Состав финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от её состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система России.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Файлы: 1 файл

Курсовик Финансовая система России.docx

— 156.08 Кб (Скачать файл)

1. Пенсионный фонд РФ;

2. Фонд  социального страхования РФ;

3. Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования.

Фонд социального страхования  действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово - кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ.

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) - источник, в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием.

Основным доходным источником является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления  от единого налога, взимаемого в  связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности и др.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный кредит и государственный долг

в современной экономике.

 

    1. Государственный кредит.

 

Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.

Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего.

 


 






 



 


 



 

 

Рисунок 3. «Система источников государственных финансов».

 

Современное государство одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет  взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств.

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Относительно полное представление  об эффективности кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита  к сумме расходов, выраженное в  процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

Э = ( П – Р )×100/Р                                                             (1)

 П - поступление по системе государственного кредита,

Р - расходы по системе государственного кредита.

 

    1. Государственный долг.

 

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг не является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Различают два типа государственного долга:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте.

Государственный внутренний долг - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь форму кредитов, государственных  займов, осуществленных посредством  выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Рассмотрим динамику государственного внутреннего долга по состоянию  на 2007-2012 года.

 

Таблица 4. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации.

По  состоянию на:

Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации, млрд. руб.

всего

В т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33


 

Из таблицы 4 видно, что ежегодно увеличивается объем государственного внутреннего долга РФ, но в 2010 году по сравнению с предыдущими годами внутренний долг вырос почти в 2 раза на 44%.

Приведем таблицу динамики ежемесячного государственного долга Российской Федерации на 01.01.2012 года.

 

Таблица 5. Объем ежемесячного государственного внутреннего долга РФ.

 

По  состоянию на:

01.01.2012

01.02.2012

01.03.2012

01.04.2012

Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации: всего

4 190,553

4 181,996

4 253,865

4 291,702

В том  числе: Государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

637,334

635,374

624,707

622,997


 

Из таблицы 5 видно, что с каждым месяцем происходит увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации. А государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации  ежемесячно уменьшаются.

По состоянию на 01.04.2012. Объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации составляет 4 291,70 млн. рублей. А в том числе: государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации составляют 622,99 млн. рублей.

 

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Рассмотрим структуру государственного внешнего долга Российской Федерации  на 01.04.2012 год.

 

Таблица 6. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2012 года.

Категория долга:

млн. долларов США

Эквивалент  млн. евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

34 819,9

26 070,7

Задолженность перед официальными кредиторами  – членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

468,6

350,9

Задолженность перед официальными кредиторами  – не членами Парижского клуба

1 326,3

993,0

Задолженность перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ

1 019,6

763,4

Коммерческая  задолженность бывшего СССР

56,7

42,5

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

2 360,7

1 767,5

Задолженность по внешним облигационным займам

28 546,9

21 373,8

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа)

24,1

18,1

Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте

1 017,0

761,5


 

По  состоянию на 1 апреля 2012 года государственный внешний долг Российской Федерации составляет 34 819, 9 млн. долларов.

 

 

 

    1. Виды государственных ценных бумаг.

 

Фондовый рынок представляет собой часть финансового рынка, где осуществляются эмиссия (выпуск) и купля-продажа ценных бумаг.

         В связи  с этим принято различать первичный  и вторичный рынки ценных бумаг.

Первичный рынок — это сфера обращения ценных бумаг, где осуществляется их размещение среди первых инвесторов (то есть продажа в первые руки).

Вторичный рынок — это сфера, в которой размещаются ранее уже размещенные ценные бумаги, переходя во вторые, третьи и т.д. руки, то есть, меняя владельцев.

 

Таблица 7. Виды ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке России.

Виды ценных бумаг

Характеристика ценной бумаги

  1. Свидетельства о собственности:

- Акции акционерных обществ

 

Ценные бумаги, удостоверяющие право владельца на долю в собственных  средствах акционерного общества (его  уставном капитале)

  1. Свидетельства о займе:

- государственные  долговые обязательства,

В том  числе:

    • Облигации внутренних займов;
    • Облигации муниципальных займов

- ценные бумаги частного сектора,  в том числе:

      • Корпоративные облигации

 

 

 

  • Векселя

 

 

 

 

  • Чеки

 

 

 

  • Депозитные сертификаты

 

 

 

  • Частные ценные бумаги

 

Ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в котором должником  выступают государство либо муниципальные  органы власти.

 

 

Ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в котором должниками являются негосударственные предприятия и организации.

Безусловно письменное долговое обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю). Может передаваться по передаточной надписи в пользу третьего лица.

Безусловное письменное указание чекодателя банку выплатить со своего счета предъявителю чека указанную на нем денежную сумму.

Обязательство банка выплатить  держателю сертификата с депозита указанную сумму; право требования может передаваться вместе с сертификатом от одного лица к другому. Векселя и чеки могут эмитироваться физическими лицами.

  1. Контракты на будущие сделки:

 

  • Фьючерсы

 

 

  • опционы

 

 

 

Ценные бумаги, удостоверяющие обязательство продать или купить акции, облигации, другие ценные бумаги или валюту по фиксированной цене в определенный срок.

 

Ценные бумаги, удостоверяющие право продать или купить акции, облигации, другие ценные бумаги или валюту по фиксированной цене в определенный срок.

Информация о работе Состав финансовой системы