Система управления финансов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование финансовой системы
Предмет исследования: система управления финансами РФ
Объект исследования: финансовая система РФ
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы управления финансами
- проанализировать систему управления государственными финансами
- предложить оценки современной системы управления финансами

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I. Теоретические основы управления финансами
1.1 История органов управления финансами ………………………………….5
1.2 Современная система управления финансами …………………………….8
II. Анализ деятельности органов управления финансами (на материалах Министерства Финансов РФ)
2.1 Цели, задачи и показатели деятельности Министерства финансов РФ …15
2.2 Оценка результативности бюджетных расходов, исходя из степени достижения стратегических целей, тактических задач и запланированных показателей………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы ...……………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая готовая1.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

Финансовая система  представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.

Несмотря на разграничение  сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и  использования денежных фондов в  каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как  базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и  потребления, используя для этого  налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Таким образом, финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение  и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Управление финансами  в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство Финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

Основные задачи Министерства финансов РФ:

•совершенствование  бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

•разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в РФ;

•концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и т.д.

Основными методами финансового  менеджмента являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.

    Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной финансовой политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова М.А. Финансы и кредит – М.: Юриспруденция, 2003.
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и Статистика, 2002.
  3. Баранникова Н.П. // Финансы и кредит. – М., №5., 2004.
  4. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2004, №2., – С. 12
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / под ред. М.В. Романовского. – М.: «Юрайт», 2000.
  6. Вавилов Ю.Я. Финансы – М.: Социальные отношения, 2004.
  7. Галицкая С.В., Деньги, кредит, финансы – М.: Экзамен, 2004..
  8. Дадашев А.З. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  9. Евстигнеев Е.Н., Финансовое право. – Спб., 2002.
  10. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 2004–2005 гг. // Вопросы экономики, 2004, №2.
  11. Ковалева А.М., Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  12. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 2004, №6. – С. 20.
  13. Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы // Банковское дело в Москве, 2000 г., №10.
  14. Окунева Л.П., Финансы // Финансовые ресурсы, №2, 2005, с. 35.
  15. Родионова В.М., Финансы, М. – Финансы и статистика, 1995.
  16. Ермилов  В.Г. Журнал: Финансы №1, статья: «Аспекты реформирования управления государственными финансами», 2007 – с 69;
  17. Еремина Е.В. Журнал: Финансы №5, статья: « Управление финансами и бюджетные преобразования», 2007 – с 89;
  18. Овсянников Л.Н. Журнал: Финансы №6, статья: «Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле», 2007 – с 66.

19. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.:Финансы и статистика, 2004. – 504с.  
20. Журнал «Экономика и жизнь» http://www.eg-online.ru

21. www.nalog.ru  
22. www.minfin.ru

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Рис.1.1 Содержание управления.


 

 

 

 

 

 

Рис 1.2 Органы управления финансами в других странах

 

 

 

Страна

Органы законодательной

власти

Органы исполнительной власти

США

Конгресс

Министерство финансов; Таможенная служба

Великобритания

Парламент

Казначейство;

Управление таможенных пошлин и акцизов

Германия

Бундестаг

Министерство финансов

Франция

Национальное собрание

Министерство экономики. Финансов и бюджета


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Система управления финансами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Таблица 1. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами

Сфера

Принцип

1.Финансовая (налогово-бюджетная)  прозрачность

1.1. Общедоступность  информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов

1.2. Открытость  деятельности органов власти  по разработке, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов

1.3. Наличие и  соблюдение формализованных требований  к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности

1.4. Рассмотрение  и утверждение законодательными  органами основных показателей  бюджетной отчетности

1.5. Формирование  и предоставление бюджетной отчетности  в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения межстрановых, межрегиональных и межведомственных сравнений

2.Стабильность  и долгосрочная устойчивость

бюджетов

2.1. Прогнозирование  основных бюджетных параметров (в  том числе долговой нагрузки) на средне - и долгосрочную перспективу в рамках единой макроэкономической и денежно-кредитной политики

2.2. Реалистичность  и надежность экономических прогнозов  (в том числе уровня доходов  и долговой нагрузки) и предпосылок,  являющихся основой бюджетного  планирования

2.3. Наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и устойчивости бюджетов, а также приемлемости (допустимости) налоговой и долговой нагрузки

2.4. Систематический  анализ и оценка рисков в  бюджетно-налоговой сфере, в том числе оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам или сокращению доходов федерального бюджета (с выделением в случае необходимости доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры)

2.5.Создание и  поддержание необходимых финансовых  резервов, в том числе для стран  с высокой долей доходов от  экспорта сырьевых товаров, в  форме стабилизационных (резервных)  фондов и фондов будущих поколений

3.Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений

3.1. Законодательно  закрепленные, основанные на единых  принципах, стабильные, прозрачные  и предсказуемые финансовые взаимоотношения  между публично-правовыми образованиями

3.2. Сбалансированное  и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов публично-правовых образований

3.3. Возможность  и заинтересованность для региональных  и местных властей самостоятельно  формировать свои бюджетные расходы  и доходы, исходя из интересов  и предпочтений региональных (местных) сообществ

3.4. Объективная,  формализованная и прозрачная  система предоставления финансовой  помощи публично-правовым образованиям

3.5. Наличие стимулов  для повышения эффективности  управления региональными и местными  финансами и санкций, при необходимости обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований

4.Консолидация  бюджета и бюджетного процесса

4.1. Бюджет рассматривается  и бюджетный процесс организован  как форма (способ) исполнения  расходных обязательств, в том числе с нормативно установленными особенностями в отношении расходных обязательств и (или) бюджетных ассигнований разных типов

4.2. Все доходы  и расходы отражаются в едином  бюджете, без увязки определенных  видов доходов с теми или иными направлениями расходов, в бюджетной системе отсутствуют внебюджетные фонды (за исключением государственных внебюджетных фондов, а также стабилизационных/резервных фондов и фондов будущих поколений)

4.3. Планирование  и исполнение текущих и капитальных расходов, а также бюджетных программ разных видов осуществляется ведомствами, отвечающими за политику в соответствующих сферах деятельности, в рамках единых процессов и процедур

4.4. Функционирование  эффективной системы проведения  бюджетных платежей, управления единым счетом бюджета и учета бюджетных обязательств

4.5. Четкое и  однозначное определение ответственности  и полномочий органов исполнительной  власти, осуществляющих выработку  и реализацию бюджетной политики, в том числе организацию составления и исполнения бюджета

5.Среднесрочное  финансовое планирование

5.1. Составление  и утверждение бюджета в соответствии  и в рамках бюджетных проектировок  на средне- и долгосрочную перспективу

5.2. Наличие и  соблюдение формализованных правил  и процедур ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных бюджетных проектировок

5.3. Наличие и  применение формализованных методов  расчета (корректировки) бюджетных  расходов, предопределяемых действующей  политикой, в том числе социальных  трансфертов населению и бюджетных программ (действующих расходных обязательств разных видов)

5.4. Наличие и  соблюдение правил и процедур  определения ресурсов для принятия  новых обязательств в рамках  принятых бюджетных проектировок  и ограничений

5.5. Установление для субъектов бюджетного планирования «потолков» (лимитов) бюджетных ассигнований на среднесрочный период.

6.Бюджетирова-ние,  ориентиро-ванное на результат

6.1. Наличие у  каждого ведомства системы целей,  задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики

6.2. Обеспечение  самостоятельности, мотивации и  ответственности ведомств, их структурных  подразделений и учреждений при  планировании и достижении результатов  использования бюджетных ассигнований  в рамках установленных финансовых ограничений

6.3. Использование  конкурентных принципов распределения  бюджетных средств, в том числе  с учетом достигнутых и планируемых  результатов использования бюджетных  ассигнований

6.4. Наличие и  применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном и плановом периоде

6.5. Наличие и  применение формализованных методов  оценки полной стоимости расходных  обязательств

7.Эффективный  финансовый контроль и мониторинг

7.1. Ежегодное проведение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности с рассмотрением ее результатов законодательными органами власти

7.2. Наличие и  соблюдение нормативно установленных  процедур внешней и внутренней  проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства

7.3. Наличие и  соблюдение формализованных, прозрачных  и устойчивых к коррупции процедур  принятия решений по использованию  бюджетных средств, в том числе  при осуществлении бюджетных  закупок

7.4. Регулярное проведение анализа и оценки качества управления общественными финансами (для публично-правовых образований) и финансового менеджмента (для органов исполнительной власти и бюджетных учреждений) с поддержкой мер по его повышению

7.5. По мере  развития внутреннего финансового контроля в общественном секторе переориентация внешнего финансового контроля на оценку его эффективности


 

Таблица 2. Вклад принципов ответственного управления общественными финансами  в цели деятельности Минфина России

Принципы  управления общественными финансами

Цели  Министерства финансов Российской Федерации

1. Обеспечение  выполнения и создание условий  для оптимизации расходных  
обязательств РФ

2. Поддержание  макроэкономической и финансовой  стабильности

3. Формирование  и функционирование эффективной налоговой системы

4. Создание условий  для эффективного выполнения  полномочий органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления

5. Оптимизация  управления государственным долгом  и финансовыми активами

6. Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы

1. Финансовая (налогово-бюджетная)  прозрачность

Четкие процедуры  разработки бюджета, публикация ключевых документов в процессе планирования

Возможность межстрановых сравнений

Открытость налоговых  органов налогоплательщикам

Прозрачность  методик распределения межбюджетных трансфертов

Публикация  данных об объеме и структуре государственного долга Российской Федерации

Единые принципы бюджетной классификации и стандарты  бюджетного учета, бюджетной отчетности и аудита

2. Стабильность  и долгосрочная устойчивость  бюджетов

Среднесрочное планирование бюджетных параметров, составление бюджета на основе консервативного  прогноза, четкие правила управления бюджетными обязательствами, наличие  Резервного фонда

Координация бюджетной и денежно-кредитной политики, формирование ненефтегазового баланса, управление Резервным фондом  и Фондом национального благосостояния

Определение оптимального уровня налоговой нагрузки

Среднесрочное планирование межбюджетных трансфертов

Ограничения на объем заимствований

 

3. Эффективная  и справедливая система межбюджетных  отношений

Разграничение полномочий и доходов между уровнями бюджетной системы, институциональные  стимулы для повышения качества управления финансами в субъектах  РФ

Оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, отсутствие "необеспеченных" мандатов

Разграничение налоговых доходов бюджетов между  бюджетами бюджетной системы  РФ

Выравнивание  бюджетной обеспеченности, финансовые стимулы для повышения качества управления финансами в субъектах РФ

Ограничения на объем заимствований субъектов  РФ и муниципальных заимствований, а также государственного долга  субъекта РФ, муниципального долга

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ Федеральным  казначейством

4. Консолидация бюджета и бюджетного процесса

Распределение функций и ответственности при  составлении бюджета, учет всех расходных  обязательств, формирование единых кодов  бюджетной классификации

Правила и процедуры  принятия новых расходных обязательств в пределах бюджетных ограничений

 

Общий подход к  осуществлению бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных  образованиях, формирование единых кодов  бюджетной классификации

 

Единство бюджетной  системы, единый бюджетный счет, учет обязательств

Принципы  управления общественными финансами

Цели  Министерства финансов Российской Федерации

1. Обеспечение  выполнения и создание условий  для оптимизации расходных  
обязательств РФ

2. Поддержание  макроэкономической и финансовой  стабильности

3. Формирование  и функционирование эффективной налоговой системы

4. Создание условий  для эффективного выполнения  полномочий органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления

5. Оптимизация  управления государственным долгом  и финансовыми активами

6. Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы

5. Среднесрочное  финансовое планирование

Среднесрочные предельные объемы расходов, долгосрочные контракты

Закрепление параметров бюджетной системы, влияющих на макроэкономические показатели, на трехлетний период

Среднесрочные оценки налоговой нагрузки и анализ возможности налоговых реформ

Трехлетний бюджет или финансовый план в субъектах  РФ  
Межбюджетные трансферты рассчитаны на три года

Среднесрочный план заимствований

 

6. Бюджетирование, ориентированное на результат

Соотнесение ресурсов и запланированных результатов

Ограничения для  необоснованного (неориентированного на результат) роста расходов

 

Соотнесение ресурсов и запланированных результатов

   

7. Эффективный  финансовый контроль и мониторинг

Отсутствие нецелевого расходования бюджетных средств

   

Консолидация  бюджетной отчетности через Федеральное  казначейство  
Мониторинг долговых обязательств субъектов РФ

 

Контроль за эффективностью и результативностью  использования бюджетных средств, развитие системы внутреннего контроля главным администратором бюджетных средств


 

 

 

 




Информация о работе Система управления финансов в РФ