Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамен по курсу "Рынок ценных бумаг".
Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы; и организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая и настоящий, — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.
Организаторы рынка ценных бумаг- это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами.
К организаторам рынка ценных бумаг относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка.
Организации регулирования и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.
Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права по контролю и регулированию как со стороны государства, так и со стороны самих профессионалов рынка.
В законе РФ «О рынке ценных бумаг» определено, что основным государственным органом регулирования рынка ценных бумаг в России является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая имеет право наделять некоторыми функциями регулирования организации профессиональных участников рассматриваемого рынка путем придания им статуса саморегулируемых организаций российского рынка ценных бумаг.
Цель
государственного регулирования —
обеспечение доверия инвесторов
к рынку ценных бумаг, что гарантирует
выполнение последними своих экономических
функций и регулирование
21. Эмитенты и инвесторы на рынке ценных бумаг, их виды, сущность и роль.
Эмитенты представляют тех участников фондового рынка, которые заинтересованы в привлечении инвестиционных средств. Механизм этого привлечения может быть разным: прямое кредитование, облигационные выпуски, эмиссия акций. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Причем эмиссия ценных бумаг представляет собой один из возможных способов реализации инвестиционных потребностей эмитента.
Привлечение денежных средств является важнейшей задачей, которую решает эмитент, используя возможности фондового рынка, однако она не единственная. Другой задачей является оптимизация финансовых потоков в технологическом цикле работы эмитента. Одним из способов такой оптимизации является выпуск векселей. Замкнутая вексельная программа, при которой выпущенные векселя обращаются среди ограниченного круга контрагентов и предъявляются в обусловленное время, позволяет эмитенту рационально управлять своими финансовыми ресурсами.
Фондовый рынок позволяет эмитенту оптимизировать его контроль над дочерними и зависимыми организациями. Однако в этом случае он выступает в большей степени как стратегический инвестор, контролирующий функционирование зависимых от него акционерных обществ.
Важным направлением работы эмитента является создание своего положительного облика с использованием возможностей рынка ценных бумаг. Это направление деятельности эмитента взаимосвязано с решением других задач, главной из которых является привлечение инвестиционных средств. Создание положительного имиджа эмитента на фондовом рынке предполагает решение следующих проблем:
- создание ликвидного рынка ценных бумаг эмитента;
- прохождение процедуры листинга ценных бумаг эмитента на признанной и авторитетной торговой площадке для повышения инвестиционной привлекательности эмитента в глазах потенциальных инвесторов;
- повышение капитализации компании;
- организация и проведение регулярной работы эмитента с акционерами, профессиональными участниками и инвесторами фондового рынка.
Государство как эмитент ценных бумаг. Государство в любой стране является, как правило, крупнейшим должником, осуществляя заимствования как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако вследствие высокой надежности государственных финансовых инструментов вложения в них характеризуются минимальными рисками и минимальной доходностью. Все остальные финансовые инструменты считаются более рискованными, поэтому они предлагают более высокую доходность.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Согласно законодательству Российской Федерации, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления также могут выступать эмитентами ценных бумаг.
Хозяйствующие субъекты. Наиболее многочисленной группой организаций, выпускающих ценные бумаги, являются хозяйствующие субъекты. Они отличаются друг от друга организационно-правовой формой. Хозяйствующие субъекты можно разделить на две большие группы: юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Инвесторы представляют тех участников фондового рынка, которые являются источником инвестиционных средств. Однако они придут на рынок ценных бумаг только в том случае, если будут уверены, что правила игры на нем едины для всех и честно соблюдаются. Инвесторы отличаются стратегией и тактикой действий на фондовом рынке. По стратегии действий инвесторы делятся на стратегических и институциональных инвесторов и спекулянтов, по тактике - на рискованных, умеренных и консервативных.
Стратегические инвесторы, как правило, получив контроль над интересующей компанией, перестают активно управлять своим инвестиционным портфелем. В своих действиях на фондовом рынке они преследуют цели, которые можно охарактеризовать как обеспечение экономической безопасности компании. При этом основной является цель сохранения управляемости контролируемой компании. Однако в том случае, если стратегические инвесторы решают задачу минимизации затрат на осуществление стратегического контроля, для них характерна консервативная тактика действий на фондовом рынке. Такая тактика предполагает минимизацию риска осуществления операций при получении доходности, незначительно превышающей инфляционные потери.
Консервативной тактики на рынке ценных бумаг придерживаются многие институциональные инвесторы. По отношению к компании, ценными бумагами которой обладает институциональный инвестор, его тактика состоит в повышении курсовой стоимости ее ценных бумаг. Для реализации этой тактики институциональному инвестору, необходимо иметь возможность оказывать такое воздействие на принятие стратегических решений компанией, которое приводило бы к росту ее инвестиционной привлекательности. Достижению данной цели способствуют правильные действия институционального инвестора на общем собрании акционеров.
Рискованная тактика больше характерна для спекулянтов фондового рынка. Конечно, назвать спекулянтов инвесторами можно с известной долей приближения, так как срок, на который они вкладывают денежные средства в какой-либо финансовый инструмент, исчисляется днями, если не часами. Однако они обеспечивают ликвидность фондового рынка, принимая на себя значительную часть рисков совершения операций и создавая условия для работы институциональных инвесторов.
Рассмотрим основные типы инвесторов, их стратегию поведения на фондовом рынке, характер взаимодействия между собой и дадим их сравнительную характеристику.
Стратегические инвесторы ставят своей целью не получение прибыли от владения акциями, а получение возможности воздействия на функционирование акционерного общества.
Степень влияния на деятельность акционерного общества зависит от количества акций, принадлежащих инвестору. Согласно российскому законодательству обладание различным количеством акций в процентном отношении от величины оплаченного уставного капитала общества предоставляет инвестору различные права.
Институциональные инвесторы - это портфельные инвесторы т.е. инвесторы, которые формируют портфель ценных бумаг, основываясь на фундаментальном прогнозе поведения их котировок в долгосрочном и среднесрочном плане, а затем управляют этим портфелем (продают и покупают ценные бумаги). В качестве институциональных инвесторов обычно выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды и инвестиционные компании, паевые инвестиционные фонды, страховые компании и пенсионные фонды.
Спекулянты на фондовом рынке являются одной из наиболее многочисленных групп инвесторов. Они в значительной степени обеспечивают ликвидность рынка ценных бумаг, принимая на себя основные риски операций на фондовом рынке. Однако по характеру своих операций (инвестирование денежных средств в течение одной торговой сессии, быстрое чередование операций купли-продажи) они ближе к профессиональным участникам рынка ценных бумаг.
22. Первичный рынок ценных бумаг: сущность и функции.
Первичный рынок ценных бумаг- место, где происходит первичная эмиссия и первичное размещение ценных бумаг.
Целью первичного рынка является организация первичного выпуска ценных бумаг и его размещение.
К задачам первичного рынка ценных бумаг относятся:
Первичный рынок выполняет следующие функции:
К основным субъектам
первичного рынка ценных бумаг относятся
эмитенты и инвесторы. Активными
участниками этого рынка
К основным операциям первичного рынка ценных бумаг относятся:
23.Эмиссия ценных бумаг, ее этапы и формы.
Эмиссия ценных бумаг – это выпуск в обращение акций, облигаций и других финансовых инструментов, осуществляемый акционерными обществами в процессе их учреждения, а также при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных финансовых ресурсов.
Эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе бездокументарные, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
Эмиссия ценных бумаг осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органам.Регистрирующий орган определяет порядок ведения реестра и ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков эмиссионных ценных бумаг, а регистрирующий орган, являющийся федеральным органом исполнительной власти по рынку эмиссионных ценных бумаг.Эмиссия ценных бумаг допускает внесение изменений в реестр регистрирующим органом в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения таких изменений.Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований.Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.