Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа
Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от её состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система России.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Приведём статистику Федерального бюджета РФ по доходам расходам.
Таблица 1. Основные параметры федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |
Млрд. руб. | ||||||
Доходы, всего |
8 305,4 |
11 211,3 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 | |
В том числе: |
||||||
нефтегазовые |
3 830,7 |
5 579,3 |
5 574,9 |
5 645,8 |
6 127,2 | |
ненефтегазовые |
4 474,7 |
5 632,0 |
6 205,0 |
7 060,1 |
7 964,6 | |
Расходы, всего |
10 117,5 |
11 019,4 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 | |
В том числе: |
||||||
Обслуживание государственного долга |
280,3 |
266,6 |
388,4 |
482,3 |
579,2 | |
Условно утвержденные расходы |
- |
- |
- |
343,3 |
833,6 | |
Дефицит |
-1 812,1 |
192,0 |
-876,6 |
-1 024,7 |
-491,1 | |
% к ВВП | ||||||
Доходы, всего |
18,5 |
21,0 |
20,1 |
19,6 |
19,4 | |
В том числе |
||||||
нефтегазовые |
8,5 |
10,5 |
9,5 |
8,7 |
8,4 | |
ненефтегазовые |
10,0 |
10,6 |
10,6 |
10,9 |
11,0 | |
Расходы, всего |
22,5 |
20,7 |
21,6 |
21,2 |
20,1 | |
В том числе |
||||||
Обслуживание государственного долга |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,8 | |
Условно утвержденные расходы |
- |
- |
- |
0,5 |
1,1 | |
Дефицит |
-4,0 |
0,4 |
-1,5 |
-1,6 |
-0,7 |
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.
Снижение прогнозируемого
поступления нефтегазовых доходов
в процентах к ВВП в 2012-2014 годах
обусловлено более низкими
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.
Как указано в Бюджетном
послании, необходима концентрация
расходов на приоритетных направлениях,
прежде всего, связанных с улучшением
условий жизни человека, адресном
решении социальных проблем, повышении
качества государственных и
Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.
Таблица 2. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | ||||
проект |
% к пред. году. |
проект |
% к пред. году |
проект |
% к пред. году | ||
ВСЕГО |
11 019,4 |
12 656,4 |
113,8 |
13 730,6 |
108,5 |
14 582,9 |
106,2 |
Условно утвержденные |
343,3 |
833,6 |
|||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
11 019,4 |
12 656,4 |
113,8 |
13 387,3 |
105,8 |
13 749,4 |
102,7 |
в том числе: |
|||||||
Общегосударствен- ные вопросы |
847,9 |
832,9 |
98,2 |
831,0 |
99,8 |
814,2 |
98,0 |
Национальная оборона |
1 521,9 |
1 853,3 |
121,8 |
2 329,4 |
125,7 |
2 737,4 |
117,5 |
Национальная безопасность и правоохраните- льная деятельность |
1 245,5 |
1 822,0 |
146,3 |
1 981,2 |
108,7 |
2 072,5 |
104,6 |
Национальная экономика |
1 926,9 |
1 797,2 |
93,3 |
1 720,5 |
95,7 |
1 653,0 |
96,1 |
ЖКХ |
274,3 |
136,0 |
49,6 |
104,3 |
76,7 |
73,8 |
70,8 |
Охрана окружающей среды |
17,7 |
21,7 |
122,7 |
22,6 |
104,2 |
23,6 |
104,7 |
Образование |
551,9 |
603,5 |
109,3 |
558,9 |
92,6 |
499,5 |
89,4 |
Культура, кинематография |
85,8 |
86,2 |
100,5 |
84,6 |
98,1 |
82,7 |
97,8 |
Здравоохранение |
470,1 |
551,1 |
117,2 |
503,3 |
91,3 |
461,8 |
91,8 |
Социальная политика |
3 205,5 |
3 895,9 |
121,5 |
4 155,3 |
106,7 |
4 163,6 |
100,2 |
Физическая культура и спорт |
43,2 |
40,8 |
94,5 |
40,3 |
98,7 |
27,7 |
68,8 |
Средства массовой информации |
61,3 |
73,5 |
119,8 |
70,6 |
96,0 |
65,5 |
92,8 |
Обслуживание государствен- ного и муниципаль- ного долга |
350,7 |
388,4 |
145,7 |
482,3 |
124,2 |
579,2 |
120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
602,7 |
553,9 |
91,9 |
503,0 |
90,8 |
494,7 |
98,3 |
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:
1) определение «базовых»
объемов бюджетных
2) определение «базового» объема
бюджетных ассигнований на 2014 год,
исходя из необходимости
3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 – 2014 годы с учетом:
– передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет;
– индексации с 1 октября 2012 года на 6%
фондов оплаты труда работников федеральных
государственных учреждений, денежного
содержания (заработной платы) судей
и прокурорских работников, федеральных
государственных гражданских
– индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;
– компенсации выпадающих доходов
государственных внебюджетных фондов
с учетом снижения на 2012-2013 годы
тарифов страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды
с 34% до 30%, а для малого бизнеса
и некоммерческих организаций, осуществляющих
основную деятельность в области
социального обслуживания населения,
а также благотворительных
– индексации с 1 января 2012 года на 6%,
с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года
на 5,0% расходов на обеспечение выполнения
функций (содержание) федеральных государственных
органов и обеспечение
– проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
– уточнения бюджетных
Несмотря на меры по увеличению
доходов федерального бюджета (в
том числе по совершенствованию
налогообложения газовой
Таблица 3. Динамика роста доходов и расходов федерального бюджета в России.
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Доходы в реальном выражении, в % к 2008 году |
100,0 |
72,7 |
75,6 |
95,1 |
95,0 |
97,2 |
102,6 |
Расходы в реальном выражении, в % к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
112,9 |
116,5 |
125,1 |
128,6 |
130,1 |
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации внебюджетных фондов), в % к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
113,7 |
117,1 |
123,3 |
126,6 |
131,1 |
Целевые бюджетные фонды – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие «целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 году, когда подобный статус был закреплён за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.
Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются: