Специфика и инвестиционный потенциал российского рынка золота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 01:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении особенностей формирования и инвестиционного потенциала российского рынка золота.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• оценить специфику золота как денег;
• определить функции золота в современных условиях;
• рассмотреть участников на рынке золота и виды сделок;
• определить источники регулирования рынка драгоценных металлов;
• отследить проблемы развития российского рынка золота;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ЗОЛОТА 6
1.1 Специфика золота как денег 6
1.2 Функции золота в современных условиях 12
1.3 Участники на рынке золота и виды сделок 22
2 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО
РЫНКА ЗОЛОТА 28
2.1 Регулирование российского рынка драгоценных металлов 28
2.2 Анализ мирового рынка золота 32
2.3 Анализ российского рынка золота 40
2.4 Проблемы развития российского рынка золота 51
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЗОЛОТА 56
3.1 Либерализация российского рынка золота 56
3.2 Повышение ликвидности золота для реальных инвесторов 62
3.3 Инвестиционный потенциал рынка золота 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 420.87 Кб (Скачать файл)

В последние годы операции «своп» приобрели большую популярность. Прежде всего, очевидна выгода привлечения средств таким способом по сравнению с привлечением долларовых депозитов, так как процентные ставки по «свопам» ниже. Кроме того, создается возможность безболезненного привлечения золота, которое может быть использовано банком, например, для управления остатками по металлическим счетам [3].

Наконец, эти операции очень популярны среди центральных банков. Это связано с тем, что, желая конвертировать свои золотые запасы, они могут не опасаться, что их действия окажут серьезное влияние на рынок золота; вместо прямых продаж на рынке золото перемещается между контрагентами.

Своп по качеству металла. На практике может сложиться ситуация, когда участнику рынка золота может потребоваться золото более высокой пробы, нежели то, которое у него есть. Данное желание может быть реализовано в рамках «свопа» по качеству металла. Такой «своп» предусматривает одновременную покупку (продажу) металла одного качества против продажи (покупки) золота другого качества. При этом сторона, продающая металл более высокого качества, будет получать премию, которая может зависеть от размера сделки и размера риска, связанного с заменой одного вида золота на другое.

Своп по местонахождению. Такой своп предусматривает покупку (продажу) золота в одном месте против продажи (покупки) его в другом месте. Так как золото в одном месте может стоить дороже, то в этом случае одна из сторон получает премию.

Депозитные операции. Так как золото является финансовым активом, то оно может приносить доход своему владельцу в случае, если становится объектом займа. Данные операции проводятся тогда, когда необходимо привлечь металл на счет или разместить его на определенный срок. При этом депозитные ставки по золоту оказываются обычно ниже ставок по валюте, что объясняется более высокой ликвидностью валюты. Стандартные депозитные сроки – 1, 2, 3, 6 и 12 месяцев, но они могут быть уменьшены или, наоборот, продлены.

Банк, привлекая драгоценные металлы в рамках депозитных договоров, может в течение определенного срока использовать их для извлечения прибыли, например, в схемах финансирования золотодобычи, для арбитражных операций и т. д. Владельцы же золота получают доход на вложенное золото, а также освобождаются от издержек, связанных с хранением физического металла [9].

Форварды. Помимо вышеперечисленных сделок на мировом рынке могут осуществляться другие операции: речь идет о форвардных сделках, предусматривающих реальную поставку металла на срок, превышающий второй рабочий день. Заключая такую сделку, покупатель страхуется от повышения в будущем цены металла на спотовом рынке. Продавец, в свою очередь, преследует цель обезопасить себя от снижения цен в будущем. Страхование обеспечивается путем фиксации цены, на основании которой в будущем планируется осуществить взаиморасчеты. Однако такая сделка не дает возможности воспользоваться более благоприятной конъюнктурой.

Форвард не может быть аннулирован. Его можно лишь уравновесить (закрыть форвардную позицию) путем купли-продажи оговоренного сделкой количества товара по текущему курсу с дальнейшей его продажей по курсу, установленному форвардным контрактом. На золотом межбанковском рынке данные сделки заключаются достаточно редко. При необходимости продажи металла на срок продавец обычно сбывает его на условиях спот, а затем заключает сделку своп: покупает металл на условиях спот и одновременно продает его на условиях форвард.

 

2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  РОССИЙСКОГО РЫНКА ЗОЛОТА

 

2.1 Регулирование  российского рынка драгоценных металлов

 

До начала процессов социально-экономической трансформации в России практически отсутствовали традиции свободного рыночного обращения золота. Все производимые на территории СССР драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, родий, иридий, рутений, осмий) в обязательном порядке поступали в Госфонд, где они хранились в качестве госрезерва и откуда выдавались потребителям (промышленным отраслям, на нужды науки и медицины, а также на экспорт) в строгом соответствии с утвержденными планами или решениями высших партийно-правительственных инстанций. Все операции с драгоценными металлами засекречивались, так что об объемах их производства и потребления или о величине запасов никаких достоверных сведений не имелось [16].

