Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:01, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

Шпоры по финансам.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

 

33. Расходы государственного бюджета

Расходы гос бюджета  – затраты, возникающ-е в связи с выпол-м госуд-м своих задач и фун-й. Они выраж-т эк отношения на основе кот происходит процесс исп-я ср-в центраз-го фонда ден ср-в гос-ва по различным направ-м. Расходы классиф-ся по след признакам: 1) Принад-ть к эк-ке *текущие – часть расх-в бюджета, обесп-х тек функ-и органов гос власти, бюдж учреждений, органов мест-го самоупр-я и т.д. * капитальные ден ср-ва гос-ва, связ-е с финанс инвест-й и инновац-й д-ти 2)функц-я принад-ть расх-в – обществ д-ть гос-ва: *гос и мест-е само- и управ-е *судеб власть * междунар-я д-ть * нац оборона * жкх * образ-е * СМИ * культура * соц политика * транспорт. 3) Ведом-я принад-ть расходов – позв-т выделить соотв-е министер-ва, др гос учрежд и юр лица, получ-е бюдж-е ассигн-е: * президентские * федерал-е собр-е * совет федер-и * Госдума * прав-во. 4) Классиф-я по целевому назнач-ю: * з/п * стипендия * пенсии* пособие * командир-е расходы. 5) Тер-я принад-ть расх-в: * федераль-е * субъектов РФ * местные.  Расходы гос бюджета осущ-т с помощью бюдж-го фин-я – кредит-е бюдж-х ср-в п/п, орган-й, учреж-я на провед-е меропр-й, предусмотренных бюджетом. Бюдж-е фин-е основано на опред-х принципах: * получ-е макс-го эффекта при мин затратах * целевой хар-р исп-я бюдж-х ассигн-й * предост-е бюдж-х сред-в в меру выполн-я произв-х и др показател-й с учетом исп-я ранее отпущ-х ассигнов-й * безвозврат-ть или бесплатность бюджетных ассигнований.  Существ-т 2 способа бюдж-го финансир-я : * по системе «нетто-бюджет» - способ предост-я ден сред-в харак-ся тем, что ассигнов-я выдаются на огранич-ый круг затрат. * по сис-ме «брутто-бюджет» - для п/п, орган-й, учрежд-й полностью финанс-х из бюджета. Эти 2 способа осущ-ся с помощью форм бюджетирования: * ассигнование * ср-ва на оплату труда * трансферты * субвенции , субсидии * инвестиции, У/К п/п.  Бюдж фин-е проис-т строго по бюдж-м нормам, кто предст-ют собой выраж-ю в опред-й сумме ден ср-в в меру удов-е конкр-е потреб-ти. Прим-ся след нормы: * нормы основ-е на натур показ-х испол-я матер-х ценностей. * обобщен-е индив-е выплаты * нормы постр-е опытно-статист-м способом на основе обобщений показ-й расходов ср-в в Прош-е периоды и с учетом бюджет возмещ-я.

 

34. Бюджетный дефицит и методы его финансирования

В эк теории выдел-т 3 состоян-я бюджета:1)Профицитное-д>р.2)Сбалансир-е(доходы=расходам).3)Дефицитное-д<р.     Дефицит бюджета не обязательно свидетельствует о чрезвыч-м положении в эк-ке. Возможно гос-во делает инвестиц-и в эк-ку и тем самым растет ВВП.  Отриц-е моменты дефицита – негативные эк и соц послед-я, это обусл-но тем, что в условиях дефицита гос-во вынуж-но переходить на жесткую экономию ден ср-в. А сниж-е  гос-х инвестиций в эк-ку страны приводит к тому, что п/п вынуждено переходить на сниж-е «V» произ-ва или закрываться, что ведет к снижению ВНП и падению доход-й части бюджета.     В эк теории выделяют след виды бюджет дефицита: 1)*активный(связан с ростом инвест-й в новое произ-во);2)*пассивный – дефицит связан со сниж-м налог-х доходов из-за спада в стране,3)*структурный – вычислен-я разность м/у текущеми гос расходами и доходами в предлож-и безработицы(когда поступ-е от налогов падает, а соц-е выплаты растут);4)*циклич-й – разность м/у реально наблюд-м дефицитом и структур-м.;5)*первичный – разность м/у величиной общего дефицита и суммой %-х выплат по долгу.  Нормал-м счит-ся дефицит бюджета, кот соответствует уровню инфляции. Междунар-й стандарт дефицита – 2-3% от ВНП. До 10% счит-ся допустимым. >20% критический.

