Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа
Цель и задачи. Основная содержательная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы государственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи:
- характеристика государственного регулирования экономики Казахстана;
- разработка схемы комплексной организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
- выработка предложений по дальнейшему совершенствованию взаимоотношений финансово-кредитной системы с субъектами малого и среднего бизнеса, позволяющих более эффективно решать вопросы кредитования малого бизнеса, а также вовлекать в эти процессы дополнительные и альтернативные источника финансирования.
Введение
1. Теоретические аспекты системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство как объект государственного регулировании
1.2 Методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК
2.2 Анализ системы государственно-финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса
2.3 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса
3. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК
Заключение
Список использованной литературы
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
К настоящему времени в РК сложились и функционируют системы налогообложения малых и средних предприятий.
Общеустановленная
система, при которой малые предприятия
и индивидуальные предприниматели
платят те же налоги, что и другие
налогоплательщики: налог на добавленную
стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль
и др. При этом малые предприятия
получают
помимо общих специальные льготы. Так,
по налогу на прибыль при определенных
условиях они пользуются «налоговыми
каникулами», а по НДС с — необлагаемым
минимумом. Упрощенная система налогообложения
в форме единого налога на доход или выручку
малых предприятий. Единый налог на вмененный
доход для определенных видов деятельности.
Объектом налога здесь выступает потенциально
возможный доход (вмененный доход), исчисленный
на единицу физического показателя, который
корректируется повышающими (понижающими)
коэффициентами.
Были
также приняты программы
Также одной из главных причин отказа банков в кредите является отсутствие у субъектов малого и среднего бизнеса ликвидного, с точки зрения банка, обеспечения. При этом, наблюдается занижение банками оценочной стоимости закладываемого имущества, которая составляет от 50% до 85% рыночной стоимости.
В этой связи,
в целях создания предпосылок
для перехода на более высокий
уровень развития предпринимательства
в Казахстане, необходимо создание
альтернативных схем и новых форм
государственной поддержки
Проведенный анализ состояния и проблем развития малого и среднего бизнеса, показал, что наряду со многими факторами и причинами, сдерживающими его развитие, до сих пор в числе важнейших остаются финансовые, а именно: сложности в доступности банковских кредитов, неразвитость прогрессивных и альтернативных форм финансово-кредитной инфраструктуры, а также проверенных в мировой практике методов и форм взаимно заинтересованных отношений финансово-кредитной системы, государства и малого бизнеса.
Механизм эффективного кредитования банками субъектов малого бизнеса: оказание финансовой поддержки малому бизнесу путем создания и развития небанковских кредитных учреждений.
В связи с этим, необходимо отметить, что в Казахстане практически сформировано законодательство по поддержке и защите малого бизнеса.
Так, с
принятием Закона «О государственной
поддержке малого предпринимательства»
от 19 июня 1997 года, к субъектам малого
предпринимательства относятся
индивидуальные предприниматели, производственные
кооперативы, хозяйственные товарищества
(кроме акционерных обществ) - предприятия
со среднегодовой численностью работников
не более 50 человек и общей стоимостью
активов в среднем за год не
свыше шестидесяти тысяч
Как известно, необходимым условием создания благоприятных условий для развития бизнеса является предоставление реальной возможности субъектам малого и среднего бизнеса для сбыта производимой продукции. В этих целях в Законе «О государственных закупках» было предусмотрено их участие в производстве продукции (работ, услуг) для государственных нужд. Однако предоставление преференций носило чисто декларативный характер. Поэтому отдельным пунктом законодательно закреплен порядок формирования заявок субъектов малого бизнеса.
В настоящее время многие малые предприятия предлагают на внутреннем рынке низко технологичную продукцию и простейшие виды услуг. Это связано с тем, что объем их возможного потребления определяется спросом населения, перерабатывающих предприятий, а также государства в лице организаций, финансируемых из бюджета. В этой ситуации необходимо внести в Закон «О государственных закупках» перечень нормативно-правовых мер, ориентирующих повседневный спрос бюджетных организаций на приобретение на тендерной основе фиксированного объема продукции и услуг у субъектов малого бизнеса, при этом в законодательном порядке наложить запрет на покупку импортных товаров, аналоги которых производятся в Казахстане малыми предприятиями.
На сегодняшний день поддержка, рост и развитие предпринимательского движения в сфере малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением государственной политики Казахстана.
Проведенный в работе анализ взаимоотношений субъектов малого и среднего бизнеса с бюджетом показал, что доходы государства должны увеличиваться не за счет повышения налоговой ставки и налогового бремени, а за счет расширения налоговой базы, в результате увеличения количества действующих на рынке предприятий, выхода вследствие облегчения налогов из нелегального бизнеса множества субъектов малого предпринимательства.
Снижение
залоговой нагрузки на предпринимателей
позволит также увеличить размер
собственных средств
1.3 Зарубежный
опыт государственной
Малые и
средние предприятия
Малые предприятия
эффективны не только в потребительской
сфере, но и как производители
необходимых для производства конечной
продукции отдельных узлов и
малых механизмов, полуфабрикатов и
других элементов, выпуск которых невыгоден
крупным предприятиям. Все это
обосновывает необходимость комплексного
подхода к определению места
роли малых предприятий в экономике.
В малом предпринимательстве
кроются большие резервы, которые
можно эффективно использовать и
в нашей стране. Например, малые
и средние фирмы США производят
40% ВНП и половину валового продукта
частного сектора, в том числе: в
обрабатывающей промышленности - 21%, строительстве
— 80, оптовой торговле — 86, в сфере
обслуживания — 81%. На этих предприятиях
сосредоточена половина всех работников,
занятых в частном секторе. Они
обеспечивают создание и освоение около
половины всех нововведений в экономике
США, относящихся к сфере научно-
В США все большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. При этом само понятие «надомный бизнес» не следует трактовать слишком упрощенно, буквально. Есть виды предпринимательской деятельности, которые целиком выполняются в домашних условиях, а есть такие, что подходят под домашний режим лишь частично. В любом случае семейный и надомный бизнес - один из вариантов мелкого бизнеса. Следует отметить, что научно-технический прогресс существенно раздвинул рамки возможностей организации работы на дому. Ныне надомный, семейный бизнес насчитывает более 200 различных видов деятельности. Сюда включаются и традиционный надомный бизнес, и бытовое обслуживание, различные виды ремесел, образовательные и деловые услуги. Так, в США лишь 4,4% всех надомных предприятий заняты ремеслами; 11,8% заняты розничной торговлей; финансовые, бухгалтерские, консультационные и компьютерные услуги составляют 30% всего надомного бизнеса; наибольшая доля — 53,8% — приходится на строительство, недвижимость, образовательные, юридические и оздоровительные услуги.
Сегодня
главный импульс развития надомного
бизнеса принадлежит
С помощью
косвенных методов
Косвенные
методы регулирования экономики
требуют пристального их изучения.
К этим методам регулирования
можно отнести налоговую и
денежно-кредитную политику государства,
государственные закупки
Государство
проводит свою регулирующую деятельность,
используя государственный и
государственно-частный
Наряду с конъюнктурным регулированием выделяется структурное регулирование, под которым понимается деятельность государства направленная на создание необходимых пропорций между отраслями и районами страны.
В современных условиях государство уделяет большое внимание созданию оптимальных отраслевых пропорций. В этих целях государство создает благоприятные условия для развития тех отраслей, которые имеют решающее значение для экономики страны, а также поддержи, некоторые старые отрасли, которые попали в трудное положение в условиях бурного развития научно-технического прогресса. Одним из важнейших косвенных методов вмешательства государства в экономику является налоговая политика, то есть это комплекс мер по изъятию подоходного и других налогов. В зависимости от объема налогового бремени, времени изъятия налоговых сборов, его структуры, порядка, формы обложения могут создаваться относительно лучшие и худшие условия хозяйствования для частных предпринимателей, может увеличиваться или уменьшаться налоговый пресс на различные категории собственников и трудящиеся массы. С помощью этих мер государство оказывает весьма существенное влияние на экономическое развитие экономики. Этот метод широко применяется в конъюнктурном, отраслевом и региональном регулировании экономики.
Косвенные
методы воздействия государства
на частный капитал менее
Таким образом, предпринимательство является ограниченным, так как основным стимулом производства является получение прибавочной стоимости путем производства товаров. Узость деятельности частных предпринимателей особенно остро проявляется в настоящее время, когда развивается научно-технический прогресс. Для преодоления узости частного предпринимательства стало необходимым расширение экономической деятельности государства. Японское государство в формировании предпринимательства главную роль не играет, поскольку чаще инициатива идет от частного предпринимателя. В то же время причастность японского государства к институциональной стороне монополистического бизнеса весьма существенна. Здесь, на основе «антимонопольного законодательства» и независимо от него, любые слияния или разделения крупных корпораций производятся под наблюдением государственных органов, в одних случаях - под контролем, в других - по согласованию с ними. В тех случаях, когда это признается целесообразным, министерства внешней торговли и промышленности не только не поддерживает конкуренцию, тогда как ее поддержка является основной целью «антимонопольного законодательства», а, напротив, ограничивает ее путем создания ценовых картелей или объединений конкурирующих корпораций для решения тех или иных задач, имеющих общехозяйственное значение. Одним из направлений социально-структурной политики является государственный протекционизм в отношении мелких и средних предприятий, который не спасает предприятия от разорения, но все, же способствует тому, что их общая численность не уменьшается, а в некоторые периоды растет.