Единственным периодом, когда в стране функционировал свободный рынок золота был рубеж XIX-XX веков. В ходе денежной реформы С. Ю. Витте Россия перешла на классический золотой стандарт – т. е. денежную систему, в рамках которой золото обладало абсолютной ликвидностью. Стремление нарастить необходимый для этого золотой запас обусловил всемерную поддержку государством золотодобывающей отрасли: предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, на ввоз оборудования для золотодобычи, прямое кредитование и т. п.

В СССР вся цепочка движения золота находилась под жёстким контролем государства, но и при серьёзном внимании: была создана мощная инфраструктура добывающей отрасли, обеспечивавшая относительно успешную её работу. По крайней мере, СССР длительное время сохранял за собой второе место в мировой табели о рангах по добыче золота. Рынок же (в той мере, насколько сферу обращения золота в то время можно назвать рынком) имел ярко выраженную монопсоническую структуру, т. е. существовало множество производителей «жёлтого металла» и фактически один покупатель – государство в лице своих ведомств [4].

После распада СССР государство, придерживаясь рыночной идеологии, начало перекладывать бремя развития золотободычи на саму отрасль и потенциальных инвесторов. Это позволяло экономить бюджетные средства, более эффективно использовать потенциал золотодобычи. В течение 90-х годов появились некоторые предпосылки для этого, но в целом процесс формирования рынка золота продолжается до сих пор. Это означало, что была сформулирована линия на превращение золота в ликвидный товар, генерирование инвестиций за счёт частного сектора (в том числе за счёт коммерческих банков). Само государство при этом брало на себя обязательства по установление стабильных правил работы участников рынка.

Такой подход вызвал обострение старых проблем и появление новых:

- поддержание социальной инфраструктуры, что оказалось непосильной ношей для небольших предприятий, и вело к увеличению безработицы, потере квалифицированных кадров, росту социальной напряжённости в регионах;

- диспропорции между структурой текущей добычи и разведанными запасами: около 80% золота добывалось на россыпных месторождениях, тогда как примерно 75% всех разведанных запасов приходилось на рудные месторождения;

- проблемы с финансированием (уровень налогообложения, уровень инфляции, общая финансовая ситуация в стране и т.д.).

В связи со стратегической ценностью данного товара для государства, считается, что рынок драгоценных металлов должен строго регулироваться законодательством. В 1991-2012 гг. был принят ряд нормативных актов (в том числе законы «О недрах», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), направленных на создание цивилизованного рынка драгметаллов.

Основными характеристиками созданной нормативной базы являются следующие [11]:

- отказ от государственной монополии на драгметаллы и драгоценные камни, недропользователь стал собственником добытого металла, в том числе в «монетарной» форме стандартных и мерных слитков;

- отмена лицензирования оборота драгметаллов и драгоценных камней, они выведены из состава «валютных ценностей», снят режим государственной тайны при их обороте;

- определение круга операций коммерческих банков с золотом, разработан порядок лицензирования кредитных организаций для работы на золотом рынке, разработана процедура открытия и ведения так называемых «металлических» счетов. Впоследствии коммерческим банкам разрешили вывозить золото за границу и продавать слитковое золото физическим лицам.

- переключение купли-продажи металлов на рыночную основу с оплатой сделок в российских рублях по ценам, ориентированным на уровень цен мирового рынка;

- создание специализированной сети торговли металлами через коммерческие банки, обладающие соответствующей лицензией; участие в деятельности рынка инвесторов, желающих вложить денежные средства в драгоценные металлы;

- установление критериев и параметров, существенно важных для развития упорядоченного рынка: классификация видов и форм драгоценных металлов, обращающихся на рынке; перечень субъектов рынка; особенности регламентации сделок с минеральным и вторичным сырьем; порядок обращения металлов в слитках и монетах; условия участия в сделках промышленных потребителей, инвесторов, коммерческих банков; порядок ценообразования; особенности поставок на экспорт.

