Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследование финансовой системы
Предмет исследования: система управления финансами РФ
Объект исследования: финансовая система РФ
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы управления финансами
- проанализировать систему управления государственными финансами
- предложить оценки современной системы управления финансами
Введение…………………………………………………………………………3
I. Теоретические основы управления финансами
1.1 История органов управления финансами ………………………………….5
1.2 Современная система управления финансами …………………………….8
II. Анализ деятельности органов управления финансами (на материалах Министерства Финансов РФ)
2.1 Цели, задачи и показатели деятельности Министерства финансов РФ …15
2.2 Оценка результативности бюджетных расходов, исходя из степени достижения стратегических целей, тактических задач и запланированных показателей………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы ...……………………………………..33
5. применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины;
6. приведение экологически направленной финансовой политики в части использование природных богатств и охраны окружающей среды, налогов, платежей и цен;
II. Анализ деятельности органов управления финансами (на материалах Министерства Финансов РФ)
Стратегическими целями Минфина России и подведомственных ему федеральных служб являются:
1. Обеспечение выполнения
и создание условий для
2. Поддержание
3. Формирование и
4. Создание условий для эффективного выполнения, полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
5. Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами.
6. Обеспечение надежности
и прозрачности финансовой
Основой деятельности Минфина России является выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы.
Минфин России в пределах
своей компетенции обеспечивает
выполнение и создает нормативные
и методологические основы для оптимизации
действующих и вновь
Минфин России продолжает
реализацию программы антикризисных
действий Правительства Российской
Федерации в рамках Плана по реализации
Основных направлений антикризисных
действий и политики модернизации российской
экономики Правительства Российской Федерации на 2010
год. В частности, в рамках данного плана
Минфин России продолжает осуществлять
меры, направленные на повышение эффективности
управления общественными финансами.
В 2010 году Минфин России совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти подготовил Программу Правительства
Российской Федерации по повышению эффективности
бюджетных расходов на период до 2012 года
и План мероприятий по ее реализации в
2010 году, которые утверждены распоряжением
Правительства Российской Федерации от
30 июня 2012 г. № 1101-р.
Вторая цель - поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны.
Данная цель Минфина России соответствует одной из основных задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах от 29 июня 2010 года. Мероприятиям, направленным на достижение данной цели, посвящен раздел «Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации» Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.
Третья цель - формирование и функционирование эффективной налоговой системы - также соответствует основным направлениям налоговой политики, выделенным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 – 2013 годах от 29 июня 2010 года.
Реализация данной цели предполагает поиск возможностей для повышения доходов бюджетной системы, прежде всего за счет улучшения администрирования уже существующих налогов, а также путем оптимизации налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности, в первую очередь, инновационной направленности.
Четвертая и пятая цели предполагают выработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом и исходя из максимально эффективного выполнения расходных обязательств, администрируемых Минфином России.
Обеспечение прозрачности и надежности финансовой системы создает необходимые условия для достижения всех целей деятельности Минфина России.
Минфин России и подведомственные ему федеральные службы исполняют три типа государственных функций:
1) правоустанавливающие– регулирование, в том числе нормативно-правовое, и выработка государственной политики в финансовой, бюджетной, налоговой и других сферах;
2) правоприменительные
– непосредственное
3) контрольные - контроль
и надзор за исполнением
Специфика деятельности Министерства финансов Российской Федерации состоит в существенной роли правоустанавливающей (регулятивной) деятельности, которая не направлена непосредственно на потребителей услуг (физические и юридические лица).
При этом, если качество регулирования в налоговой, финансовой, страховой сферах может быть измерено, в том числе посредством опросов потребителей соответствующих услуг, то качество регулирования в бюджетной и денежно-кредитной сфере, в сфере управления долгом, а также других сферах, потребителем услуг в которых является государство в целом, может измеряться по уровню соответствия стандартам лучшей практики. Для Минфина России такими стандартами являются принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами (Прил. 2, Таб. 1.1.) Предложенные принципы ответственного управления общественными финансами представляют собой синтез лучшей международной практики в данной сфере. Большая часть стратегических целей Минфина России ориентирована на их внедрение (Прил. 2, Таб 1.2.)
С начала 2000-х годов Министерством финансов Российской Федерации были предприняты систематические и последовательные усилия в части внедрения лучшей практики управления общественными финансами. Ключевым звеном этой деятельности стало закрепление в 2007 году большинства принципов ответственного управления общественными финансами в Бюджетном кодексе Российской Федерации. К настоящему времени созданы институциональные предпосылки для интеграции принципов ответственного управления общественными финансами в деятельность бюджетного сектора.
Ключевая функция Министерства состоит в обеспечении полного и своевременного исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Необходимыми условиями
устойчивости бюджетной системы
являются соответствие расходных обязательств
полномочиям и функциям органов
государственной власти и оптимальное
распределение бюджетных ресурс
Кроме того, на достижение этой цели направлена работа Минфина России и Федерального казначейства по управлению ликвидностью единого счета федерального бюджета.
Показателями достижения данной цели является полное и своевременное исполнение расходных обязательств.
Внешними условиями, необходимыми для достижения Цели 1, являются предоставление субъектами бюджетного планирования и Банком России документов в сроки, установленные графиком разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также действия главных распорядителей средств федерального бюджета по совершенствованию системы финансового менеджмента.
Конечным результатом решения данной задачи является принятый в установленные сроки и соответствующий требованиям бюджетного законодательства федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период При подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011-2013 годы действие норм, касающихся трехлетнего бюджета, восстановлено.
Непосредственными результатами функции администрирования Минфина России в рамках выполнения данной задачи является своевременно и качественно подготовленный проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. При решении данной задачи Минфин России составляет прогноз основных параметров бюджетной системы, определяет приоритеты и направления бюджетной, налоговой и долговой политики. Важным элементом также является методологическая поддержка субъектов бюджетного планирования при подготовке проекта федерального бюджета.
Конечным результатом решения данной задачи является утверждение федеральным законом отчета об исполнении федерального бюджета Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении федерального бюджета позволяет оценить степень выполнения расходных обязательств Российской Федерации, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, обеспечить подотчетность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств, оценить финансовое состояние бюджетных учреждений.
Административная функция Минфина России заключается в создании условий для своевременного исполнения бюджета получателями средств федерального бюджета и предоставления отчета о его исполнении
Конечным результатом решения задачи должно стать полное, безусловное и эффективное исполнение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Административная деятельность Минфина России по решению этой задачи состоит в проведении экспертизы правовых оснований и исходных данных для расчета трансфертов, исполнению федерального бюджета в части перечисления трансфертов.
Внешним условием решения задачи является эффективное взаимодействие с Минздравсоцразвития России и органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Конечным результатом решения данной задачи является систематическая реализация главными распорядителями средств федерального бюджета мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
Конечным результатом решения данной задачи должно стать стабильное состояние финансовой системы государства, сокращение оттока капитала из страны, улучшение инвестиционного климата в стране и вовлечение рубля в международный денежный оборот, а также снижение уровня нарушений бюджетного и валютного законодательства, снижение уровня нецелевого использования и повышение эффективности расходования бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины.
Административная деятельность состоит в проведении Федеральной службой финансово-бюджетного надзора контрольных и надзорных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации.
Конечными результатами достижения данной цели являются снижение средней процентной ставки по кредитам экономике; увеличение валового притока капитала.
Административные функции Минфина России в рамках достижения Цели 2 состоят в эффективном управлении средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Конечным результатом решения этой задачи должно стать соответствие практики и процедур бюджетного планирования и прогнозирования принципам 2.1, 2.2, 2.5 и 5 эффективного и ответственного управления общественными финансами, надежное прогнозирование, планирование и формирование среднесрочных бюджетов, а также их исполнение в соответствии с планами .
Административные функции Минфина России в рамках выполнения данной задачи сводятся к разработке совместно с Минэкономразвития России долгосрочных прогнозов бюджетной системы и участию в разработке долгосрочных прогнозов социально-экономического развития, разработке совместно с Банком России и Минэкономразвития России основных направлений денежно-кредитной политики на очередной год.