Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи. Основная содержательная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы государственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи:
- характеристика государственного регулирования экономики Казахстана;
- разработка схемы комплексной организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
- выработка предложений по дальнейшему совершенствованию взаимоотношений финансово-кредитной системы с субъектами малого и среднего бизнеса, позволяющих более эффективно решать вопросы кредитования малого бизнеса, а также вовлекать в эти процессы дополнительные и альтернативные источника финансирования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство как объект государственного регулировании
1.2 Методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК
2.2 Анализ системы государственно-финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса
2.3 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса
3. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 113.16 Кб (Скачать файл)

Кроме того, Фонд принимает участие в ряде важных государственных программ, направленных на поддержку отечественных производителей, субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, 22 декабря 1997 года было подписано  соглашение о займе между Европейским  Банком Реконструкции и Развития и ФРМП сроком на 10 лег о предоставлении кредитной линии в размере 72,5млн. долл. США, обеспечивающей доступ к  финансированию частным предпринимателям и малым компаниям посредством банковских кредитов.

Необходимо  отметить, что в феврале 2003 года Казкоммерцбанк и Европейский банк реконструкции  и развития заключили кредитное  соглашение на 10 миллионов долларов. На наш взгляд, важным является то обстоятельство, что вторая программа ЕБРР, в отличие  от первой, реализуется без предоставления каких-либо гарантий со стороны государства. Это означает, что ставка по кредитам будет варьироваться в зависимости  от суммы, срока погашения и общей  ситуации на рынке.

Одновременно  с кредитной линией ЕБРР определился  еще один источник кредитования предприятий  малого бизнеса. Это средства кредитной  линии Азиатского банка развития (АБР). Программный заем АБР предназначен для кредитования проектов по закупке  оборудования для производства и  переработки сельскохозяйственной продукции, техники, создания оптовых  продовольственных рынков и других рыночных инфраструктур, предназначенных  для реализации сельскохозяйственной продукции, а также финансирования необходимых оборотных средств. На октябрь 2006 года Фондом профинансировано 88 проектов на сумму 52,8млн. долл. США. За данный период были освоены и погашены кредитные средства по 19 проектам на общую сумму более 14,6млн. долл. США, тем самым поддержано 4603 рабочих  места.

Однако, несмотря на достаточно высокие показатели в финансовой поддержке предпринимательства  Фондом, на практике у субъектов  малого и среднего бизнеса возникают  затруднения с получением кредитных  ресурсов: заемщик проходит сложную  процедуру утверждения бизнес-плана  в банке и затем обращается в Фонд развития малого предпринимательства  для повторного одобрения, вследствие чего процедуры затягиваются на несколько  месяцев. Фонд должен иметь разветвленную  инфраструктуру по поддержке и развитию малого бизнеса в регионах. Это  должно вызвать инициативу на местах и, следовательно, позволить переместить  акценты нате области и районы, где в настоящее время существует объективная необходимость в организации структур бизнеса. Однако, основная причина, сдерживающая открытие филиалов Фонда в регионах, - трудности бюджетного финансирования расходов на их создание. В связи с этим было бы рациональным привлечь акимов областей, районов к содействию деятельности Фонда, в частности, предложить им стать участниками Фонда путем внесения в уставный капитал административных зданий большой площади аренды значительное число субъектов чалого бизнеса и их общественных объединений.

Отметим, что эти предпочтительные для  начинающих предпринимателей инструменты  кредитования в Казахстане пока не получили широкого распространения. Исследование лизинговых отношений показало, что  при росте интереса банков второго  уровня к финансовому лизингу, отмечается некоторая пассивность в его  использовании (доля его в кредитном  портфеле ведущих банков Казахстана составляет 0-1%). Исключение составляет ОАО «Дана Банк» г. Караганды: доля финансового лизинга в его  кредитном портфеле составила на 1 июля 2005ода 8475.6тыс. тенге или 56,3%, и  ОАО « Банк Каспийский» г.Алмагы - 896,4тыс. юнге или 5,8%.

