Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ межбюджетных отношений Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципалитетов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы межбюджетных отношений;
- рассмотреть особенности межбюджетных отношений в РФ и США, сделать сравнительную характеристику;
- выяснить проблемы межбюджетных отношений в РФ и обосновать направления их дальнейшего совершенствования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….…3
Глава 1.Теоретические основы межбюджетных отношений. ….....….…….….5
1.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений……………………….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование межбюджетных отношений……...12
Глава 2. Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США…………………………………16
2.1 Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации…….16
2.2 Особенности межбюджетных отношений в США………………...………19
2.3 Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США………………………………………………....24
Глава 3. Проблемы и преспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации ……………………………………………………...….35
3.1 Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации…….....35
3.2 Приоритетные направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации ………………………………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы, гр ЭУ-121 Кишкина Е.Н. — обновл.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

-   компенсационные выплаты.

Для оказания финансовой помощи в составе бюджетов созданы:

1) в федеральном бюджете -

- Фонд финансовой поддержки  регионов (ФФПР);

- Фонд регионального  развития;

- Фонд компенсации;

- Фонд софинансирования  социальных расходов;

- Фонд реформирования  региональных финансов;

2) в региональных бюджетах:

- региональные фонды  финансовой поддержки поселений;

- региональные фонды  финансовой поддержки муниципальных

районов (городских округов);

- региональные фонды  муниципального развития;

- региональные фонды  софинансирования социальных расходов;

-  региональные фонды  компенсаций;

3) в бюджетах муниципальных  районов — районные фонды финансовой  поддержки поселений. [4,c.601]

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

1) бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

2) дотация - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

3) субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на осуществление определенных целевых расходов.

4) субсидия (помощь, поддержка) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету бюджетной системы России на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.

Распределение и закрепление доходов и расходов бюджетов по уровням бюджетной системы производится по единым базовым нормативам, закрепленным федеральным законодательством.

Для расширения возможностей федерального бюджета по  выравниванию уровней бюджетной обеспеченности регионов налогоплательщики должны по специальному перечню в полном объеме перечислять платежи непосредственно в местные или региональные бюджеты.

В интересах реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом законом устанавливаются не только единые для всех субъектов РФ нормативные отчисления от федеральных видов налогов, но и единый порядок уплаты налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности являются основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным средним показателем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя. [11,c.307]

Всякого рода соглашения между РФ и ее субъектами, содержащие определенные нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами РФ, а также другие положения, устанавливающие и закрепляющие иные бюджетные взаимоотношения, являются недействительными. Составление и исполнение бюджетов основано на приоритетном финансировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. [2,c.277]

Итак, межбюджетные  трансферты обычно выполняют следующие функции:

- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;

- компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;

- стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;

-  поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;

-  снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

Таким образом, межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Основной инструментарий межбюджетного выравнивания - межбюджетные трансферты.

Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.

 

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование  межбюджетных отношений

 

Межбюджетные отношения как правовой институт представляют собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Сущность и содержание межбюджетных отношений раскрываются в определении,  которое содержится  в  Бюджетном  кодексе  РФ  (ст.  6),  где  межбюджетные  отношения определены как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Из данного определения следует, что публично-правовые образования вступают в определенные отношения по вопросам регулирования бюджетных отношений и бюджетного процесса. Следовательно, субъектами межбюджетных правоотношений являются публично-правовые образования, а объектом - регулирование бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Регулирование бюджетных отношений предполагает их упорядочение, направление и развитие в процессе функционирования бюджетов. По смыслу Бюджетного кодекса РФ необходимость в таком регулировании обусловлена федеративным устройством России. Поскольку межбюджетные отношения обеспечивают территориальное перераспределение финансовых ресурсов и оказывают непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие регионов, правовое регулирование межбюджетных отношений реализует конституционные права граждан. Кроме того, необходимость в регулировании межбюджетных отношений возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов по объективным причинам не хватает средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Регулирование бюджетных правоотношений в аспекте межбюджетных отношений предполагает функционирование отношений:

1) с таким объектом, как бюджетные средства, которые подлежат распределению (дотации, межбюджетные трансферты и др.);

2) процессуального, организационного характера (закрепление доходов бюджетов разных уровней, их распределение и разграничение расходных полномочий, контроль над движением  бюджетных  средств).

 

Основополагающим принципом формирования бюджетов является их самостоятельность, выражающаяся в наличии собственных источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств. Однако часто бюджетам более низких уровней не хватает средств для реализации стоящих перед ними задач, и тогда вышестоящие бюджеты могут направлять дополнительные финансовые средства (источники доходов) нуждающимся бюджетам, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства. Основу механизма бюджетного регулирования, с помощью которого федеральные, региональные и местные органы власти выполняют свои полномочия, составляет правовое закрепление определенного порядка финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу.

В Бюджетном кодексе РФ используется понятие "бюджетное выравнивание", которое необходимо рассматривать как часть бюджетного регулирования. Под бюджетным выравниванием понимается процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в  уровнях социально-экономического развития нижестоящих территорий для обеспечения их гражданам государственных гарантий на определенном, минимально допустимом уровне.

Государственные и муниципальные образования одного уровня развиты неодинаково и имеют разные возможности для мобилизации налогов и сборов. Поэтому главной задачей бюджетного выравнивания ставится выделение менее благополучным из них таких средств, которые увеличат доходы их бюджетов до уровня обеспечения расходов в расчете на одного жителя, примерно равного расходам государственных и муниципальных образований среднего достатка.

Механизм бюджетного регулирования представляет собой совокупность методов (в том числе правовых) и средств, при помощи которых государство воздействует на процессы формирования и использования бюджетных ресурсов. При этом данный механизм оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Межбюджетное регулирование осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной системы) выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.

Большую роль в регулировании межбюджетных отношениях играет Минфин России, в структуре которого находится Департамент межбюджетных отношений (см. Приказ Минфина РФ от 31.05.2005 N 107 "Об утверждении Положения о Департаменте межбюджетных отношений").

Департамент межбюджетных отношений является структурным подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности в части взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, муниципальных образований, а также в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и взаимоотношений бюджетов субъектов РФ с бюджетами муниципальных образований.

Мировой опыт демонстрирует отсутствие идеальной для всех стран модели межбюджетных отношений в силу огромного влияния политики и исторических традиций на бюджетно-налоговое устройство разных стран. Правильная организация процесса регулирования межбюджетных отношений способна обеспечить относительное выравнивание условий социально-экономического развития федеративного государства. Правовому регулированию межбюджетных отношений отведена не последняя роль.

 

 

 

Глава 2. Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США

   

2.1 Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации

 

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов, в том числе: бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ.

Современную систему бюджетных взаимоотношений в Федерации предопределила принятая в 1993 г. Конституция РФ. Все крупные национально- и административно-территориальные образования получили статус субъектов Российской Федерации. В результате разграничения в Конституции полномочий РФ и ее субъектов были определены и зафиксированы три уровня компетенции: вопросы ведения и полномочия Федерации, субъектов Федерации и вопросы их совместного ведения. Местное самоуправление отделено от государства, и определена сфера  компетенции субъектов Федерации.

Информация о работе Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США