Совершенствование организации управления финансами бюджетного учреждения в сфере здравоохранения (на примере СПб ГУЗ «ГСП № 83»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа ставит своей целью разработать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами в бюджетном учреждении системы здравоохранения. Исходя из цели написания настоящей курсовой работы, определился ряд взаимосвязанных задач:
- ознакомиться с целями и направлениями деятельности лечебно-профилактического учреждения;
- проанализировать организационную структуру, систему управления лечебно-профилактическим учреждением;
- дать характеристику имеющейся в учреждении финансово-экономической службе;
- выявить проблемы в процессе деятельности лечебного учреждения и наметить пути их решения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Организация управления финансами медицинского
учреждения «Государственная стоматологическая поликлиника № 83»
1.1 Краткая организационно- экономическая характеристика
стоматологической поликлиники………………………………………………5
1.2 Особенности формирования экономических ресурсов
учреждения. «Смета доходов и расходов» медицинского учреждения….…10
1.3 Порядок расчета отдельных статей проекта «Смета
доходов и расходов» на 2011 год ……………………………………………..17
Глава 2. Разработка предложений по совершенствованию
организации управления финансами «ГСП № 83»….…...…..25
2.1 Информационное обеспечение как способ повышения
эффективности управления здравоохранением …………………….….…....22
2.2 Социально-экономическая эффективность формирования
локальной сети «экономический блок – отдел госзаказа»………………..…28
Заключение……………………………………………………………….…….38
Список литературы ………………………………………………………..…..41

Файлы: 1 файл

курсовая по Финансы бюджетного учреждения.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

Все это требует повышенного  внимания органов государственного управления к проблемам создания и развития информационного обеспечения, эксплуатации и поддержки информационных ресурсов по вопросам, относящимся к их сферам деятельности, организации информационного межведомственного взаимодействия, предоставления гражданам и организациям государственных услуг, совершенствования и развития использующихся в органах государственной власти информационных систем, организации их взаимодействия и создания новых.

В субъектах Российской Федерации созданы медицинские  информационно-аналитические центры, автоматизированные информационные системы  фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских  организаций. 
Однако, разработанные информационные системы, как правило, носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение частных функций и задач. Уровень оснащения системы здравоохранения современными информационно-коммуникационными технологиями крайне неоднороден, и в основном ограничивается использованием нескольких компьютеров в качестве автономных автоматизированных рабочих мест.    Еще одной проблемой в области информатизации системы здравоохранения является отсутствие унификации используемых программно-аппаратных платформ.

Некоторые учреждения, в основном работающие и финансируемые из системы обязательного медицинского страхования, внедряют системы, позволяющие вести учет контингента больных, проводить анализ деятельности и составление регламентных отчетов. В целом в учреждениях системы здравоохранения не формируется единого информационного пространства, поэтому электронный обмен между ними затруднен.

К настоящему времени, не сформирован единый подход к организации  разработки, внедрения и использования  информационно-коммуникационных  технологий в медицинских учреждениях и организациях. В результате возможность интеграции существующих программных решений весьма ограничена.Таким образом, существующий уровень информатизации системы здравоохранения не позволяет оперативно решать вопросы планирования и управления отраслью для достижения существующих целевых показателей.

Единая информационная система Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, утвержденная приказом Минздравсоцразвития  России от 16.10.2006 № 713, должна стать системой нового поколения, позволяющей организовать обеспечение полной, достоверной и актуальной информацией о состоянии дел в области здравоохранения и социального развития, и предоставить возможности для оперативной обработки и анализа указанной информации, а также ее эффективного использования для выполнения возложенных на Министерство функций и задач. В настоящее время в Краснодаре внедрение информационных систем и технологий в учреждениях здравоохранения (УЗ) развертывается на базе единой мультисервисной телекоммуникационной сети (ЕМТС) исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) Краснодара и подведомственных учреждений. Реализация мероприятий по информатизации здравоохранения в соответствии с принятой концепцией была разделена на три блока: телекоммуникационная и структурная составляющие, и функционально ориентированная информационная система. Их построение происходит с учетом принципа разумности траты бюджетных средств. Подключение к ЕМТС учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ИОГВ Крансодара, осуществляется в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.

В первую очередь к  ЕМТС подключались те объекты, которые  уже могли использовать предоставленные  им телекоммуникационные и информационные ресурсы – участники процесса оказания льготного лекарственного обеспечения. Далее подключались участники взаимодействия с Комитетом по здравоохранению по обмену информацией, необходимой для оперативного управления – отчетными формами и формами государственной статистики.

