Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи. Основная содержательная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы государственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи:
- характеристика государственного регулирования экономики Казахстана;
- разработка схемы комплексной организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
- выработка предложений по дальнейшему совершенствованию взаимоотношений финансово-кредитной системы с субъектами малого и среднего бизнеса, позволяющих более эффективно решать вопросы кредитования малого бизнеса, а также вовлекать в эти процессы дополнительные и альтернативные источника финансирования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство как объект государственного регулировании
1.2 Методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК
2.2 Анализ системы государственно-финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса
2.3 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса
3. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 113.16 Кб (Скачать файл)

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

К настоящему времени в РК сложились и функционируют  системы налогообложения малых  и средних предприятий.

Общеустановленная система, при которой малые предприятия  и индивидуальные предприниматели  платят те же налоги, что и другие налогоплательщики: налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль  и др. При этом малые предприятия  получают 
помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с — необлагаемым минимумом. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом налога здесь выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Были  также приняты программы поддержки  малого и среднего предпринимательства: «Программа государственной поддержки  малого предпринимательства». В соответствии с этой программой фонду поддержки  малого предпринимательства были выделены ассигнования из бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей намеченного мероприятия  эта программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью  выполнено лишь чуть больше половины (53%), частично — одна четверть (25%) и  не выполнено 22% намеченных мероприятий. Определенное внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства  в регионах РК. Почти во всех регионах разработаны собственные программы  развития малого бизнеса, более чем  в половине из них созданы специальные  органы и фонды поддержки малого предпринимательства. Необходимо отметить, что в соответствии с проводимой Национальным банком политикой наметились позитивные тенденции в развитии банковской системы.

Также одной  из главных причин отказа банков в  кредите является отсутствие у субъектов  малого и среднего бизнеса ликвидного, с точки зрения банка, обеспечения. При этом, наблюдается занижение  банками оценочной стоимости  закладываемого имущества, которая  составляет от 50% до 85% рыночной стоимости.

В этой связи, в целях создания предпосылок  для перехода на более высокий  уровень развития предпринимательства  в Казахстане, необходимо создание альтернативных схем и новых форм государственной поддержки малого бизнеса, изучение современных финансовых механизмов и технологий в развитых и развивающихся странах и внедрение их в отечественную практику.

Проведенный анализ состояния и проблем развития малого и среднего бизнеса, показал, что наряду со многими факторами  и причинами, сдерживающими его  развитие, до сих пор в числе  важнейших остаются финансовые, а  именно: сложности в доступности  банковских кредитов, неразвитость прогрессивных  и альтернативных форм финансово-кредитной  инфраструктуры, а также проверенных  в мировой практике методов и  форм взаимно заинтересованных отношений  финансово-кредитной системы, государства  и малого бизнеса.

Механизм  эффективного кредитования банками  субъектов малого бизнеса: оказание финансовой поддержки малому бизнесу  путем создания и развития небанковских кредитных учреждений.

В связи  с этим, необходимо отметить, что  в Казахстане практически сформировано законодательство по поддержке и  защите малого бизнеса.

Так, с  принятием Закона «О государственной  поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 года, к субъектам малого предпринимательства относятся  индивидуальные предприниматели, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества (кроме акционерных обществ) - предприятия  со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесяти тысяч расчетных  показателей. Кроме того, в данном правовом акте были конкретно определены основные направления и меры по государственной  поддержке малого предпринимательства.

Как известно, необходимым условием создания благоприятных  условий для развития бизнеса  является предоставление реальной возможности  субъектам малого и среднего бизнеса  для сбыта производимой продукции. В этих целях в Законе «О государственных  закупках» было предусмотрено их участие в производстве продукции (работ, услуг) для государственных  нужд. Однако предоставление преференций  носило чисто декларативный характер. Поэтому отдельным пунктом законодательно закреплен порядок формирования заявок субъектов малого бизнеса.

В настоящее  время многие малые предприятия  предлагают на внутреннем рынке низко технологичную продукцию и простейшие виды услуг. Это связано с тем, что объем их возможного потребления определяется спросом населения, перерабатывающих предприятий, а также государства в лице организаций, финансируемых из бюджета. В этой ситуации необходимо внести в Закон «О государственных закупках» перечень нормативно-правовых мер, ориентирующих повседневный спрос бюджетных организаций на приобретение на тендерной основе фиксированного объема продукции и услуг у субъектов малого бизнеса, при этом в законодательном порядке наложить запрет на покупку импортных товаров, аналоги которых производятся в Казахстане малыми предприятиями.

На сегодняшний  день поддержка, рост и развитие предпринимательского движения в сфере малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением государственной политики Казахстана.

Проведенный в работе анализ взаимоотношений  субъектов малого и среднего бизнеса  с бюджетом показал, что доходы государства  должны увеличиваться не за счет повышения  налоговой ставки и налогового бремени, а за счет расширения налоговой базы, в результате увеличения количества действующих на рынке предприятий, выхода вследствие облегчения налогов  из нелегального бизнеса множества  субъектов малого предпринимательства.

Снижение  залоговой нагрузки на предпринимателей позволит также увеличить размер собственных средств предприятий, что, во-первых, уменьшит их потребность  в заемных средствах для развития своей деятельности; во-вторых, улучшит  коэффициенты кредитоспособности заемщика, если все-таки возникнет необходимость  в дополнительных финансовых ресурсах.

 

1.3 Зарубежный  опыт государственной поддержки  малого и среднего бизнеса

 

Малые и  средние предприятия обеспечивают прирост новых рабочих мест, что  позволило значительно сократить  безработицу в зарубежных странах.

Малые предприятия  эффективны не только в потребительской  сфере, но и как производители  необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и  малых механизмов, полуфабрикатов и  других элементов, выпуск которых невыгоден  крупным предприятиям. Все это  обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места  роли малых предприятий в экономике. В малом предпринимательстве  кроются большие резервы, которые  можно эффективно использовать и  в нашей стране. Например, малые  и средние фирмы США производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в  обрабатывающей промышленности - 21%, строительстве  — 80, оптовой торговле — 86, в сфере  обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников, занятых в частном секторе. Они  обеспечивают создание и освоение около  половины всех нововведений в экономике  США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем  на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем  крупные предприятия. В последние  годы ускорились концентрация и централизация  капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК  Дании и Нидерландов, а также  в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой  промышленности Швейцарии, в автомобильной  промышленности Германии. Важнейшая  черта концентрации и централизации  капитала состоит в том, что разорение  многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность  к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы утаскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми опробовать производство новой продукции, чтобы затем самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

В США  все большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. При этом само понятие «надомный бизнес» не следует трактовать слишком упрощенно, буквально. Есть виды предпринимательской деятельности, которые целиком выполняются в домашних условиях, а есть такие, что подходят под домашний режим лишь частично. В любом случае семейный и надомный бизнес -  один из вариантов мелкого бизнеса. Следует отметить, что научно-технический прогресс существенно раздвинул рамки возможностей организации работы на дому. Ныне надомный, семейный бизнес насчитывает более 200 различных видов деятельности. Сюда включаются и традиционный надомный бизнес, и бытовое обслуживание, различные виды ремесел, образовательные и деловые услуги. Так, в США лишь 4,4% всех надомных предприятий заняты ремеслами; 11,8% заняты розничной торговлей; финансовые, бухгалтерские, консультационные и компьютерные услуги составляют 30% всего надомного бизнеса; наибольшая доля — 53,8% — приходится на строительство, недвижимость, образовательные, юридические и оздоровительные услуги.

Сегодня главный импульс развития надомного  бизнеса принадлежит персональным компьютерам. Используя компьютеры, дома могут трудиться научные работники, инженеры, конструкторы, дизайнеры, бухгалтеры, финансисты.