Сущ-т два вида истоков  бюджетного дефицита:  (1)Инфляционный – исп-т методы кот вызывают инфляцию: * эмиссия денег * заимств-е у ЦБ страны * повышение уровня налог изъятия в бюджет, в основном ч/з косвенные налоги. (2) Неинфляционные – взятие кредитов как на внутренних так и на внешних рынках (Рост гос долга – рост затрат по его обслуживанию).

 

35. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

 Бюд устр представ  собой орг-ю бюд-й с-мы и принципы  её построения.

Бюдж с-ма – осн-ая на эк-х отнош-х и гос уровне,регулируемое нормами права совок-ть фед бюдж, бюдж-в субъектов федерации, мест бюд-в, бюд гос внебюд фондов.

Уровни бюджета:

1 )Фед-й бюджет, бюд-ы  гос внебюд фондов

2) Субъектов РФ: - 21 респуб  бюд; - 55 краевых и обл бюд; - гос  бюд Москвы и Питера; - 10 окруж-х  бюд автоном округов – бюд  Еврейской автом обл.

3) Мест бюджеты (29000): - город; - район – поселковые – сельский.

Бюдж нижестоящих не входят в вышестоящ своими расходами  и доходами.

Принципы:

1) единство бюд-го устр-ва  – он обесп-ся единой правовой  базой фор-ия бюд-в всех уровней,  использ единой бюд класс-ии, формы  бюд докуме-ции, принципы бюд  процесса, соц-эк и налог пол-ки.

2) полнота – в каждом  звене бюд-й с-мы доходы и  расходы д. отраж-ся в их  полном обьеме.

3) реальность – достовер всех  пок-ей

4) гласность – все бюд-ы публикуются

5) самост-ть – выражается в  том,что доходы и расходы всех  бюдж я/я собственными, право  каждого бюд-та направ-я их исп-я.

К собств источ доходов  бюджета относ закрепленные законом  доходные источники для кажд уровня бюджета; отчисл по регулирующим доходам,дополнит источники. Свод фед бюдж и бюдж субъектов  РФ образуют консолидир бюджет. Бюджетные взаимоотнош центра и регионов назыв бюд-ным федерализмом.

В соот-ии законодат доходная часть  субъектов состоит из собст-х  ср-в и регул-х налог доходов, дотаций, субвенций и кр-х рес-в. Собст-ые налоговые доходы – доходы ктр полностью поступают в устан-х размерах в соответ-щие бюд-ы. Регулирующие доходы – ср-ва данные вышестоящим звеном нижестоящему, для покрытия его расходов зачисл в соот-щие бюд исходя из размеров % отнош, устан-х при утверж вышестоящего бюд.

      Дотации – бюд ср-ва предост из вышестоящ. бюджета на безвозмездных и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов нижестоящ. бюджетов

      Субвенции – бюд ср-ва предост-ые бюд-у др у-ня бюд системы или юр лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осущ-ие опред-ных целевых расходов.

      Субсидии – бюд ср-ва предост из вышест-го нижест-у на услов долевого фин-я целевых расходов.

М/у бюджетами всех ур-ней сущ межбюджетные отношения. Межбюджетное финансир осущ с помощью  межбюджетного мех-ма. Основным рычагом  я/я фед фонд фин поддержки  субъектов РФ. основное предназнач-выравнивание ур-ня бюдж обеспеченности. Фин помощь данного фонда распределяется на основе нормативов фин затрат на предоставление гос услуг в целях финансир расходов,обеспечив минимал гос соц стандарты. общий объём ср-в из данного фонда определяется ФЗ сроком на 3 года.

 

36. Основы организации  бюджетного процесса в РФ

Бюд процесс  как гл форма бюд планирования предста собой регламентируемую законодат деят органов гос власти, органов местного самоуправ и участников бюд процесса по составлению, рассмотрению, утаверждению и контролю за исп-м бюд-а всех у-ей и бюд гос внебюд фондов.

      Содержание  бюд процесса опр-ся: ⌂ гос-м  устрой-м, ⌂ бюд устр-м

Бюд процесс  и 4 стадии бюд делят:

1) составление проекта

2) рассмотрение и утвержд

3) исполнение

4) отчёт об исп-ии  и их утвержд. 

    Они взаимосвязаны  и явл прямым отраж эк-й жизни  общ и пол-й кул-ры страны. Стадии  регул-ся конституцией, бюд-м кодексом  и др, у каждой респуб, регионам есть бюд кодекс.

         Участники бюд процесса:

⌂ президент ⌂ органы законодат власти, ⌂ органы исп-й  власти (правит-ва, высшие долж-ые лица субъектов) ⌂ органы ден-кре-го рег-ия ⌂ органы гос-го и муниц-го фин  контроля ⌂ гос внебюд фонды ⌂ гл распределители ср-в (казначейство) ⌂ др, на ктр возложены полномочия, ⌂ бюд учрежд, гос, унит предпр.

      Бюд процесс выполняет опр задачи:

1) выявл матер и  фин резервов гос-ва 2) max-но приближены расчёт расходов бюд-а

3) обесп max –ой сбаланс-ти бюд  4) согласование бюд-в с реализацией эк-й программой

5)осущ бюд регул-я  в целях перераспред источ  доходов м/у бюд-ми разного  у-ня, отраслями хоз-ва и эк  регионам

Бюджетный цикл – от начала составл проекта до утвержд отчёта об исп. – 3года

  Стадии бюджета  следует строго последовательно.

В основе бюд процесса лежат принципы:

1) единство и полнота  всех доходов и расходов бюд.  Бюд система РФ д. объед-ь все бюд-ые доходы и расходы в фед бюд РФ

2) принцип реальности  запланированных расходов и доходов. Фор-ие бюд РФ на опр п-д вр д. состоять из реальных дох и расх

3) гласность и публичность.  На всех стадиях бюд процесса  происходит всестороннее обсуждение  содержания бюд и его публикация  в СМИ

4) ежегодность. Перспективный  план – 3 года , бюджетны – 1 год.

5) специализация показателей  бюд. Выражается в конкретизации  суммдохода бюд по источ-м и  расходов по целевому назнач.

6) самост-ть бюд процесса. Обеспеч наличием собст-х источ  доходов и право опр-я исп-я  расходов бюд и право опр-ть  исп-е расходов бюд

7) балансовый принцип.  Расхода=доходам.

8) совокупное покрытие  расходов. Расходы покрываются доходами

9) единство кассы.  Доходы и расходы проходят  ч/з одну кассу – казначейство

10) участие в бюд  процессе органов гос власти.     

 

37.Основные этапы составления бюджета

Исполняют исп-ые органы власти. Перед составлением бюд-а  предшествует мероприятия:

1) разраб плана и прогноза соц-эк разв-я, целевые программы и сводный фин баланс. Баланс разраб-я в ден форме и позволяет вполне анал-ть движ стоим-ти общест продукта и НД. Он учит-т все фин рес-ы страны и опр-ет V и направ их исп-я. Свод фин баланс даёт возм-ть орг исп власти по статейно разраб-ь бюд-ые расходы и составлять расчёты для опр-ия доходной части бюджета.

2) Бюд-ое послание президенту РФ. Здесь опр-ся: 1) бюд-я пол РФ. 2) прогнозы соц-эк развития. 3) прогноз сводного фин баланса. 4) планы развития гос и муниц-х секторов.

3) Составление проекта фин-го плана на очередной год.

4) перспективный фин.план.

После этих 4-х меропр нач I этап составления проекта бюд. Здесь: правит-во РФ исходя из плана прогноза соц-эк разв, ктр разраб-я мин эк развития и торговли поручает Минфину разработать фед бюд. Минфин разраб и в 2-х недельный срок направ-т данный проект по исп-ым органам власти регион-го и муниц-го ораз-я. Уведомляет органы исп власти субъектов фед-ии и местного самоуправ о методике фор-ия межбюд отнош.

   II этап начин с того, что фед органы исп власти распред предельные V бюд-го фин-ия в соот-ии с функ-ой и эк-ой классиф-ей расходов бюд-а по получениям бюд ср-в. Получатели м.б. стр-ые подразделения гос учрежд, отрасли, соц сфера. Одновр мин эк разв и торговли фор-ет перечень фед программ. Прав-во расмат перечень, потом направ-ся в правит-ю комиссию Минфина (обосновывает). Всё это д.б. завершено до 15 июля. С 15 июля до 15 августа фед закон о бюд-е д.б. в Госдуме.

Одновр с  фед бюд-м в думу поступ:

  1. прогноз соц-эк  развития; 2. основные направ бюд,  налоговой, ден пол-ки; 3. план разв  гос муниц-х секторов; 4. прогноз  свод фин баланса; 5. прогноз консолидированного бюд-а; 6. основ принципы и расчёты взаимоотнош бюд-в всех у-ей; 7. осн проекты целевых и фед программ; 8. проекты инвест-х программ; 9. проекты приватизации 10. проекты программ внут и внеш фин заимствований 11. проект по расчётам с долгами.

 

38 Порядок рассмотрения и утверждения бюджета

Расмат и утвержд  бюд: ⌂ фед собрание ⌂ совет  фед ⌂ Госдума 

Проект бюд направ в комитет Госдумы – Комитет  по бюджету. Он делает заключ о соотв-ии представ-х док-в законодат-ву. Комитет  по бюд распределяет этот бюджет по комитетам,все изучают и пишут заключения, потом все заклюю-я снова направляются в комитет по бюд-у. Затем Совет думы на основании последнего заключ решает вопрос о принятии проекта фед закона о бюджете. Дальше Совету фед и Президенту.

Госдума принимает бюд  в 4 чтениях.

В I  чтении Госдума обсуждает его концепцию и прогноз соц-эк разв-я обсуждает гл направ-я бюд, налоговую пол-у, осн принципы и расчёты по взаимоотнош бюд, проект программ внутр и внеш заимствований, характеристики бюд, дефицит бюд, распред налогов, общий V расходов. По рез-м обсужд либо принимается и утверж либо откл. Госдума может увел доходную часть бюд => изменить дефицит. В случаи откл в I чтении она м.: 1) передать в согласительную комиссию, она состоит из представ-ей Госдумы, советы фед и правит. 2) вернуть в прав-во на доработку 3) поставить вопрос о недоверии правит-ву. Бюджет в любом случаи принимается в I чтении.

При расмат проекта  во II чтении Госдума утвержд расходы фед бюд по разделам и функ-ой классиф-ии расходов.

При расмат проекта  в III чтении Госдума утвержд: 1) расходы фед бюд по подразделам функ-ой классиф 2) расходы по фин-ию фед целевых программ, фед-й адресной инвест программы, гос программы вооруж сил   3) программ представ ср-в фед бюд на  возвратной основе 4) распред ср-в фед фондов фин-й поддержки субъектов фед   5) программы предоставления гарантий РФ на год  6) программ внеш и внутр займов.

В IV чтении Госдума принимает проект в целом. Принятый в IV чтении проект в теч 5 дней отправ в Совет фед на расмат.

Проект счит одобренным в Совете фед если за него проголосовало  более половины.

Если совет отклоняет  закон,то обе палаты создают согласительную комиссию для преодоления разногласий. После этого проект возвр в  Госдуму и принимается в I чтении.

    В случаи не согласия Госдумы и Совета фед проект считается принятым в сов фед если за него проголосовало в сов фед 2/3 голосов. В сов фед проект наход 14 дней.

 Затем в теч 5 дней проект поступает Президенту  для подписания и обнародования.  Ему на это 14 дней. Если Он не согласен с проектом то дума и сов фед с самого начала исправ и утверж.

 

39. Порядок исполнения бюджета и контроль за его исполнением

Закон вступ в силу 1.01. буд года. Бюд исп-ет Прав-воРФ совместно с исп органами субъектами фед. Данная стадия вкл исполнение расходов и доходов. В процессе исполнения бюд органы испол власти м. вносить изм-я по статьям функ-ой бюд-ой класс-ии.

   Важ задачей  исп-я бюд-а явл обеспеч полного  и своевр поступ налоговов  и др платежей и фин-ие мероприятий  в пределах утвержд по бюд-у сумм. Гос в теч года м. увел-ь доходную часть бюд-а за счёт повыш эф-ти народного хоз-ва.

    Сумма превыш  доходов над расходами при  исп-ии бюд-а образующиеся в  рез-те допол-х доходов согласно  констит-ии направ-ся на умен  размера дефицита, если он есть или выплаты сокращающие долговые обяз-ва в бюд-т без внесений изменений в сущ-ии законодат-во.

    Изменения  в законодат вносятся в том  случ если доходы направ на  др цели кроме тех ктр перечислены  выше.

  Исполняют бюд  Минфин и подразделения на местах, такие как: ⌂ казначейство, ⌂ налоговая, ⌂ таможня.

  Исполнение бюд  осущ по бюд-ой росписи доходов  и расходов. Бюд роспись – операт-ый план распред доходов и расходов. В росписи простав-я срок поступл налогов и платежей и сроки расходования. Бюд роспись фед бюд утверж Минфином, в соот с ней потреб-ли ср-в получ ср-ва. Бюд ср-ва пол-я по сметам.

   Исп органы  власти орг-ют и сип-ют бюд,  управ-ют счетами, осущ платежи  бюд-х ср-в.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"