Состав финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от её состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система России.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Файлы: 1 файл

Курсовик Финансовая система России.docx

— 156.08 Кб (Скачать файл)

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Приведём статистику Федерального бюджета РФ по доходам расходам.

 

Таблица 1. Основные параметры  федерального  бюджета

 

Показатель

2010

год

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

Млрд. руб.

Доходы, всего 

8 305,4

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

В том числе:

         

       нефтегазовые

3 830,7

5 579,3

5 574,9

5 645,8

6 127,2

       ненефтегазовые

4 474,7

5 632,0

6 205,0

7 060,1

7 964,6

Расходы, всего

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

В том числе:

         

Обслуживание государственного

 долга

280,3

266,6

388,4

482,3

579,2

Условно утвержденные расходы

-

-

-

343,3

833,6

Дефицит

-1 812,1

192,0

-876,6

-1 024,7

-491,1

% к ВВП

Доходы, всего 

18,5

21,0

20,1

19,6

19,4

В том числе

         

нефтегазовые

8,5

10,5

9,5

8,7

8,4

ненефтегазовые

10,0

10,6

10,6

10,9

11,0

Расходы, всего

22,5

20,7

21,6

21,2

20,1

В том числе

         

Обслуживание                государственного

долга

0,4

0,5

0,7

0,7

0,8

Условно утвержденные расходы

-

-

-

0,5

1,1

Дефицит

-4,0

0,4

-1,5

-1,6

-0,7


 

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2012-2014 годах  обусловлено более низкими темпами  роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению  к рублю, налогооблагаемых объемов  добычи углеводородного сырья и  экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста  ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

В 2012-2014 годах планируется  рост расходов федерального бюджета.

Как указано в Бюджетном  послании,  необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных с улучшением условий жизни человека,  адресном решении социальных проблем, повышении  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

  • безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
  • обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;
  • обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;
  • обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
  • обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
  • обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;
  • поддержке инновационного и инвестиционного развития.

Распределение бюджетных  ассигнований по разделам классификации  расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в  соответствии с приоритетами государственной  политики расходных обязательств.

 

Таблица 2. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей

 

 

2011  

2012

2013

2014

проект

% к пред. году.

проект

% к пред.

 году

проект

% к пред.

году

ВСЕГО

11 019,4

12 656,4

113,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно     утвержденные

     

343,3

 

833,6

 

ВСЕГО

(без учета

условно

утвержденных)

11 019,4

12 656,4

113,8

13 387,3

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

             

Общегосударствен-

ные вопросы

847,9

832,9

98,2

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 521,9

1 853,3

121,8

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохраните-

льная деятельность

1 245,5

1 822,0

146,3

1 981,2

108,7

2 072,5

104,6

Национальная экономика

1 926,9

1 797,2

93,3

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

ЖКХ

274,3

136,0

49,6

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

17,7

21,7

122,7

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

551,9

603,5

109,3

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура,  кинематография

85,8

86,2

100,5

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

470,1

551,1

117,2

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 205,5

3 895,9

121,5

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

43,2

40,8

94,5

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

119,8

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государствен-

ного  и муниципаль-

ного  долга

350,7

388,4

145,7

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты

общего  характера

602,7

553,9

91,9

503,0

90,8

494,7

98,3


 

Крупнейшими направлениями  расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы  на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.

Формирование объема и  структуры расходов федерального бюджета  на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:

1) определение «базовых»  объемов бюджетных ассигнований  на 2012-2013 годы на основе утвержденных  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый  период 2012 и 2013 годов»;

2) определение «базового» объема  бюджетных ассигнований на 2014 год,  исходя из необходимости финансового  обеспечения длящихся расходных  обязательств;

3) уточнение базовых объемов  бюджетных ассигнований на 2012 –  2014 годы с учетом:

– передачи с 2012 года финансового  обеспечения полиции на федеральный  бюджет;

– индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений, денежного  содержания (заработной платы) судей  и прокурорских работников, федеральных  государственных гражданских служащих,  с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия  военнослужащих и приравненных к  ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для  обучающихся в федеральных учебных  заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;

– индексации по уровню инфляции публичных  нормативных и приравненных к  ним обязательств;

– компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов с учетом снижения  на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды  с 34% до 30%,  а для малого бизнеса  и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области  социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций  и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 % (с  установлением ставки тарифа страховых  взносов сверх установленной  облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 % для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый  тариф);

– индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных  органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг  связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

– проведения реформы денежного  довольствия военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов;

– уточнения бюджетных ассигнований для финансового обеспечения  ряда новых расходных обязательств.

Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в  том числе по совершенствованию  налогообложения газовой отрасли  и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем  доходов федерального бюджета в  реальном выражении в 2012-2014 годах  не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше.

 

Таблица 3. Динамика роста доходов и расходов федерального бюджета в России.

 

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении,  в % к 2008 году

100,0

72,7

75,6

95,1

95,0

97,2

102,6

Расходы в реальном выражении, в % к 2008 году

100,0

117,3

112,9

116,5

125,1

128,6

130,1

Расходы в реальном выражении 

(без учета компенсации выпадающих  доходов государственных 

внебюджетных фондов), в % к 2008 году

100,0

117,3

113,7

117,1

123,3

126,6

131,1


 

 

 

 

    1. Внебюджетные целевые фонды.

 

Целевые бюджетные фонды – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие «целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 году, когда подобный статус был закреплён за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

Информация о работе Состав финансовой системы