Что касается экспорта золота, то власти, уступив нажиму, расстались с государственной монополией в этой сфере, которая, между прочим, действовала на территории России еще с времен Первой мировой войны. К прежним двум поставщикам металла за рубеж – Гохрану (по решениям Президента) и Центробанку (из собственных резервов) – сначала добавились коммерческие банки, получившие в дополнение к лицензии на право совершения операций с драгоценными металлами специальную экспортную лицензию. Этим банкам разрешается поставлять за границу аффинированное золото в виде стандартных и мерных слитков отечественного или иностранного производства, причем экспортироваться могут не только слитки, находящиеся в собственности самих банков, но также (по договорам комиссии) слитковый металл, принадлежащий на правах собственности другим организациям. А затем с сентября 2001 г. к экспортным операциям были допущены и предприятия-недропользователи. Правда, на практике большинство золотопромышленников этой возможностью воспользоваться не могут, потому что связанные обязательствами по предварительному авансированию, они должны поставлять свою продукцию, в основном, коммерческим банкам, которые их кредитуют; к тому же для многих из них не по силам нести дополнительные затраты, связанные со спецификой торговли золотом за рубежом. Поэтому подавляющая часть произведенного в стране золота экспортируется коммерческими банками [4].

Процесс совершенствования законодательства продолжается. Это является необходимым во всех цивилизованных странах, и в России также. По оценкам специалистов, работу российского предприятия на рынке драгоценных металлов сегодня определяют 677 специальных нормативных актов. С формальной точки зрения в России к настоящему времени создана правовая база для становления и развития рынка драгоценных металлов, регулирующая условия и механизм перехода от централизованного распределения к децентрализованной рыночной торговле.

Вместе с тем на практике этот юридический инструментарий применяется, главным образом, к сделкам с золотом, в гораздо меньшей степени – к серебру и фактически мало что известно о рыночных сделках с платиной и палладием. Что касается остальных драгоценных металлов (родия и пр.), то здесь, судя по всему, во многом сохраняются старые советские порядки: продукция от производителей поступает в Гохран, откуда в соответствии с квотами, утверждаемыми правительством, или по отдельным его решениям металлы отпускаются внутренним потребителям или на экспорт [9].

В значительной мере сохраняется и прежняя секретность относительно объемов производства, потребления и запасов драгоценных металлов. Некоторые официальные данные публикуются лишь по золоту. Информацию о других драгоценных металлах в лучшем случае можно узнать по отдельным усеченным данным в российской прессе, а также по предположениям и догадкам в иностранных публикациях. Таким образом, обсуждая проблемы рынка драгоценных металлов в России, реально можно говорить лишь о рынке золота. Правда Госдума приняла поправки к закону «О государственной тайне», в соответствии с которыми информация о запасах платиновых металлов, добыче и передвижениях драгметаллов и драгкамней будет иметься в открытом доступе. В наибольшей степени это касается комбината «Норильский никель» как главного производителя платины и палладия, но в какой-то мере затрагивает интересы и других участников рынка драгоценных металлов, в том числе золота.

 

 

2.2 Анализ мирового  рынка золота

 

Мировой рынок золота в широком плане охватывает всю систему циркуляции этого драгоценного металла в масштабах мира – производство, распределение, потребление. Иногда это понятие рассматривается и в более узком плане – в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном уровнях. При этом следует иметь в виду, что, когда речь идет об основных особенностях и параметрах рынков золота обычно подразумевается, во-первых, купля-продажа наличного металла в слитковой форме и, во-вторых, оптовые методы торговли этими слитками. Соответственно, особенности торговли так называемым «бумажным золотом» анализируются в рамках деятельности золотых бирж [4].

Особенностями рынка золота является то, что, во-первых, золото используется фактически всеми государствами в качестве страхового и резервного фонда. Учтенные государственные запасы золота, сосредоточенные в Центральных банках и резервах МВФ, составляет сегодня более 31000 т. значительная часть этих запасов может быть выставлена на продажу. Во-вторых, еще большие объемы золота имеются у населения (ювелирные украшения, монеты и др.). Часть этого золота – по крайней мере, в виде лома – также поступает на рынок. В результате вырисовывается следующая картина. Основная доля в предложении золота приходится на его добычу. Но объемы добычи обладают значительной инерционностью, соответственно предложение добытого золота из года в год имеет относительно небольшую вариацию – значительно меньшую, чем предложение золотого лома, продажа золота банками и инвесторами.

Проанализируем запасы золота в госрезервах стран мира, тонн за февраль 2013 г. (таблица 1) [6].

 

Таблица 1 – Запасы золота в госрезервах стран мира, тонн (февраль 2013 г.)

Страна

Золотой запас

1

2

3

1

США

8133,5

2

Германия

3391,3

3

Италия

2451,8

4

Франция

2435,4

5

Китай

1054,1

6

Швейцария

1040,1

7

Россия

957,8

8

Япония

765,2

9

Нидерланды

612,5

10

Индия

557,7

Информация о работе Специфика и инвестиционный потенциал российского рынка золота