Система управления финансов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование финансовой системы
Предмет исследования: система управления финансами РФ
Объект исследования: финансовая система РФ
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы управления финансами
- проанализировать систему управления государственными финансами
- предложить оценки современной системы управления финансами

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I. Теоретические основы управления финансами
1.1 История органов управления финансами ………………………………….5
1.2 Современная система управления финансами …………………………….8
II. Анализ деятельности органов управления финансами (на материалах Министерства Финансов РФ)
2.1 Цели, задачи и показатели деятельности Министерства финансов РФ …15
2.2 Оценка результативности бюджетных расходов, исходя из степени достижения стратегических целей, тактических задач и запланированных показателей………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы ...……………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая готовая1.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Современная система управления финансами

            

             Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово- централизованной к рыночной экономике. В планово – централизованной экономике управление финансами  осуществлялось директивно- административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали – выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой  экономики.

Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться  без хорошо отложенной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в тоже время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому и в рыночной экономике управления финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, то есть материальных и нематериальных ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста.

Система управления финансами  в современной рыночной  экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирования финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем

К органам управления финансами также относятся: профильные комитеты по бюджету, по налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Минфин РФ и подведомственные ему федеральные службы; Министерство экономического развития и торговли РФ; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам (приложение1. рис 1.3)

Управление финансами  в современной экономике имеет  ряд особенностей, которые характеризуются следующими основными моментами:

1. распад Советского  Союза и приобретение бывшими   союзными республиками  суверенитета  и атрибутов международного права  поставили управление российской  финансовой системой в кардинально  новые условия - осложнились, а в большей части были разорваны связи между республиками, входившими в бывший Советский союз, в том числе и с теми, с которыми российская экономика имела важные производственно – экономические и финансовые отношения;

  1. прежняя планово - централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям. Поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно- денежной сферой . Получившее относительно автономное функционирование. Был создан Центральный Банк Российской Федерации, получили развитие коммерческие банки и другие финансовые организации. Бюджетная система была перестроена на принципах федерализма и налоговой основе. Установлены таможенные границы. В том числе и для перемещения финансовых ресурсов между государствами, ранее входившими в Советский Союз;
  2. Вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности - государственной и колхозно - кооперативной – в результате приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность выработать и определять собственные финансовую стратегию и тактику;
  3. Сложились некоторые характерные финансово – экономические институциональные сферы, которые имеют свою специфику в управлении финансами. Поэтому перед государством встала чрезвычайно важная проблема в управлении финансами – это учет финансовой и экономической деятельности субъектов хозяйствования, по своему статусу относящихся к различным сферам экономической деятельности.

В связи с этим возникла необходимость учёта особенностей управления  финансами в  следующих  сферах  экономической  деятельности:

а) регламентирование  и  регулирование деятельности  нефинансовых коммерческих корпораций и квазикорпораций  (иначе говоря, предприятий реального  сектора  экономики, производящий материальные ценности  и  услуги);

б) контроль  за  деятельностью  финансовых и  кредитных организаций ;

в) управление финансами  органов государственной и муниципальной власти;

г)контроль за финансовой деятельностью некоммерческих организаций, обслуживающих население;

д) регулирование финансов домашних  хозяйств, в конечном счете, определяющих благосостояние населения;

  1. Переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий  России  и регионов, так же как и для большинства союзных республик бывшего СССР, оказался неожиданным Никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного ценообразования. Финансовые показатели, формирование финансовых ресурсов и их расходование стали зависимы от весьма неустойчивых рыночных цен. Эта зависимость от рыночных цен относится как к федеральным, так и к региональным органам власти и отдельным предприятиям;
  2. Существенно расширились права и возможности в самостоятельном формировании и использовании финансовых ресурсов практически у всех субъектов финансовой системы;
  3. В регионах начала складываться инфраструктура финансовых институтов рынка, в основном вписывающихся в финансово-рыночную систему России, но эти институты подчас не соблюдают нормы законодательно - правового регулирования.

Государственное регулирование  финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В тоже время эта  роль государства в планово - централизованной экономике. Это обусловлено с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово- централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия Центрального Банка РФ в осуществлении монетарной политики, а также вновь созданных таких институциональных структур как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.

Кроме того, практически  в роли достаточно сильной лоббирующей  власти выступают средства массовой информации(СМИ), которые непосредственно  не участвуют в выработке и  осуществлении финансовой политики, и, конечно, в осуществлении финансирования, по своим воздействиям через средства печати, радио и телевидение иногда весьма ощутимо влияют на принятие важных финансовых решений в различных органах власти.

Таким образом, в современном  гражданском обществе государственная  организация управления финансами оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия  между  различными ветвями  власти, в  том  числе и  в  части  регулирования экономики и  ее  финансовой сферы. Это во  многом зависит от  политической  структуры общества   и взаимодействия  между различными  партийными организациями.

Таким  образом, развитие  рыночной  экономики  в  решающей  мере  зависит от  функционирования финансовой  системы, ее  воздействие  на реальную экономику  определяется,  прежде  всего,  эффективностью государственного регулирования финансов.

Государственное  регулирование  финансов в   наиболее обобщенном  виде  включает  следующие направление  и  формы.

А.Макроэкономическое регулирование финансовой  сферы (косвенные методы):

1. Выработка принципов и концепции, программы экономической политики  и методов, мер в   регулировании финансовой  системы. Эта часть включает ежегодное Послание  Президента  России, в котором формулируются  основные  принципы  социально-экономической,  в  том  числе  финансовой, политики; подготовку правительством РФ, правительствами  субъектов  Федерации, а также местными администрациями проектов  бюджетов соответствующего  уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов .Кроме того, правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период;

2. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее регулированию. Управление финансами на территории России регулируется прежде всего Конституцией Российской Федерации в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной. В том числе финансовой, политики (ст. 7. 39. 41), единого экономического пространства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, 74), обязательности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст.71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). В то же время к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» ст.72). основы денежной политики и независимость в этой части Центрального банка РФ конституционно закреплены ст. 75. Также в Конституции РФ определены права и функции в части финансового управления президента, Федерального собрания и правительства. В частности, правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст. 114).

Гражданский кодекс РФ регулирует наряду с экономическими (хозяйственными) отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями: права граждан и юридических лиц, виды юридических лиц и их финансовые отношения при функционирование и в случае реорганизации, управление финансовыми активами (деньги, валютные ценности, ценные бумаги) как объектами гражданского права, регулирует сделки, совершаемые в том числе и с финансовыми активами, а также вытекающие в связи с этим обязательства (при купле-продаже, платежах, аренде, включая финансовую аренду-лизинг, при займе и кредите, банковском вкладе и счете, финансовых расчетах и страховании) .

Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой политики на территории России. Бюджетный процесс в Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом РФ (введен в действие с 1 января 1999 года).    Кроме того, ежегодно  на всех  уровнях власти  принимаются законы  или постановление о бюджете соответствующего уровня,  в которых устанавливаются конкретные  цифры по   доходом и расходом   в   разрезе статей  бюджетного   классификаций.

Однако  для  управления     бюджетным  и  налоговым  процессом  одной  даже  развернутой  законодательной и   нормативно-правой базы  недостаточно. Необходимо реальное  проведение  эффективной  бюджетной  и  налоговой политики, обеспечение  расходования  бюджетных  средств  с  наибольшей  социальной  и  экономической  отдачей,  создание  в этой  сфере  жестокого  контроля.

Для  устойчивого  функционирования  системы  управления  финансами  как  в стране  в целом,  так  и  отдельных  ее звеньях  важнейшее  значение  имеет проведение достаточно  жесткой  и в то же время  гибкой  монетарной  политики,  направленной  на  стимулирование  экономического  роста, обеспечение товарного  обращения необходимой  денежной  массой, преодоление  инфляции, стабилизацию  цен  и  конъюнктуры  фондового  рынка.

Как  показывает  опыт  функционирования   открытой экономики, для  макроэкономической стабилизации чрезвычайной  важное  значение  имеет  регулирование  валютного  курса  и  режима  обращения  иностранной  валюты  на  территории  Российской  Федерации.

Б. Микроэкономические косвенные  методы  регулирования    финансов:

1. формирование  и  поддержание  конкурентной, стимулирующей экономическое развитие  среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

2. регулирование   финансовой  деятельности,  включая  государственное  регулирование  цен, естественных  монополистов;

3. формирование,  содействие  и защита  договорно - контрактных   отношений между субъектами  рынка,  в конечном  счете обеспечивающих  стабильное  функционирование  расчетно-платежных  отношений  в  финансовой  системе;

4. использование  государственного  предпринимательства для воздействия на  конъюнктуру товарного и финансового рынка,  поддержание уровня  и соотношения цен с целью стабильной  деятельности  и структурной перестройки экономики,  формирование  эффективных спроса  и предложения;

5. регулирование  внешнеэкономической  финансовой  деятельности государства и коммерческих  фирм, банков, проведение  эффективной таможенной  политики;

6. развитие или  содействие  развитию  страхового дела и  страхования  предпринимательского  риска, в  ряде   случаев  предоставление  государственных  гарантий  федерального  или  регионального  уровня

В. Микроэкономические  методы прямого  административного  воздействия  на  финансовую  деятельность хозяйствующих  субъектов:

1. регистрация и  лицензирование  предпринимательской    деятельности, установление квот  производство некоторых товаров исключительного ассортимента  (наркотики,  алкоголь), установление цен, в ряде  случаев предельных, на  ограниченную  номенклатуру товаров и услуг;

2. управление  унитарными  предприятиями государственной собственности и контроль за  их  финансовой  деятельностью:

3.   финансовое  дотирование отдельных предприятий субсидирование   производства и  реализации, в  том  числе  субсидирование   спроса на конкретные, отдельные  виды  товаров  и услуг;

4. применение  государственной монополии и акцизного налогообложение на отдельные виде  товаров (наркотики, алкоголь, табачные  изделия  и  некоторые  другие);

Информация о работе Система управления финансов в РФ