Совершенствование системы финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса разработки и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
выявить сущность и основные методы финансового планирования;
охарактеризовать финансовое состояние предприятия;
произвести анализ использования финансового плана на предприятии;
разработать мероприятия по улучшению финансового планирования на предприятии;
разработать мероприятия по снижению материальных затрат.

Файлы: 1 файл

Финансовое планирование на предприятии.docx

— 93.40 Кб (Скачать файл)

Финансовый план отражает конечные итоги плановых расчетов по всему  кругу показателей, характеризующих  поступление различных денежных ресурсов и направление их использования, что является содержанием финансового  планирования. Формы и методы финансового планирования определяются многообразием целей и условий финансовых расчетов (финансовый, раздел бизнес-плана, виды деятельности предприятия, степень сбалансированности ресурсов и др.).

 

1.3 Процесс финансового планирования на предприятии

Для успешной организации финансового  планирования на предприятии необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны  между собой и составляют инфраструктуру процесса финансового планирования организации.

Во-первых, коммерческая организация  должна располагать соответствующей  методологической и методической базой  разработки, контроля и анализа исполнения комплекса финансовых планов (стратегического, перспективного, бизнес-плана, текущего, оперативного), а работники финансово-экономических  служб должны быть достаточно квалифицированы, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения финансовых планов составляет аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать  финансовые планы, контролировать и  анализировать их исполнение, нужна  внутренняя информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, и внешняя  информация. Основой информационного  блока (компонента) процесса финансового  планирования является:

- экономическая информация –  прогноз процентных ставок, прогноз  валового внутреннего продукта, прогноз темпов инфляции;

- учетная информация – информация  бухгалтерского учета (баланс, отчет  о прибылях и убытках, отчет  о движении денежных средств)  и управленческого учета;

- информация фондового рынка  – рыночная капитализация компании, курс акции, прибыль на акцию,  коэффициент «цена/прибыль», коэффициент  дивидендных выплат и пр.;

- сообщения финансовых органов,  информация учреждений банковской  системы, информация товарных, валютных  бирж, и прочая финансовая информация;

- политическая информация.

Кроме того, функционирование системы  финансового планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового  обеспечения, к которому относится  законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и пр.

В-третьих, процесс финансового  планирования всегда реализуется через  соответствующую организационную  структуру и систему управления, составляющие организационный блок (компонент) процесса.

Понятие организационной структуры  включает в себя:

-количество и функции служб  аппарата управления, в чьи обязанности  входит разработка, контроль и  анализ финансовых планов организации;

-совокупность структурных подразделений  (центров финансовой ответственности), которые ответственны за исполнение  финансового плана (бюджета).

Составление финансовых планов в организациях любой величины представляет собой  сложную административную задачу, решением которой, как правило, занимается множество  сотрудников. Конкретная структура  служб аппарата управления во многом зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации, ее размера и вида деятельности.

На малых предприятиях обычным  явлением совмещения функции финансового  планирования, поэтому один человек  может быть одновременно и руководителем  организации, и финансовым менеджером. В средних по размеру предприятиях, как правило, существует специализация, и для управления денежными потоками приходится держать отдельный штат работников, на крупных предприятиях в процессе планирования принимают  участие высшее руководство предприятия, финансово-экономическая служба (финансово-экономический  департамент, финансовое управление и  т.п.), подчиненная вице-президенту по финансам, руководители и специалисты  различных подразделений.

В-четвертых, в процессе финансового  планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших  массивов информации. Необходимость  моделирования, включая анализ по сценарию «что, если», просмотр исторической информации, а также отчетность и графическое  представление данных немыслимы  без использования программно-технических  средств (компьютерной базы и программного обеспечения). Программно-технические  средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический  блок (компонент) системы финансового  планирования.

На первом этапе анализируются  финансовые показатели деятельности предприятия  за предыдущий период на основе важнейших  финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о

движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли.

Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ней.[9.C.109]

Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап – это осуществление  оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает  осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.[6.С.208]

Завершается процесс финансового  планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.[9.С.109]

Финансовое планирование на предприятии  включает в себя три основные подсистемы:

- перспективное финансовое планирование;

- текущее финансовое планирование;

- оперативное финансовое планирование.

Рассмотрим более подробнее  эти подсистемы:

1. Перспективное планирование включает  разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.[22.С.182]

2. Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

3. В целях контроля за поступлением  фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.[5.С.6]

 

2. Формирование и анализ  финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»

2.1 Технико-экономическая характеристика  ДКРиЭО ОАО «КАМАЗ»

         Департамента координации ремонта и энергообеспечения – структурное подразделения Блока технического директора Открытого акционерного общества (ОАО «КАМАЗ»). Почтовый адрес: 423808, Татарстан, г. Набережные Челны, проспект М.Джалиля, 29. Руководитель центра: директор Центра – Алёшкин Валентин Осипович (8552) 55-24-40, 57-00-55, факс (8552) 53-36-31.

Департамент координации ремонта  и энергообеспечения создан в 1996 году. Расположен на промышленной площадке ОАО «КАМАЗ» к югу от города Набережные Челны. Среднесписочная  численность работающих на 01.01.08г.- 1126чел.

В состав ДКРиЭО входят службы:

-промышленной и автомобильной  электроники, основными направлениями деятельности службы промэлектроники являются:

-проведение капитального ремонта  систем управления технологического  оборудования;

-изготовление запасных частей  к технологическому оборудованию;

-ремонт электрических машин и аппаратов;

-изготовление комплектующих для  автомобилей “КамАЗ” и “ОКА”;

-по ремонту специального оборудования  и транспортных систем, предметом  деятельности службы является:

-проектирование подвесных толкающих  конвейеров (ПТК), грузонесущих конвейеров (ГНК), автоматизированных складов  (АС) и запасных частей;

-ремонтообслуживание ПТК и АС;

-монтаж, капитальный ремонт и  модернизация ПТК и АС и  других транспортирующих систем;

-капитальный ремонт напольного  транспорта (дизельного и электрического) и его узлов;

-изготовление запасных частей  для ремонта ПТК, ГНК и АС;

-изготовление оригинальных изделий,  в том числе лонжеронов и  усилителей лонжеронов для автомобиля  “КамАЗ” серии 6520, самосвального  прицепа для автомобиля “КамАЗ-55111”, металлоформ;

-предоставление различных производственных  услуг;

-по обеспечению запасными частями  к оборудованию, цель деятельности  службы: обеспечение запасными частями  и материалами для выполнения  модернизации и поддержания работоспособности  технологического оборудования  подразделений и дочерних обществ  ОАО «КАМАЗ».

-служба автотранспортной спецтехники,  направление деятельности - оказание  автотранспортных, погрузо-разгрузочных  услуг подразделениям ОАО “КАМАЗ”.

Кроме того, в составе ДКРиЭО имеются:

-отдел организации ремонта и  методологии ремонта;

-лаборатория неразрушающих методов  контроля и диагностики оборудования.

Функционально Департаменту подчинен ООО «КАМАЗмонтаж» (юридическое  лицо, занимающееся ремонтом грузоподъемных машин, монтажом и демонтажем оборудования).

Основные технико-экономические  показатели Департамента координации  ремонта и энергообеспечения  приведены в таблице 2.

Организационная структура предприятия  напоминает пирамиду, где каждый руководитель отчитывается перед вышестоящими руководителями.

 

2.2 Анализ исполнения  финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»

           1. Доходная часть по основной деятельности в 2008 году выполнена на 81,02% (план – 252 104 тыс.руб., факт – 204 267 тыс.руб., отклонение – 47 837 тыс.руб.).

1.1. Товарная продукция выполнена  на 83,7% (факт – 96 544 тыс.руб.). объясняется  снижением затрат на ремонт  основных фондов организаций  ОАО «КАМАЗ» согласно протокола  Генерального директора № 100 (в  связи со снижением объема  выпуска товарной продукции подразделений  ОАО «КАМАЗ».

         1.2. План по прочей продукции на сторону выполнен на 61,1% (факт – 8 232 тыс.руб.). Невыполнение за счет отсутствия портфеля заказов и долгосрочных договоров, отсутствие процедуры по оплате на восполнение оборотных средств за счет выполненных работ на сторону.

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования