджеты; из бюджетов штатов -в мест бюджеты; из мест-х бюджетов - в бюджеты штатов; м/у мест-ми бюджетами. США частично покрывают пассивное сальдо своего платеж баланса, размещ облигации казначейств в центр банках др стран
55. Финансовая система Германии
ФРГ входит в число ведущ держав мира. Обладая знач эк-ким и научно-технич потенциалом, она занима 3 место после США и Японии по объему промышл произв-ва, явл глав экспортером тов-в и услуг. В последние годы Германия знач увеличила свое участие в м/ународ миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортеров и экспортеров капитала. По ур-ю произв-ти труда в обрабатывающей промышл, национал дохода надушу насел-я ФРГ опережает США и др ведущие страны мира. Гос финансы и кредитно-денеж с-ма явл важнейшими эл-ми сферы обращения эк-ки капиталист стран.
С-ма гос финансов вкл:
1) бюджет централ прав-ва; 2) бюджеты мест органов власти; 3) спец фонды, примыкающие к бюджетам; 4)фин рес-сы гос п/п.
Бюджетное перераспределение фин рес-в явл важным инструментом влияния гос-ва на формиров всей стр-ры фин потоков в эк-ке. Основ видом дохода гос бюджета явл налоги (до 90 %). Усилилось обложение как косвенными, так и прямыми налогами.
Фин капитал страны представлен группами сросшихся м/у собой промышл, фин-х и прочих монополий, охватыв все национал хоз-во. Особенностью ФРГ явл меньшее число фин групп.
Важной особ-тью фин капитала ФРГ явл существенная роль союзов предприним в механизме сращивания банков с промышл монополиями, а также в определении общей стратегии крупного бизнеса, что объясняется историч особ-ми развития эк-ки страны и необходим объединения усилий германских монополий в борьбе с конкурентами на внеш рынках. Во главе союзов предприним-й стоят представители круп банков и концернов.
Рынок гос-х цен бум Германии - четвертый круп-й м/ународ рынок правительственных обяз-в после США, Японии и Великобритании. Отличительной его особ-тью явл то, что он по своему объему не превалирует над рынком остал типов долговых фондовых инстр-в, но знач-но превышает рынок акций.
Для фин-я гос долга фед прав-во выпускает след виды цен бум:
1) облигации ФРГ;
2) фед облигации;
3)долговые сертификаты;
4)фед кассовые облигации;
5) сберегательные сертификаты;
6)казначейские фин обяз-ва;
7) беспроцентные казначейские сертификаты.
56. Финансовая система Великобритании
Фин с-ма Великобритании вкл в себя 4 традиционных звена:
1) гос бюджет;
2) местные бюджеты;
3) специал внебюдж фонды;
4) финансы гос-х п/п.
Госбюджет:
Гос бюджет страны состоит из 2 частей: консолидир-го фонда, кот вкл текущие поступления ср-в и их расходование; национал фонда займов, куда входят доходы и расходы гос-ва, связ с движ капитала.
Основ часть расходов финансир из консолидир-го фонда (98 %), кот формиру преимущественно налог поступлениями (95 %). К неналоговым поступлениям относ доходы от продажи гос собств-сти, административ взыскания и др.
Доходная часть национал фонда займов формир за счет процентов, поступ от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, ср-в некоторых спец фондов. Расх-я часть вкл затраты на обслуживание гос-го долга и некоторые др.
С-ма межбюдж-го выравнивания Великобритании достаточно сложная и разная во всех составных частях страны. В то же время фин помощь основана на принципах, единых для всей страны. Сущ 2 основ вида фин поддержки - блок-гранты (кот в Англии и Уэльсе назыв грантами для увелич доходов) и гранты на спец цели. Гранты для увелич бюдж-х доходов выделяются ежегодно. Перед определением суммы фин помощи централ прав-во устанавл расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объект фин поддержки определ как разница между суммой расходов бюдж муницип-го пользования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюдж от закрепленных за ним доходных источников. Если централ прав-во видит приоритетным финансир какой-либо конкретной статьи местного бюдж, то ср-ва выделяются в рамках гранта, т. е. они могут быть потрачены только на оговоренные цели. Состав фин с-мы:
1) пенс-е фонды гос-х п/п;
2)фонд национал страх-я;
3) Уравнительный валют фонд;
4)фонды гарантий экспортных кредитов.
Эти фонды создаются за счет ср-в и дотаций п/п и осущ расходы в соответствии со своим функционал назнач-м.
В Великобритании сущ несколько организов-х фин рынков:
1) рынки цб - состоят из Международной фондовой биржи, кот работает с зарегистриров цен бум и акциями (вкл гос цен бум и опционы);
2} рынок незарегистриров цен бум для более мелких компаний и рынок для небольших компаний, цен бум кот не зарегистриров. Действия на валют рынке вкл торговлю депозитными сертификатами, краткосроч депозитами. Др рынки имеют дело с евро, обменом валюты, фьючерсами.
57. Финансовая система Франции
Франция - высокоразвитая страна рыноч эк-ки. По объему ВВП ее опережают только США, Япония, ФРГ. Если сравнивать фин с-му Франции и фин с-му России, то можно отметить, что звенья, входящие в фин с-му, одинаковы, одинаковы и проблемы, стоящие перед обеими странами: дефицит бюджета, распределение полномочий м/у ур-ми власти, распределение расходов и доходов бюджета м/у бюдж-ми звеньями. Принципиал отличие Франции от России заключ в том, что там 2 уровнев бюдж с-ма, а в России - 3 уров.
Фин с-ма и бюджет.
Фин с-ма франции многозвенна, но отлич высокой степенью централизации. Централ бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различ гос-ных орг-ций, спец счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80 % всех доходов и расходов фин с-мы Франции. На долю гос бюджета приходится 47 % местных бюджетов, 9 фондов соц страх-я, 40 % гос п/п и приблизительно 4 % всех ср-в фин с-мы. Через бюдж с-му франции перераспределяется приблизительно 20 % ВНП и 50 % национал дохода. Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадии и продолж более 3 лет.
1 стадия - составл проекта бюджета -осущ под контролем Мин-ва эк-ки и фин (МЭФ). В течение 9 месяцев каждое мин-во и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами, составл свою смету, франция использ программно-целевой метод разработки бюджета, получив назв «рационализация выбора бюдж решений». Проект бюджета после одобрения прав-вом направл в парламент.
2 стадия - рассмотр и утверждение бюджета - длится приблизительно 3 месяца. Проект бюджета рассматр в фин комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате, после передается в верхнюю палату. Если проект бюджета после 2 совместных обсуждений обоими палатами не получил одобрения, то президент может своим указом объявить бюджет законом.
3 стадия - исполнение бюджета- назыв фин-вым годом и во франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть фин агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения ср-в. Кассовое исполнение осущ через систему казначейских касс.
4 стадия - начинается после окончания бюдж года - составление МЭФ отчета об исполнении бюджета. В ходе бюдж процесса осущ фин контроль. Спец органом гос-го контроля явл счетная палата, на кот возложены функции предварительного, текущего и последующего контроля.
Доходы. Глав доходами бюджета явл налоги. Налог с-ма вкл прямые и косвенные налоги и взносы на соц страх-е. В стране действует 3 вида косвенных налогов (акцизы, тамож пошлины, фискальные монопольные налоги). Но решающее значение принадлеж универсал акцизу - налогу с оборота, кот функционир как НДС.
58. Финансовая система Японии
Развитие яп-й эк-ки в последней четверти XX в. характериз интенсивной структ-рной перестройкой. Глав направления перестройки -это автоматизация производ-ва и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицир кадров, совершенств управл-ко-орг-ных структур. В Японии принята и реализуется национал программа создания инфор-го общ-ва. Важная роль в данной программе отводится фин с-ме.
Фин с-ма состоит из:
1) бюджета централ прав-ва;
2) бюджетов местных властей и спец счетов, вкл как спец фонды, так и счета п/п, служб, корпораций, принадлежащих централ и местным органам власти. Структура бюджета.
Доходы и расходы бюджета имеют определ груп-ку, вкл разделы, статьи и параграфы. Подготовка проекта бюджета осущ мин фином и его департаментами. Др минист-ва и ведомства готовят предложения относ объема и стр-ры своих бюджетов, а также по некот др фин вопросам и направляют соответствующ док-ты в бюдж департамент мин фина. Бюдж департамент рассматр поступившие материалы и на их основе разраб проект бюджета. Согласно Конституции Японии парламенту принадлеж исключит право распоряжаться гос-ми фин. Исполнение бюджета осущ Мин фином и иными минист-вами и ведомствами. Кассовое обслуж бюджета производят Японский банк и его отделения. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов минист-в и ведомств. Контролеры минист-ва фин изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам. Общий отчет представ прав-ву, кот в свою очередь отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается прав-вом и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.
Доходная часть бюджета Японии состоит из налог и неналог поступлений. По сравнению с др странами доля неналог поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земел участков и др недвиж-ти, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т. п.
Налоговая с-ма.
Налог с-ма Японии характер-ся множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территор-го управ-я. Но все налоги страны зафиксированы в законод-ых актах. Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составл прямые налоги. Физ лица уплач гос-ный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30,40 и 50 % от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются ср-ва, затраченные на лечение. У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30 % его доходов.