Таким образом, в настоящее время к ЕМТС подключены более 460 объектов системы здравоохранения: Комитет по здравоохранению, МИАЦ, отделы здравоохранения администраций 19 районов города, 49 аптек, которые участвуют в обеспечении льготными лекарственными средствами, лечебно-поликлинические учреждения – стационары города, амбулаторно-поликлинические учреждения, диспансеры, офисы врачей общей практики. Организован модемный пул на 480 линий. Всего до 2011 года запланировано подключить более 900 объектов здравоохранения.

В дальнейшем для обмена информацией по оказанию персонифицированной медицинской помощи будет подключен территориальный фонд обязательного медицинского страхования ОМС (для взаиморасчетов по ОМС), а также онкологические и стоматологические клиники.

Взаимодействие ЕМТС ИОГВ Краснодара представлено в  соответствии на рисунке 2.1.

 

        

 

Рисунок 2.1 – Взаимодействие   ЕМТС ИОГВ Краснодара

Юридическая значимость документооборота и защита персональных данных льготных категорий населения, передаваемых по ЕМТС, обеспечивается ЭЦП, которых в настоящее время в УЗ выдано более 600, - в основном, главным врачам и их заместителям, сотрудникам районных администраций и Комитета по здравоохранению. Постоянно происходит их планомерное обновление и выдача новых по заявлениям.

Учреждения здравоохранения  при подключении к ЕМТС также  могут получить доступ к АИС «Государственный заказ Крансодара», АИС БП «Электронное казначейство», Интернет и цифровой телефонии.               Вместе с тем, общего стандарта на применяемые в здравоохранении компьютерные средства, интерфейсы и периферию в нашей стране пока нет. Укрупненные требования к техническим средствам появятся, когда в рамках федеральной программы будут разработаны стандарты по электронному паспорту, истории болезни и социальным картам граждан.

Используемое в здравоохранении  программное обеспечение (ПО) сильно различается по функциональному  предназначению. Федеральные стандарты  на медицинские информационные системы  и, тем более, на их сертификацию, в  настоящее время отсутствуют. Сегодня единственный утвержденный стандарт - ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Основные положения». Фактически этот ГОСТ не позволяет предъявить какие-либо четкие требования к собственно самому ПО.

В настоящее время  специалисты Минсоцздравразвития РФ разрабатывают программу персонифицированного учета, которая подразумевает передачу персонифицированной информации по оказанию медицинской помощи с уровня субъекта федерации в 86 федеральных центров, которые сейчас организовываются. Таким образом, регион руководствуется требованиями Минсоцздравразвития по предоставлению информации, но стандарт информационного обмена внутри субъекта федерации  может на основе утвержденного вышеуказанного стандарта разрабатывать свой для того, чтобы включить свои  учреждения здравоохранения  в единое информационное пространство.

Вопросы с обслуживанием  технических и программных комплексов каждое учреждения здравоохранения  решает в рамках собственного бюджета.                  В настоящее время собираемая в Медицинском информационно-аналитическом центре» (МИАЦ) информация позволяет вести постоянный мониторинг ситуации в системе здравоохранения города.

Утверждать, что единая информационная система управления здравоохранением уже существует, пока рано, но ее основные блоки в городе разрабатываются и реализуются.

 

2.2 Социально-экономическая  эффективность формирования локальной   сети «экономический блок – отдел госзаказа»                                       Государственная  стоматологическая  поликлиника  существуют и действуют в системе общего здравоохранения. Главной задачей  деятельности учреждения здравоохранения является результативное и эффективное обеспечение государственных гарантий населению в области медицинского обслуживания (специализированной стоматологической помощи), предоставляющихся в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Крансодара в рамках программы обязательного медицинского страхования.                                                                                                                   Реализация государственной политики по безусловному обеспечению населения гарантированной бесплатной медицинской помощью за счет эффективного использования имеющихся ресурсов при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания требует широкого внедрения новых ресурсосберегающих медицинских технологий и механизмов финансирования.

Вместе с тем, трудности  управления современным лечебным учреждением  связано со всевозрастающим объемом  информации. Это заставляет обратить взор на использование электронно-вычислительной техники в целях решения технологических  задач и принятия управленческого решения.

Основной проблемой  является повышение эффективности  использования и управления ресурсным  потенциалом ЛПУ в системе  ОМС, а именно необходимость сбора  и обработки огромных массивов медико-экономической  информации, используемой при анализе, прогнозировании и оптимизации расходов на медицинскую помощь населению.

Использование современных  информационных технологий может стать  одним из способов ее решения.

Все финансовые и большинство  медикостатистических информационных потоков ЛПУ требуют информатизации. С каждым годом вышестоящие организации такие как региональное управление здравоохранения, фонд ОМС, региональное управление государственной статистики, региональный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, региональное управление налоговой инспекции, отделение пенсионного фонда и другие повышают требования к передаче так называемых «электронных отчетов» (т.е. отчетов в электронном виде). Неуклонно растет роль электронного обмена данными между субъектами здравоохранения с применением электронной почты и Интернет.

В этой связи возникла настоятельная необходимость совершенствования  методов разработки автоматизированных систем управления в области здравоохранения.

 Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Применение автоматизированных информационных систем (АИС) особо важно в управлении финансовым подразделением медицинского учреждения. Использование автоматизированных информационных систем позволяет ЛПУ:

- оптимизировать планы  работы,

- быстро вырабатывать  решения, 

- четко маневрировать  финансовыми ресурсами и т.д.

В настоящее время  в медицинском  учреждении функционируют  следующие  автоматизированные  системы управления:

-  программный комплекс  Автоматизированная Информационная  Система Бюджетного процесса - Электронное  Казначейство (АИС БП –ЭК) с  приложениями «Тарификация», «Бюджет». Она состоит из взаимосвязанных, совместно действующих подсистем: функциональных, обеспечивающих, технологических.

- система управления  базой данных (СУБД) по сбору, формированию  и отчету статистических  показателей  ЛПУ. Данная  система ориентирована на решение узких функциональных задач, связанных с реализацией учетных функций в учреждении. Вместе с тем, отсутствует возможность соотнесения, сопоставления и анализа данных из имеющейся СУБД.

Использование данных АИС  облегчает решение части задач, работу некоторых сотрудников, но не позволяет максимально эффективно работать ЛПУ как единому организму. Многие сотрудники ЛПУ  до сих пор выполняют работу вручную – сражаются с бумажными документами,  высылают на одобрение трудно поддающиеся компьютерной обработке приложения к электронным письмам, принимают неразборчивые факсы и перепечатывают наиболее важные организационные  документы.

Таким образом, обеспечение  ЛПУ представлено   локальными не взаимосвязанными  между собой  системами  автоматизации финансовой деятельности ЛПУ.

Как  отмечалось ранее, при проведении анализа методов  планирования и управления финансовой деятельностью ЛПУ, рационального  использования материальных ресурсов ЛПУ  было выявлено несколько основных проблем:

- эффективность использования материальных ресурсов;

- лекарственное обеспечение ЛПУ;

- информационное обеспечение  учреждения и компьютеризация  лечебно-производственного процесса. В результате проведенного анализа  необходимо отметить то обстоятельство, что все выявленные проблемные ситуации задействованы в одном, но, важнейшем  в деятельности ЛПУ, процессе. Этим процессом на сегодняшний день является организация планирования экономической деятельности ЛПУ в целом.

Вместе с тем, необходимо  отметить, что на сегодняшний день планирование  для ЛПУ, как и для любого  хозяйствующего субъекта,  является не просто элементом оптимальной организации управленческого процесса, но и инструментом достижения его максимальной экономической эффективности.

В настоящее время  в ЛПУ «Городская стоматологическая поликлиника №83» функции статистического  учета, отчетности, планирования выполняются разнообразными службами  учреждения,  во многом  дублируют друг друга  и не взаимосвязаны, что не позволяет оценивать эффективность работы учреждения в полном объеме. Для совершенствования организации управления финансовыми ресурсами ЛПУ необходимо организовать  единое информационное пространство нескольких служб лечебного учреждения.

Для реализации предлагаемого  проекта  по разработке программного обеспечения  и формированию локальной сети по схеме  «экономический блок – отдел госзаказа» требуется:

- разработка сценария  прохождения документов (автоматическое  формирование отчетов в процессе  их оформления, мгновенная доставка  документа и т.д.);

- разработка программы  для создания электронной базы  данных «Экономика и финансы»  для оперативного доступа к  экономическим и финансовым показателям  ЛПУ;

Информация о работе Совершенствование организации управления финансами бюджетного учреждения в сфере здравоохранения (на примере СПб ГУЗ «ГСП № 83»)