С помощью  косвенных методов государственного регулирования экономики государство  создает благоприятные условия  хозяйствования частным предпринимателям, занятым в тех отраслях производства или районах страны, в развитии которых заинтересовано общество в  целом.


Косвенные методы регулирования экономики  требуют пристального их изучения. К этим методам регулирования  можно отнести налоговую и  денежно-кредитную политику государства, государственные закупки товаров  и услуг. Государственному регулированию  экономики способствуют различные  направления экономической политики, такие как антиинфляционная политика экономического роста, инвестиционная и социальная политика, связанная  с регулированием внешнеэкономических  связей, научно-технических исследований и другие.

Государство проводит свою регулирующую деятельность, используя государственный и  государственно-частный секторы  экономики. Государству, особенно в  ряде европейских стран, принадлежит  в настоящее время значительная часть национального богатства. Например, государственной собственности  в экономике Франции составляет 40% экономике Японии - 20%, в США  доля государственной собственности  превышает 5-10%. Однако, в США такие  отрасли как электростанция, транспорт, связь и другие находятся под  строгим государственным контролем.

Наряду  с конъюнктурным регулированием выделяется структурное регулирование, под которым понимается деятельность государства направленная на создание необходимых пропорций между  отраслями и районами страны.

В современных  условиях государство уделяет большое  внимание созданию оптимальных отраслевых пропорций. В этих целях государство  создает благоприятные условия  для развития тех отраслей, которые  имеют решающее значение для экономики страны, а также поддержи, некоторые старые отрасли, которые попали в трудное положение в условиях бурного развития научно-технического прогресса. Одним из важнейших косвенных методов вмешательства государства в экономику является налоговая политика, то есть это комплекс мер по изъятию подоходного и других налогов. В зависимости от объема налогового бремени, времени изъятия налоговых сборов, его структуры, порядка, формы обложения могут создаваться относительно лучшие и худшие условия хозяйствования для частных предпринимателей, может увеличиваться или уменьшаться налоговый пресс на различные категории собственников и трудящиеся массы. С помощью этих мер государство оказывает весьма существенное влияние на экономическое развитие экономики. Этот метод широко применяется в конъюнктурном, отраслевом и региональном регулировании экономики.

Косвенные методы воздействия государства  на частный капитал менее надежные, чем прямые, но в, то, же время они  не являются малоэффективными. Частный  сектор трудно подается регулированию, однако, изучая реагирование частных  предпринимателей на меры косвенного воздействия, государство может  предвидеть будущие действия предпринимателей. С помощью этих мер государство  располагает значительными возможностями  создать такие условия, в которых  частным предпринимателям выгодно  действовать в русле предназначений государства и невыгодно действовать  вразрез с ними. В некоторых  случаях применение косвенных методов  оказывается довольно действенным.

Таким образом, предпринимательство является ограниченным, так как основным стимулом производства является получение прибавочной  стоимости путем производства товаров. Узость деятельности частных предпринимателей особенно остро проявляется в  настоящее время, когда развивается  научно-технический прогресс. Для  преодоления узости частного предпринимательства  стало необходимым расширение экономической  деятельности государства. Японское государство в формировании предпринимательства главную роль не играет, поскольку чаще инициатива идет от частного предпринимателя. В то же время причастность японского государства к институциональной стороне монополистического бизнеса весьма существенна. Здесь, на основе «антимонопольного законодательства» и независимо от него, любые слияния или разделения крупных корпораций производятся под наблюдением государственных органов, в одних случаях - под контролем, в других - по согласованию с ними. В тех случаях, когда это признается целесообразным, министерства внешней торговли и промышленности не только не поддерживает конкуренцию, тогда как ее поддержка является основной целью «антимонопольного законодательства», а, напротив, ограничивает ее путем создания ценовых картелей или объединений конкурирующих корпораций для решения тех или иных задач, имеющих общехозяйственное значение. Одним из направлений социально-структурной политики является государственный протекционизм в отношении мелких и средних предприятий, который не спасает предприятия от разорения, но все, же способствует тому, что их общая численность не уменьшается, а в некоторые периоды растет.

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК