Система управления финансов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование финансовой системы
Предмет исследования: система управления финансами РФ
Объект исследования: финансовая система РФ
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы управления финансами
- проанализировать систему управления государственными финансами
- предложить оценки современной системы управления финансами

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I. Теоретические основы управления финансами
1.1 История органов управления финансами ………………………………….5
1.2 Современная система управления финансами …………………………….8
II. Анализ деятельности органов управления финансами (на материалах Министерства Финансов РФ)
2.1 Цели, задачи и показатели деятельности Министерства финансов РФ …15
2.2 Оценка результативности бюджетных расходов, исходя из степени достижения стратегических целей, тактических задач и запланированных показателей………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы ...……………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая готовая1.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: Финансы.

На  тему: «Система управления финансов в РФ»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка  3 курса

Научный руководитель

                                                                                                             

 

 

 

 

 

Тюмень 2012

 

 

 

 

Регистрационный номер                                                                                                      Дата

_____________27___                                                                                                       16   октября 2012

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________

                                                

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

I. Теоретические основы управления финансами

1.1 История органов управления финансами ………………………………….5

1.2 Современная система управления финансами …………………………….8

II. Анализ деятельности органов управления финансами (на материалах Министерства Финансов РФ)

2.1 Цели, задачи и показатели деятельности Министерства финансов РФ …15

2.2 Оценка результативности бюджетных расходов, исходя из степени достижения стратегических целей, тактических задач и запланированных показателей………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованной литературы ...……………………………………..33

Приложение 1…………………………………………………………………...34

Приложение 2…………………………………………………………………...36

 

Введение

    В условиях развития рыночных отношений, ограниченных финансовых ресурсов для простого и расширенного воспроизводства, обострения конкурентной борьбы резко возросла значимость управления финансами как на государственном уровне так и на уровне предприятий различных форм собственности.

    Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой.

    При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

    Управление финансами осуществляется с помощью особых приемов и методов, включая планирование, оперативное управление, контроль.

Объектом финансового  планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – финансовый план. Сводный финансовый план государства формируется на основании смет отдельных предприятий и организаций. В каждом финансовом плане определяются доходы, и расходы на определенный период времени, связи с разными звеньями финансово-кредитной системы государства.

    Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

   Самое важное создать надежную финансовую систему. После создания могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Тем и определяется актуальность исследуемой темы в курсовой работе.

Цель курсовой работы: исследование финансовой системы

Предмет исследования: система управления финансами РФ

Объект исследования: финансовая система РФ

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы управления финансами

- проанализировать систему управления государственными финансами

- предложить оценки современной системы управления финансами

     Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы и приложения.

    В первой главе рассматриваются общие понятия об управлении финансами, современная система управлениями финансами, история органов управления финансами.

Вторая  глава   основана на анализе деятельности органов  управления , за  основу  взят такой  орган, как  Министерство Финансов. Рассматриваются  цели, задачи и  оценка результативности.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические основы управления финансами

 

1.1  История  органов  управления  финансами

 

Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения определенного результата.

Управление применяется  во всех сферах человеческой деятельности. Управление очень разносторонне, оно воздействует на самые различные предметы и процессы. Правомерно утверждать об управлении государством, экономикой страны, космическим кораблем и так далее. Понятие управления финансами нужно выводить из общей теории управления ( приложение 1.рис.1.1.).

В управлении финансами  также выделяют объекты, субъекты и  инструменты.

Объект управления финансами (то, что подлежит управлению) – это финансовые отношения и фонды денежных средств (денежные ресурсы). В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций. В частности это бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты труда, резервный фонд, уставный фонд и другие

Субъекты управления (те, кто управляет). Каждой подсистеме финансов соответствуют свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают публично - правовые образования (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица, специальные службы и подразделения. В каждой организации имеется финансовая структура: департамент финансов, финансовый отдел. Если компания небольшая, то финансовый сектор, если совсем маленькая, то - главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления, стремятся достигнуть определенного результата в процессе управления. Совокупность организационных структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами называется финансовым аппаратом.

Методы управления финансами ( то, помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денежных средств). В экономической литературе методы не редко называют элементами либо рычагами, приемами, формами, инструментами. Все эти наименования равнозначны по своему существу. Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое планирование, финансовый контроль; финансовые рычаги ( налоги, таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы, санкции, целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы и другие); нормативно правовое обеспечение ( законы, указы, постановления, инструкции, методические указания); информационное обеспечение

В теории управления относительно новым является понятие «финансовый инструмент», под которым понимается любой договор между контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долгового или долевого характера -  у другого. Финансовые инструменты подразделяют на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые  ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность. Вторичные финансовые инструменты ( синоним: производные инструменты, деривативы)- это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций на финансовых рынках.

Цена управления (состояние  или результат, к которому стремятся  субъекты управления). Относительно финансов цели управления индивидуальны для каждого субъекта управления.

В государственных и  муниципальных финансах целями управления могут быть: бездефицитность бюджета, снижение государственного долга. Для финансов организаций – максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала; обеспечение финансовой устойчивости; снижение дебиторской задолженности

Требования к управлению (обусловлены статусом объекта управления. Так, применимо к особому статусу  публично-правовых образований управление общественными финансами должно отвечать следующим базовым требованиям:

    • прозрачность  –  открытость принятия и реализации решений;
    • устойчивость – гарантированное исполнение расходных обязательств с соблюдением приемлемого уровня финансовой нагрузки на нынешнее и будущие поколения;
    • подотчетность - проверяемость соблюдения установленных правил и процедур с мерами ответственности за их нарушение;
    • эффективность -  максимизация результата ( а не минимизация затрат);
    • преемственность – наличие и соблюдение правил и процедур.

Государственные  органы  управление  на  Руси  начали  создаваться в  период  правления  Ивана III (1462-1505гг.). Ими стали приказы -  органы   центрального  управления  в России  XVI - начала XVIII века (приказная форма управления).

К  числу  финансовых приказов  общегосударственной  компетенции относились: приказ Большого прихода (ведал сбором таможенных доходов)       4 приказ Новой четверти( осуществлял  кабацкие сборы с Москвы и южных  городов); приказ Большой казны( ведал  государственным хозяйством, в том числе казенной промышленностью, торговлей, а также Денежным двором, где производилась чеканка монет).

Приказами с областной  компетенцией являлись четверти. Они  занимались сбором налогов с определенной территории. Четвертей было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. Кроме того, были приказ Казанского дворца (управлял Казанью, а также городами и уездами, расположенными на средней и Нижней Волге); Сибирский приказ (осуществлял управление финансами Сибири); Земский приказ (управлял Москвой и осуществлял сбор налогов с ее населения).

В период царствования Петра I (1682 – 1725 гг.) стала вводиться коллегиальная  форма управления. Коллеги учреждены  Петром I в 1717 – 1721 годах. Вместо всей массы  приказов созданы 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств – коллегия, Коммерц – коллегия, Юстиц – коллегия и другие. Три из 12 коллегий имели финансовый характер: Камер – коллегия – ведала денежными доходами; Штатс – коллегия – управляла расходами государства; Ревизион  -  коллегия – осуществляла контрольные функции.

При Александре I (1801 – 1825 гг.), с учреждением в 1802 году Министерство (министерская форма управления) управления финансами стали осуществлять: Министерство финансов и банковской системе. Казначейство прекратило свое существование в 1926 году и заново возрождено в 1993 году.

В СССР Министерство финансов являлось органом централизованного  управления всеми финансами страны

В зарубежных странах  общее управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти и управления (таблица 1.3.1).

         Структура органов управления финансами в зарубежных странах весьма разнообразна. Однако есть общие подходы, которые используют государства с рыночной экономикой. Так, например, налоговая служба организовывается с таким расчетом, чтобы свести к минимуму возможности сговора между налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов. Для этого административные функции распределяются между различными подразделениями налоговой службы внесением элемента самоконтроля, посредством которого деятельность сотрудников одного функционального подразделения является средством контроля деятельности сотрудников других функциональных подразделений. При этом обращают внимание на то, чтобы налоговое ведомство не было настолько раздробленным, что его сотрудники неизбежно оказывались бы в тесном контакте с предприятиями и населением, которые они обслуживают.

К должностным лицам, выполняющим или принимающим  решения о поступлении или  использовании государственных  средств, предъявляются требования Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, принятого Организацией Объединенных Наций (далее -ООН) 12 декабря 1996 года, в котором содержатся следующие положения:

  • Государственная должность – это должность, основанная на доверии, предполагающая обязанность действовать в государственных интересах;
  • государственные должностные лица должны:

избегать конфликта  интересов;

подчиняться любым действующим  требованиям о раскрытии информации о личных активах и обязательствах;

не добиваться и не принимать никаких подарков или  других знаков внимания, которые могут  повлиять на выполнение ими своих  обязанностей;

соблюдать конфиденциальность любой информации, которой они  располагают;

не участвовать в  политической деятельности вне рамок своих официальных обязанностей, чтобы не подрывать веру общества в беспристрастное выполнение ими своих обязанностей.

              В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении

Информация о работе Система управления финансов в РФ