Проведенный анализ лизинговых отношений в Казахстане позволил сделать следующие выводы.

Сравнительно  низкие показатели данного вида услуг  в стране объясняются недостаточным  развитием нормативно-правовой базы. Необходимо отметить, что в Казахстане отсутствовало специальное правовое регулирование лизинговых отношений  вплоть до принятия нового Гражданского кодекса в 1999 году. Однако в данном кодексе не нашли полного отражения  отношения, возникающие в процессе непосредственно финансового лизинга. В настоящее время лизинговые отношения регулируются только принятым 5 июля 2000 года Законом «О финансовом лизинге».

Позитивным, на наш взгляд, является развитие лизинговых услуг в сфере сельского хозяйства  за счет средств республиканского бюджета. В качестве банка-заемщика в данном случае выступает ЗАО «КазАгроФинанс». Деньги выделяются на срок до 7 лет на условиях срочности, платности и  возвратности. При этом процентную ставку кредита устанавливает Министерство финансов РК. Нужно учитывать, что  данный вид кредита целенаправленно  выделяется только для приобретения сельскохозяйственной техники, подлежащей последующей передаче в лизинг, а  также для возмещения денег, уже  израсходованных на покупку такой  техники.

Основные  пути развития финансового лизинга  в Казахстане нам видятся в  следующем: разработка и внедрение  государственных программ развития лизинга, а отдельных отраслях хозяйствования, наиболее важных для государства; создание залоговых фондов для обеспечения  банковских инвестиций в лизинг с  использованием государственного имущества; выделение из государственного бюджета  средств на финансирование высокоэффективных  инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга. Также  объективным остается вопрос присоединения  Казахстана к Оттавской конвенции  о международном финансовом лизинге, по которой работают многие развитые страны.

Еще одна, не нашедшая пока развернутого применения в Казахстане, форма повышения  интереса банков к расширению кредитования - факторинговые операции.

Международные факторинговые операции регулируются Конвенцией УНИДРУА по международным  факторным операциям (28 мая 1988 года). Данная конвенция была разработана  специалистами Международного института  по унификации частного права и предложена всему международному сообществу для  рассмотрения и присоединения.

Как показывает практика, применение факторингового обслуживания наиболее эффективно в  отношении малых и средних  предприятий, имеющих перспективы  расширение объемов производства и  сталкивающихся с проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли. Благодаря факторингу ускоряется оборачиваемость средств, что особенно важно для таких предприятий. В финансовом отношении авансирование факторинговой компанией клиента не создает для него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности.

Анализ  факторинговых операций показал, что  для предпринимательства в Казахстане характерен рост дебиторской задолженности  и снижение платежеспособности покупателей, что должно было бы способствовать диверсификации факторинга на территории республики. Однако ввиду недостаточной  нормативно - законодательной базы и высоких процентных ставок пока не достаточен рынок факторинговых  операций не только у фирм, но и со стороны коммерческих банков. К числу  важных дополнительных направлений  кредитования, на наш взгляд, относится  и распространенный в развитых странах  метод софинансирования. Для решения  залоговых проблем субъектов  бизнеса необходимо дальнейшее развитие ипотечного кредитования. Исследование в этой области показало, что банкам совместно с Центром коммерческой недвижимости (ЦКН) необходимо предусматривать  ипотечное кредитование коммерческих структур, благодаря которому последние  смогут прибрести недвижимость, решив  часто весьма болезненную проблему залога.

Как показывает международный опыт, в целях обеспечения  финансовой поддержки предпринимательства  также необходимо создание кредитных  товариществ, особенностью которых  является аккумулирование денег  участников для последующего оказания друг другу за счет накопленных средств  финансовых услуг. Начало развития данных финансово-кредитных институтов было положено с принятием Правил "О  кредитных товариществах", утвержденных Постановлением Правления Национального  Банка Республики Казахстан от 12 апреля 1997г. N106. В результате количество кредитных товариществ в Республике Казахстан значительно возросло (с 2 в 1997 году до 35 на 1 марта 2003 года). В составе кредитных товариществ на сегодняшний день 5 кредитных, 5 кредитно-депозитных и 25 сельских. Анализ деятельности данных кредитных товариществ показывает их эффективность в оказании финансовой помощи малому предпринимательству. На сегодняшний день существуют все предпосылки разработать национальную программу развития взаимного кредитования в сельском хозяйстве и принять соответствующие нормативно-правовые акты.

Кроме того, в целях создания режима максимального  благоприятствования развитию предпринимательства  предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов  и, в первую очередь для субъектов  малого бизнеса, упорядочить и упростить  порядок лицензирования видов деятельности. Необходимо упростить процедуры  согласования и  получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов с введением «правила одного окна», ограничения сроков проведения экспертизы, сокращения перечня необходимых документов.

При Правительстве  РК создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним  и крупным бизнесом. А проблем  у малого бизнеса в стране немало. Число малых предприятий за последние  годы по существу не растет. Если в странах  Евросоюза и Японии число малых  предприятий на 1000 жителей достигает 45—50, то в РК на 1000 жителей приходится, лишь шесть предприятий. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в  стране должно быть не менее 5 млн. В  европейских странах на малых  предприятиях занято около 70% общего числа  работающих, а доля малого бизнеса  в ВВП составляет более 50%. В РК каждый из этих показателей не превышает 10%.

Причины подобного положения - это сложность  получения банковского кредита  и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление названных проблем раскроет возможности дальнейшего развития малого предпринимательства в РК.

 

 

3. Совершенствование системы  государственного регулирования  малого и среднего бизнеса  в РК

 

Малый и  средний бизнес нуждается в постоянной поддержке государства. Именно он придает  смешанной экономике гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный заряд, служит серьезным фактором структурной  перестройки, во многом решает проблему занятости.

Формирование  системы государственного регулирования  предпринимательства идет по многим направлениям.

Необходимо  совершенствование системы правового  обеспечения функционирования и  развития предпринимательства.

На этом этапе важно обеспечить высокое  качество законодательных актов: исключить  между ними противоречия, по возможности  превратить их в законодательные  акты прямого действия, предусмотреть  механизм их реализации, гарантии прав предпринимателей, экономическую и  другие стороны ответственности  при их нарушении.

Совершенствование финансового обеспечения и поддержки  современного предпринимательства.

Такая система  требует качественного совершенствования  политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации  и т.д.

Совершенствование системы инфраструктурного обеспечения  предпринимательства в целом, которое  подразумевает создание фондов и  центров поддержки предпринимательства, сети по подготовке кадров, маркетинговых  центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, информационную поддержку предпринимателей.

Предпринимательство пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах. Чаще всего суть ее сводится к выработке  конкретных мер по трем направлениям:

Консультации (особенно на начальном этапе). В  США, например, действуют региональные отделения правительственного Агентства  по малому бизнесу.

Совершенствование финансовой поддержки. Оказание научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Ряд экономистов  считает, что к основным трудностям, с которыми сталкивается в настоящее  время предпринимательство, относятся:

- неустойчивость  и незавершенность законодательной  базы деятельности предпринимательских  структур;

- жесткий  налоговый прессинг и усложненность  системы налогообложения;

- нехватка  первоначального капитала и собственных  оборотных средств;

- трудности  с получением банковских кредитов;

- давление  криминальных структур;

- сложности  с помещениями и высокая арендная  плата;

- ограниченные  возможности лизинговых услуг.

Социальная  ответственность предпринимателя  сегодня не ограничивается только благотворительностью и инвестированием прибыли в  социальные проекты. От него ждут понимания  проблем и перспектив родного  края, осознания его самобытного  уклада, внесения посильного вклада в  развитие своего региона.

 

 

Заключение

 

Государственное регулирование предпринимательства  призвано создать наиболее благоприятные  условия для функционирования и  повышения социально-экономической  эффективности данного сектора  экономики. Малое предпринимательство  — достаточно многогранное и сложное  экономическое явление. Рассмотрим сначала тенденции развития малого предпринимательства, а затем систему  государственного регулирования в  этой области.

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК