Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:01, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Финансы"
33. Расходы государственного бюджета
Расходы гос бюджета – затраты, возникающ-е в связи с выпол-м госуд-м своих задач и фун-й. Они выраж-т эк отношения на основе кот происходит процесс исп-я ср-в центраз-го фонда ден ср-в гос-ва по различным направ-м. Расходы классиф-ся по след признакам: 1) Принад-ть к эк-ке *текущие – часть расх-в бюджета, обесп-х тек функ-и органов гос власти, бюдж учреждений, органов мест-го самоупр-я и т.д. * капитальные ден ср-ва гос-ва, связ-е с финанс инвест-й и инновац-й д-ти 2)функц-я принад-ть расх-в – обществ д-ть гос-ва: *гос и мест-е само- и управ-е *судеб власть * междунар-я д-ть * нац оборона * жкх * образ-е * СМИ * культура * соц политика * транспорт. 3) Ведом-я принад-ть расходов – позв-т выделить соотв-е министер-ва, др гос учрежд и юр лица, получ-е бюдж-е ассигн-е: * президентские * федерал-е собр-е * совет федер-и * Госдума * прав-во. 4) Классиф-я по целевому назнач-ю: * з/п * стипендия * пенсии* пособие * командир-е расходы. 5) Тер-я принад-ть расх-в: * федераль-е * субъектов РФ * местные. Расходы гос бюджета осущ-т с помощью бюдж-го фин-я – кредит-е бюдж-х ср-в п/п, орган-й, учреж-я на провед-е меропр-й, предусмотренных бюджетом. Бюдж-е фин-е основано на опред-х принципах: * получ-е макс-го эффекта при мин затратах * целевой хар-р исп-я бюдж-х ассигн-й * предост-е бюдж-х сред-в в меру выполн-я произв-х и др показател-й с учетом исп-я ранее отпущ-х ассигнов-й * безвозврат-ть или бесплатность бюджетных ассигнований. Существ-т 2 способа бюдж-го финансир-я : * по системе «нетто-бюджет» - способ предост-я ден сред-в харак-ся тем, что ассигнов-я выдаются на огранич-ый круг затрат. * по сис-ме «брутто-бюджет» - для п/п, орган-й, учрежд-й полностью финанс-х из бюджета. Эти 2 способа осущ-ся с помощью форм бюджетирования: * ассигнование * ср-ва на оплату труда * трансферты * субвенции , субсидии * инвестиции, У/К п/п. Бюдж фин-е проис-т строго по бюдж-м нормам, кто предст-ют собой выраж-ю в опред-й сумме ден ср-в в меру удов-е конкр-е потреб-ти. Прим-ся след нормы: * нормы основ-е на натур показ-х испол-я матер-х ценностей. * обобщен-е индив-е выплаты * нормы постр-е опытно-статист-м способом на основе обобщений показ-й расходов ср-в в Прош-е периоды и с учетом бюджет возмещ-я.
34. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
В эк теории выдел-т 3 состоян-я бюджета:1)Профицитное-д>р.2)
Сущ-т два вида истоков бюджетного дефицита: (1)Инфляционный – исп-т методы кот вызывают инфляцию: * эмиссия денег * заимств-е у ЦБ страны * повышение уровня налог изъятия в бюджет, в основном ч/з косвенные налоги. (2) Неинфляционные – взятие кредитов как на внутренних так и на внешних рынках (Рост гос долга – рост затрат по его обслуживанию).
35. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Бюд устр представ
собой орг-ю бюд-й с-мы и
Бюдж с-ма – осн-ая на эк-х отнош-х и гос уровне,регулируемое нормами права совок-ть фед бюдж, бюдж-в субъектов федерации, мест бюд-в, бюд гос внебюд фондов.
Уровни бюджета:
1 )Фед-й бюджет, бюд-ы гос внебюд фондов
2) Субъектов РФ: - 21 респуб бюд; - 55 краевых и обл бюд; - гос бюд Москвы и Питера; - 10 окруж-х бюд автоном округов – бюд Еврейской автом обл.
3) Мест бюджеты (29000): - город; - район – поселковые – сельский.
Бюдж нижестоящих не входят в вышестоящ своими расходами и доходами.
Принципы:
1) единство бюд-го устр-ва
– он обесп-ся единой правовой
базой фор-ия бюд-в всех
2) полнота – в каждом звене бюд-й с-мы доходы и расходы д. отраж-ся в их полном обьеме.
3) реальность – достовер всех пок-ей
4) гласность – все бюд-ы
5) самост-ть – выражается в том,что доходы и расходы всех бюдж я/я собственными, право каждого бюд-та направ-я их исп-я.
К собств источ доходов бюджета относ закрепленные законом доходные источники для кажд уровня бюджета; отчисл по регулирующим доходам,дополнит источники. Свод фед бюдж и бюдж субъектов РФ образуют консолидир бюджет. Бюджетные взаимоотнош центра и регионов назыв бюд-ным федерализмом.
В соот-ии законодат доходная часть субъектов состоит из собст-х ср-в и регул-х налог доходов, дотаций, субвенций и кр-х рес-в. Собст-ые налоговые доходы – доходы ктр полностью поступают в устан-х размерах в соответ-щие бюд-ы. Регулирующие доходы – ср-ва данные вышестоящим звеном нижестоящему, для покрытия его расходов зачисл в соот-щие бюд исходя из размеров % отнош, устан-х при утверж вышестоящего бюд.
Дотации – бюд ср-ва предост из вышестоящ. бюджета на безвозмездных и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов нижестоящ. бюджетов
Субвенции – бюд ср-ва предост-ые бюд-у др у-ня бюд системы или юр лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осущ-ие опред-ных целевых расходов.
Субсидии – бюд ср-ва предост из вышест-го нижест-у на услов долевого фин-я целевых расходов.
М/у бюджетами всех ур-ней сущ межбюджетные отношения. Межбюджетное финансир осущ с помощью межбюджетного мех-ма. Основным рычагом я/я фед фонд фин поддержки субъектов РФ. основное предназнач-выравнивание ур-ня бюдж обеспеченности. Фин помощь данного фонда распределяется на основе нормативов фин затрат на предоставление гос услуг в целях финансир расходов,обеспечив минимал гос соц стандарты. общий объём ср-в из данного фонда определяется ФЗ сроком на 3 года.
36. Основы организации бюджетного процесса в РФ
Бюд процесс как гл форма бюд планирования предста собой регламентируемую законодат деят органов гос власти, органов местного самоуправ и участников бюд процесса по составлению, рассмотрению, утаверждению и контролю за исп-м бюд-а всех у-ей и бюд гос внебюд фондов.
Содержание бюд процесса опр-ся: ⌂ гос-м устрой-м, ⌂ бюд устр-м
Бюд процесс и 4 стадии бюд делят:
1) составление проекта
2) рассмотрение и утвержд
3) исполнение
4) отчёт об исп-ии и их утвержд.
Они взаимосвязаны и явл прямым отраж эк-й жизни общ и пол-й кул-ры страны. Стадии регул-ся конституцией, бюд-м кодексом и др, у каждой респуб, регионам есть бюд кодекс.
Участники бюд процесса:
⌂ президент ⌂ органы законодат власти, ⌂ органы исп-й власти (правит-ва, высшие долж-ые лица субъектов) ⌂ органы ден-кре-го рег-ия ⌂ органы гос-го и муниц-го фин контроля ⌂ гос внебюд фонды ⌂ гл распределители ср-в (казначейство) ⌂ др, на ктр возложены полномочия, ⌂ бюд учрежд, гос, унит предпр.
Бюд процесс выполняет опр задачи:
1) выявл матер и фин резервов гос-ва 2) max-но приближены расчёт расходов бюд-а
3) обесп max –ой сбаланс-ти бюд 4) согласование бюд-в с реализацией эк-й программой
5)осущ бюд регул-я в целях перераспред источ доходов м/у бюд-ми разного у-ня, отраслями хоз-ва и эк регионам
Бюджетный цикл – от начала составл проекта до утвержд отчёта об исп. – 3года
Стадии бюджета
следует строго
В основе бюд процесса лежат принципы:
1) единство и полнота всех доходов и расходов бюд. Бюд система РФ д. объед-ь все бюд-ые доходы и расходы в фед бюд РФ
2) принцип реальности запланированных расходов и доходов. Фор-ие бюд РФ на опр п-д вр д. состоять из реальных дох и расх
3) гласность и публичность.
На всех стадиях бюд процесса
происходит всестороннее
4) ежегодность. Перспективный план – 3 года , бюджетны – 1 год.
5) специализация показателей
бюд. Выражается в
6) самост-ть бюд процесса.
Обеспеч наличием собст-х
7) балансовый принцип. Расхода=доходам.
8) совокупное покрытие расходов. Расходы покрываются доходами
9) единство кассы. Доходы и расходы проходят ч/з одну кассу – казначейство
10) участие в бюд
процессе органов гос власти.
37.Основные этапы составления бюджета
Исполняют исп-ые органы власти. Перед составлением бюд-а предшествует мероприятия:
1) разраб плана и прогноза соц-эк разв-я, целевые программы и сводный фин баланс. Баланс разраб-я в ден форме и позволяет вполне анал-ть движ стоим-ти общест продукта и НД. Он учит-т все фин рес-ы страны и опр-ет V и направ их исп-я. Свод фин баланс даёт возм-ть орг исп власти по статейно разраб-ь бюд-ые расходы и составлять расчёты для опр-ия доходной части бюджета.
2) Бюд-ое послание президенту РФ. Здесь опр-ся: 1) бюд-я пол РФ. 2) прогнозы соц-эк развития. 3) прогноз сводного фин баланса. 4) планы развития гос и муниц-х секторов.
3) Составление проекта фин-го плана на очередной год.
4) перспективный фин.план.
После этих 4-х меропр нач I этап составления проекта бюд. Здесь: правит-во РФ исходя из плана прогноза соц-эк разв, ктр разраб-я мин эк развития и торговли поручает Минфину разработать фед бюд. Минфин разраб и в 2-х недельный срок направ-т данный проект по исп-ым органам власти регион-го и муниц-го ораз-я. Уведомляет органы исп власти субъектов фед-ии и местного самоуправ о методике фор-ия межбюд отнош.
II этап начин с того, что фед органы исп власти распред предельные V бюд-го фин-ия в соот-ии с функ-ой и эк-ой классиф-ей расходов бюд-а по получениям бюд ср-в. Получатели м.б. стр-ые подразделения гос учрежд, отрасли, соц сфера. Одновр мин эк разв и торговли фор-ет перечень фед программ. Прав-во расмат перечень, потом направ-ся в правит-ю комиссию Минфина (обосновывает). Всё это д.б. завершено до 15 июля. С 15 июля до 15 августа фед закон о бюд-е д.б. в Госдуме.
Одновр с фед бюд-м в думу поступ:
1. прогноз соц-эк развития; 2. основные направ бюд, налоговой, ден пол-ки; 3. план разв гос муниц-х секторов; 4. прогноз свод фин баланса; 5. прогноз консолидированного бюд-а; 6. основ принципы и расчёты взаимоотнош бюд-в всех у-ей; 7. осн проекты целевых и фед программ; 8. проекты инвест-х программ; 9. проекты приватизации 10. проекты программ внут и внеш фин заимствований 11. проект по расчётам с долгами.
38 Порядок рассмотрения и утверждения бюджета
Расмат и утвержд бюд: ⌂ фед собрание ⌂ совет фед ⌂ Госдума
Проект бюд направ в комитет Госдумы – Комитет по бюджету. Он делает заключ о соотв-ии представ-х док-в законодат-ву. Комитет по бюд распределяет этот бюджет по комитетам,все изучают и пишут заключения, потом все заклюю-я снова направляются в комитет по бюд-у. Затем Совет думы на основании последнего заключ решает вопрос о принятии проекта фед закона о бюджете. Дальше Совету фед и Президенту.
Госдума принимает бюд в 4 чтениях.
В I чтении Госдума обсуждает его концепцию и прогноз соц-эк разв-я обсуждает гл направ-я бюд, налоговую пол-у, осн принципы и расчёты по взаимоотнош бюд, проект программ внутр и внеш заимствований, характеристики бюд, дефицит бюд, распред налогов, общий V расходов. По рез-м обсужд либо принимается и утверж либо откл. Госдума может увел доходную часть бюд => изменить дефицит. В случаи откл в I чтении она м.: 1) передать в согласительную комиссию, она состоит из представ-ей Госдумы, советы фед и правит. 2) вернуть в прав-во на доработку 3) поставить вопрос о недоверии правит-ву. Бюджет в любом случаи принимается в I чтении.
При расмат проекта во II чтении Госдума утвержд расходы фед бюд по разделам и функ-ой классиф-ии расходов.
При расмат проекта в III чтении Госдума утвержд: 1) расходы фед бюд по подразделам функ-ой классиф 2) расходы по фин-ию фед целевых программ, фед-й адресной инвест программы, гос программы вооруж сил 3) программ представ ср-в фед бюд на возвратной основе 4) распред ср-в фед фондов фин-й поддержки субъектов фед 5) программы предоставления гарантий РФ на год 6) программ внеш и внутр займов.
В IV чтении Госдума принимает проект в целом. Принятый в IV чтении проект в теч 5 дней отправ в Совет фед на расмат.
Проект счит одобренным в Совете фед если за него проголосовало более половины.
Если совет отклоняет закон,то обе палаты создают согласительную комиссию для преодоления разногласий. После этого проект возвр в Госдуму и принимается в I чтении.
В случаи не согласия Госдумы и Совета фед проект считается принятым в сов фед если за него проголосовало в сов фед 2/3 голосов. В сов фед проект наход 14 дней.
Затем в теч 5
дней проект поступает
39. Порядок исполнения бюджета и контроль за его исполнением
Закон вступ в силу 1.01. буд года. Бюд исп-ет Прав-воРФ совместно с исп органами субъектами фед. Данная стадия вкл исполнение расходов и доходов. В процессе исполнения бюд органы испол власти м. вносить изм-я по статьям функ-ой бюд-ой класс-ии.
Важ задачей
исп-я бюд-а явл обеспеч
Сумма превыш
доходов над расходами при
исп-ии бюд-а образующиеся в
рез-те допол-х доходов
Изменения
в законодат вносятся в том
случ если доходы направ на
др цели кроме тех ктр
Исполняют бюд Минфин и подразделения на местах, такие как: ⌂ казначейство, ⌂ налоговая, ⌂ таможня.
Исполнение бюд
осущ по бюд-ой росписи
Исп органы
власти орг-ют и сип-ют бюд,
управ-ют счетами, осущ