Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа
Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от её состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система России.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Рисунок 4. Утвержденные доходы бюджета Пенсионного фонда, млрд. руб.
Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, призванным управлять средствами государственного социального страхования РФ. Его основные задачи: обеспечение выплаты гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание работников, оздоровление детей, проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, другие цели, предусмотренные законодательством.
Структура фонда включает
федеральный уровень, региональные
отделения, центральные отраслевые
отделения и их филиалы. При фонде
социального страхования
Приведем динамику утвержденных
доходов социального
Рисунок 5. Утвержденные доходы
бюджета Фонда социального
Государственный фонд занятости населения РФ был образован в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является государственным внебюджетным фондом, предназначенным для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Фонд не является юридическим лицом, его средства являются федеральной собственностью РФ и переданы в оперативное управление Государственной службе занятости населения (включающей подведомственные территориальные органы службы занятости).
Фонд занятости представляет
собой совокупность федеральной
части, региональных и местных фондов.
Доходы фонда формируются
Средства Фонда занятости направляются на осуществление мероприятий активной политики занятости на рынке труда, выплату пособий по безработице, мероприятия по сохранению и созданию дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест для граждан, нуждающихся в социальной защите, возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, содержание государственной службы занятости и др.
В Российской Федерации на 1 марта 2012 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,1 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 1,9 млн. человек имеют статус безработных и около 1,7 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7 % экономически активного населения).
Если к лицам, уже фактически оказавшимся «на улице», добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12 % экономически активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20 % населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное – существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.
В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.
Покажем уровень безработицы в апреле 2012 года (в % от экономически активного населения) на рисунке 6.
Рисунок 6. Уровень безработицы по возрастным группам.
Из рисунка 6. видно, что в среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в апреле 2012 г. составил 15,1%, в том числе среди городского населения - 12,8%, среди сельского населения - 20,0%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,5 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,1 раза.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации является юридическим лицом, подотчетен Парламенту и Правительству РФ.
Основными задачами Федерального
фонда являются: реализация государственной
политики обязательного медицинского
страхования, обеспечение прав граждан
и достижение социальной справедливости
в системе обязательного
Руководство деятельностью
Федерального фонда осуществляется
правлением, утверждаемым Парламентом
РФ, и исполнительной дирекцией. Руководитель
исполнительной дирекции территориального
фонда назначается
Одной из существенных проблем
развития медицинского страхования
в России является искусственное
раздробление финансовых потоков для
реализации защиты от социального риска
утраты трудоспособности по болезни. Так,
оплату медицинских услуг, являющуюся
функцией медицинского страхования, осуществляют
фонды обязательного
Приведем динамику утвержденных
показателей бюджета
Рисунок 7. Утвержденные показатели бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, млрд. руб.
Тарифы страховых взносов на 2012 годы:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации – 26 процентов;
2. Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9 процента;
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 процента;
Наблюдаемое многообразие объектов, подлежащих страхованию, различия в объеме ответственности и категориях страхователей приводит к необходимости классификации страхования, разделения его на виды.
Выделяют три основных направления страхования: страхование жизни (личное), страхование имущества, страхование ответственности. Эти направления в свою очередь представлены разнообразными видами страхования.
Страхование жизни подразделяется на страхование на случай смерти (пожизненное), страхование на «дожитие», смешанное страхование, страхование пенсий, страхование от несчастных случаев.
Страхование жизни и здоровья можно условно разделить на две группы: рисковое страхование и накопительное.
Рисковое страхование – это
страхование от несчастных случаев
и болезней. Договор рискового
страхования действует в
Накопительное страхование жизни
позволяет накопить определенную сумму
с учетом дополнительного
В России на 2012 г. только 3% россиян застраховали собственную жизнь и 3% – жизни детей. То есть в целом уровень пользования услугами по страхованию жизни невысок и охватывает лишь около 6% населения России.
Страхование на случай смерти предполагает, что за страховую премию, вносимую страхователем в течение всей его жизни или до какого – либо определенного времени, страховщик обязуется при наступлении смертного случая, когда бы он ни произошел, уплатить установленную заранее страховую сумму. Целесообразность такого страхования стала обоснованной с появлением таблицы смертности. Зная среднюю величину продолжительности жизни для каждого возраста, можно определить размер премии за страхование, достаточной для того, чтобы в случае смерти уплатить определенную сумму. Кроме того, необходимо учитывать и процент, который страховщик желает, рассчитывает получить по этой премии как процент на капитал.
Из данных таблиц смертности страховщик получает сведения о том, сколько ему придется выплатить в случае смерти принятых на страхование лиц, и в соответствии с этим определяет тариф, величину страховой премии. Тарифы в разных компаниях могут быть различными, что зависит как от использования разных таблиц смертности, так и от разных технических надбавок (административных расходов, уровня расчетной прибыли). Однако подобные различия в целом незначительны. Тариф строится так, что для каждого возраста определена особая сумма премии, причем ставка премии постоянна. Данная форма страхования охватывает лиц в возрасте от 21 года до 60 лет, иногда от 15 до 65 лет.
Страхование на дожитие означает, что лицо, платившее страховой взнос и дожившее до определенного заранее установленного возраста, получает от страховщика страховую сумму, в противном случае страховщик выплачивает страховые взносы наследникам. Страховщик по таблице смертности определяет вероятность того, что лицо (страхователь) доживет до данного возраста, и на основе этого рассчитывает страховую премию с тем, чтобы, принимая во внимание и прирост капитала, иметь возможность выдать страховую сумму.
Таблица 8. Динамика таблицы смертности в Российской Федерации.
Тарифные ставки по страхованию на случай жизни и на случай смерти могут быть единовременными и ежегодными.
В первом случае, все страховые взносы за весь срок основания оплачиваются при заключении договора страхования. Во втором случае утрата производится ежегодно (или поквартально).
Единовременная тарифная ставка на случай жизни имеет вид:
единовременная тарифная ставка страхования жизни для человека x лет, при сроке страхования n лет.
- число лиц, доживающих до конца срока страхования.
- число лиц в возрасте
Е – коэффициент дисконтирования платежей (процентная ставка).
Единовременная тарифная ставка на случай смерти имеет вид:
единовременная тарифная ставка страхования на случай смерти для человека x лет, при сроке страхования n лет.
- количество людей умирающих за срок страхования.
- число лиц в возрасте
Е – коэффициент дисконтирования платежей (процентная ставка).
Для перехода от единовременной тарифной ставки к ежегодной применяется коэффициент рассрочки, на которой делится единовременная тарифная ставка: