Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ межбюджетных отношений Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципалитетов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы межбюджетных отношений;
- рассмотреть особенности межбюджетных отношений в РФ и США, сделать сравнительную характеристику;
- выяснить проблемы межбюджетных отношений в РФ и обосновать направления их дальнейшего совершенствования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….…3
Глава 1.Теоретические основы межбюджетных отношений. ….....….…….….5
1.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений……………………….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование межбюджетных отношений……...12
Глава 2. Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США…………………………………16
2.1 Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации…….16
2.2 Особенности межбюджетных отношений в США………………...………19
2.3 Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США………………………………………………....24
Глава 3. Проблемы и преспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации ……………………………………………………...….35
3.1 Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации…….....35
3.2 Приоритетные направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации ………………………………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы, гр ЭУ-121 Кишкина Е.Н. — обновл.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

 

Межбюджетные трансферты, распределяемые на основе объективных показателей, по своей природе являются выравнивающими, в то же время финансовая помощь, распределяемая на основе показателей деятельности органов государственного управления либо имеющая определенное целевое назначение и требующая софинансирования, носит стимулирующий характер. При этом стимулирующая функция межбюджетных отношений заключается в основном в формировании механизмов финансовых взаимоотношений между публично-правовыми образованиями, которые направлены на создание условий для роста их финансовой самостоятельности, прежде всего за счет развития доходного потенциала. Таким образом, противоположность эффектов выравнивания и стимулирования приводит к невозможности их совмещения в рамках одного механизма, а в случае такого совмещения – к негативным последствиям. Для устранения действующих противоречий при осуществлении бюджетного планирования необходима увязка фактически выделяемых регионам дотаций с действительно полученным объемом источника их формирования и уровнем и качеством управления этими средствами. [6]

Таким образом, основные проблемы, существующие в межбюджетных отношениях и бюджетном федерализме связаны, прежде всего:

- с резкой дифференциацией регионов по уровням доходов и бюджетной обеспеченности в социально-экономической сфере. Углубление горизонтальной дифференциации по доходам способствует увеличению объема средств, необходимых для подтягивания регионов до среднего российского уровня. Так как межрегиональная дифференциация усиливается, то всё больший объем ресурсов требуется для поддержания «бедных» регионов.

- с отсутствием реальных стимулов и заинтересованности территориальных образований в повышении сбора налоговых платежей, поступающих в территориальный бюджет. Существующая методика выделения трансфертов приводит к тому, что при сокращении собственных бюджетных доходов субъект Федерации имеет больше прав на получение средств из федерального бюджета.

Существующий механизм выделения трансфертов поощряет регионы к уменьшению их доходной базы. Принцип выравнивания расходов при отсутствии стимулов к увеличению собственных доходов обусловливает усиление иждивенческих настроений в регионах.

- с нецелевым и неэффективным расходованием средств бюджетов, особенно в звене субъекта РФ при получении трансфертов, дотаций и субсидий из федерального бюджета;

- с несоответствием законодательной базы ряда субъектов РФ нормам российского законодательства, несоблюдением органами местного самоуправления законодательных актов, принятых высшими звеньями управления бюджетной системой страны.

В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.

 

3.2 Приоритетные направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

 

Основные направления бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений в 2015-2017 годах:

- усиление  выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;

-  обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- реализация  ряда мер, направленных на мобилизацию  доходов и оптимизацию расходов  консолидированных бюджетов субъектов  РФ, в т.ч. внедрение принципа нуждаемости при оказании социальной поддержки, а также активизация мер по стимулированию экономического развития.

В частности, для мобилизации доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ предусматривается возможность введения налога с продаж со ставкой в размере до 3 процентов. Реализация данной меры позволит повысить обеспеченность бюджетов субъектов РФ, увеличив доходы почти на 200 млрд. рублей в год.

В целях оптимизации расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ  существует необходимость объективной оценки результатов работы различных региональных программ, инвестиционных проектов, которые финансируются за счет федерального бюджета, и, как следствие, сокращение финансирования недействующих программ.

С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности региональных и местных бюджетов в 2015 году будет предусмотрена индексация на уровень инфляции данного вида финансовой помощи. Также предполагается увеличить общий объем дотаций исходя из необходимости интеграции в бюджетную систему РФ Республики Крым и г.Севастополя. [7, с.6]

Имеющееся в России разнообразие территорий и муниципальных образований по степени экономического развития, обеспеченности ресурсами, природно-климатическим условиям проживания, численности и составу населения снижают эффективность системы межбюджетных отношений, а также затрудняет ее реформирование.

В этой связи представляется целесообразным использование методики расчета социально-необходимых размеров бюджетов территорий. Суть названной методики заключается в том, что минимально необходимый бюджет любого уровня должен на 100 процентов покрываться за счет собственных закрепленных доходных источников. Это является гарантией государства в обеспечении любого гражданина России финансовыми средствами в объеме, достаточном для нормального функционирования всех объектов социальной и производственной инфраструктуры, необходимых для его жизнедеятельности, независимо от места проживания. Это также даст финансовые гарантии регионам и муниципальным образованиям, повысит их заинтерисованность в текущем и перспективном финансовом управлении налоговыми доходами. [3, с.19]

Таким образом, для обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации необходимо:

-  обеспечения наполнения социально необходимого  бюджета любого субъекта РФ и муниципального образования прежде всего за счет собственных закрепленных  доходных источников;

-  оптимизация бюджетных расходов  и повышение их социально-экономической  результативности;

-  справедливость и прозрачность  в области межбюджетных отношений;

-  эффективность и оптимальность изъятия налоговых доходов в бюджет вышестоящего уровня;

-   гарантии финансового обеспечения  установленных расходных полномочий;

-   финансовая ответственность субъектов  межбюджетных отношений за нарушение  финансовой дисциплины;

-   создание стимулов у региональных  и местных органов власти к  увеличению налогового потенциала  на своей территории, наращиванию  инвестиционных, производственных, природных  и прочих ресурсов;

-   управление финансами в интересах  населения, проживающего на соответствующей территории, где на первом месте стоят интересы отдельного человека, семьи, а затем – муниципального образования, субъекта Федерации, страны.

                              

 Заключение

 

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит социально-экономическое развитие страны, а значит и благосостояние граждан.

Именно от того, на сколько эффективен будет механизм межбюджетных отношений, зависит реальное состояние бюджетной системы Российской Федерации. Изначально создание качественного механизма межбюджетных отношений в России сталкивается со многими сложностями, среди которых можно, прежде всего, назвать саму структуру государственного устройства – федерацию. Ее субъекты – это различные по территории и численности населения, климатическим условиям и сложившимся традициям образования, требующие индивидуального подхода к решению их проблем.  Кроме этого, в качестве проблемы следует выделить и явное противостояние центра и регионов, которое затрудняет нахождение компромисса во многих государственных и региональных вопросах.

В настоящее время бюджетное законодательство РФ не содержит базового критерия системы межбюджетных отношений - четкого разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Механизм распределения доли расходов и доходов между бюджетами каждого уровня таков, что закрепленные расходы бюджетов регионального и муниципального уровней значительно больше закрепленных доходов.

Для централизованной бюджетной системы характерна высокая степень концентрации налоговых и иных поступлений в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого межбюджетного выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем предоставления им разнообразных субсидий. Такая система позволяет мобилизовать и целенаправленно использовать значительные бюджетные ресурсы прежде всего в общегосударственных интересах. Но при этом остается слишком мало возможностей для учета фактических потребностей отдельных территорий (субъектов федерации и муниципальных образований) и обеспечения их заинтересованности в расширении собственных доходов и потенциалов.

Децентрализация бюджетной системы, уменьшающая концентрацию бюджетных доходов в «центре», соответственно сокращает объем перераспределяемых средств, но почти никогда не избавляет полностью от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. 

Поэтому в сфере межбюджетных отношений необходимо стремиться к достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического роста, увеличению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Список литературы

 

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) [Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.] (Дата обращения 02.12.2014 г.). — [Электронный ресурс]. — Режим  доступа: www.consultant.ru

2. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров, О. В. Субботина. -  4-е изд., перераб.и доп. М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 448 с.

3. Бочкарева, Е.А. Разграничение доходных источников  и расходных полномочий как одно из условий сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации / Е.А.  Бочкарева // Финансовое право. -  2013. -  № 12. – С.18-20.

4. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2010. - 703 с.

5. Бюджетный  процесс в развитых странах. Информационно-аналитические  материалы Государственной Думы.  Выпуск 14 [Электронный ресурс] / Государственная Дума. Официальный сайт – Режим доступа: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4546/15516

6. Васильева, М.В. Государственный и муниципальный финансово-бюджетный контроль как функция управления экономикой регионов: механизм и направления воздействий применительно к регионам различного типа [Электронный ресурс] / М.В.  Васильева // Институциональное развитие финансового контроля. – 2013. - № 2.– Режим доступа: http://economic-journal.net/2013/07/2121/

7. Главная задача  – повышение результативности  расходов и исполнение социальных  обязательств финансы // Финансы. -  2014. - №7. – С. 3-9.

8. Исполнение  федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год  [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт– Режим доступа: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/09/main/ kniga_budjet_%202013.pdf

9. Марченко, Г.В. Мачульская О.В. Финансовые механизмы  межрегионального выравнивания [Электронный ресурс] /Г.В. Марченко, О.В. Мачульская // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». – Режим доступа:  http://raexpert.ru/researches/regions/fin_levelling

10. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/ под ред. проф. А.С.Булатова, проф. Н.Н.Ливенцева. – М.: Магистр, 2010.- 654с.

11. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. С. Нешитой. — 10-е изд., испр. и доп. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2012. —336 с.

12. Прогноз социально-экономического  развития Российской Федерации  на 2015 год и на плановый период 2016-2017 [Электронный ресурс] / Официальный  Интернет-ресурс Министерства экономического  развития Российской Федерации.– Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/201409261

13.Сводная таблица  исполнения бюджетов субъектов  РФ на 01.01.2014[Электронный ресурс] /Министерство финансов Российской  Федерации. Официальный сайт. Информационно- аналитический раздел. –– Режим доступа:http://info.minfin.ru/subj_analitics.php

14. Сорокина, Л. В. Роль межбюджетных трансфертов  в бюджетной системе Российской  Федерации [Электронный ресурс] / Л. В. Сорокина, Л. В. Сорокина, М. С. Шеповалова // Молодой ученый. - 2014. - №1. -  С. 426-429.   – Режим доступа:http://www.moluch.ru/archive/60/8772/

15. Суглобов, А. Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации : учебное пособие для вузов по специальностям "Финансы и кредит", "Государственное и муниципальное управление" / А. Е. Суглобов, Ю. И. Черкасова, В. А. Петренко . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 . – 263 с.

Информация о работе Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США