Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 09:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ межбюджетных отношений Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципалитетов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы межбюджетных отношений;
- рассмотреть особенности межбюджетных отношений в РФ и США, сделать сравнительную характеристику;
- выяснить проблемы межбюджетных отношений в РФ и обосновать направления их дальнейшего совершенствования.
Введение………………………………………………………………..……….…3
Глава 1.Теоретические основы межбюджетных отношений. ….....….…….….5
1.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений……………………….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование межбюджетных отношений……...12
Глава 2. Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США…………………………………16
2.1 Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации…….16
2.2 Особенности межбюджетных отношений в США………………...………19
2.3 Сравнительная характеристика организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и США………………………………………………....24
Глава 3. Проблемы и преспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации ……………………………………………………...….35
3.1 Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации…….....35
3.2 Приоритетные направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации ………………………………………………………....39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………
Таблица 2.1
Федеральный бюджет США в 2013г.
Федеральный бюджет США |
2013 | |
млрд.дол. |
% | |
1 |
2 |
3 |
Всего расходов |
3455 |
100 |
Мандатные |
2308 |
66,8 |
Социальные федеральные программы, в т.ч. |
757 |
21,9 |
Medicare |
492 |
14,2 |
Medicaid |
265 |
7,7 |
Соц.обеспечение |
808 |
23,4 |
Другие программы |
521 |
15,0 |
Выплата процентов по государственному долгу |
222 |
6,5 |
Дискреционные |
1147 |
33,2 |
Департамент обороны |
626 |
18,2 |
Расходы на с/х, энергетику, торговля, здравоохранение, образование, правоохранительные органы и др. |
521 |
15,0 |
Всего доходов |
2775 |
100 |
Налоговые доходы |
2672 |
96,3 |
Личный подоходный налог |
1316 |
47,4 |
Социальное страхование |
947 |
34,2 |
Налог на прибыль корпораций |
274 |
9,9 |
Акцизы |
84 |
3,0 |
Таможенные пошлины |
32 |
1,2 |
Налог с наследства и дарений |
19 |
0,6 |
Неналоговые доходы |
103 |
3,7 |
Федеральная резервная система (депозиты) |
76 |
2,7 |
Прочие |
27 |
1,0 |
Дефицит |
680 |
Расходы федерального бюджета США делятся на мандатные и дискреционные. Дискреционные – это расходы бюджета по направлениям, которые ежегодно пересматриваются Конгрессом, мандатные – не пересматриваются ежегодно.
Medicare и Medicaid – это федеральные программы медицинского страхования, которые финансируются из налоговых поступлений (Medicare -15-процентный налог со всех работающих, Medicaid – из общих поступлений налога на прибыль).
Таблица2.2
Федеральный бюджет РФ в 2013г.
Федеральный бюджет РФ |
2013 | |
млрд.руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
Всего расходов |
13342 |
100 |
Обшегосударственные вопросы, в т.ч. национальная оборона |
2930,7 |
21,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2061,6 |
15,5 |
Национальная экономика |
1849,3 |
13,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
177,5 |
1,3 |
Охрана окружающей среды |
47 |
0,4 |
Образование |
672,3 |
5,1 |
Культура, кинематография |
94,8 |
0,7 |
Здравоохранение |
502 |
3,8 |
Социальная политика |
3833,1 |
28,7 |
Физическая культура и спорт |
68 |
0,5 |
Средства массовой информации |
77,3 |
0,6 |
Обслуживание государственного долга |
360,3 |
2,7 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
668,1 |
5 |
Продолжение таблицы 2.2
1 |
2 |
3 |
Всего доходов |
13019,9 |
100 |
Налоговые доходы |
7063,8 |
54,3 |
Налог на прибыль |
352,2 |
2,7 |
Налог на добавленную стоимость |
3539 |
27,3 |
Акцизы |
524,4 |
4 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2554,8 |
19,6 |
Государственная пошлина |
92,2 |
0,7 |
Прочие налоговые доходы |
1,2 |
0,01 |
Неналоговые доходы |
5905 |
45,3 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
5011 |
38,5 |
в т.ч. таможенные пошлины (вывозные) |
4058 |
31,2 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
348 |
2,6 |
Платежи при пользовании природных ресурсов |
245,1 |
1,9 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
106,3 |
0,8 |
Доходы от оказания платных услуг |
134,7 |
1 |
Административные платежи, сборы, штрафы, санкции |
43,2 |
0,3 |
Прочие неналоговые доходы |
16,7 |
0,19 |
Безвозмездные поступления |
51,1 |
0,4 |
Дефицит |
322,1 |
Доходы федерального бюджета США складываются, в основном, из налоговых поступлений, которые составляют 96,3 процента всех доходных статей. Причем личный подоходный налог приносит в бюджет около половины всех поступлений (47,4 процента), второе место занимают отчисления на социальное страхование (34,2 процента). В РФ доли неналоговых и налоговых доходов не так сильно отличаются – 45,3 и, соответственно, 54,3 процентов. В РФ почти треть всех поступлений в бюджет составляет налог на добавленную стоимость (27,2 процента), второе место занимает налог на добычу полезных ископаемых (19,6 процента).
В составе доходной части федерального бюджета РФ есть межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, которые составляют 668,1 млрд.р. Это безвозмездные дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований, а также дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Перечислено же в 2013 году межбюджетных трансфертов 1 487.95 млрд. руб.
Остальные финансовые средства (789,3 млрд. руб.) были направлены в виде субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих целевое назначение. Эти бюджетные статьи входят в каждый раздел расходов федерального бюджета и направлены во все сферы национальной экономики. Субсидии выделяются на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, поддержку сельского хозяйства, софинансирование объектов капитального строительства, обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, программы здравоохранения и энергосбережения и др. Субвенции направляются на оказание социальной помощи различным категориям граждан (оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, социальные выплаты безработным гражданам обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и др.)
В таблице 2.3 представлена структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2013 году.
Таблица2.3
Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2013г.
Межбюджетные трансферты |
2013, млрд. р. |
Доля в межбюджетных трансфертах, % |
Всего межбюджетных трансфертов |
1487,9 |
100 |
Дотации, в т.ч. |
609,1 |
40,9 |
– дотации на выравнивание |
418,8 |
28,1 |
– дотации на сбалансированность |
177,8 |
11,9 |
Субсидии |
515,6 |
34,7 |
Субвенции |
273,7 |
18,4 |
Иные межбюджетные трансферты |
89,5 |
6 |
Сумма межбюджетных трансфертов была распределена между субъектами РФ неравномерно в силу их различной бюджетной обеспеченности. Сравнение нескольких более и менее обеспеченных регионов в долях межбюджетных трансфертов из федерального бюджета РФ показаны в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Безвозмездные поступления в бюджеты субъектов РФ
Субъекты РФ |
Доходы, млн.руб. |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной ситемы РФ, млн.руб. |
Доля безвозмездных поступлений в доходах, % |
Расходы, млн.руб. |
Дефицит / Профицит, млн. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Российская Федерация |
8 197 976 |
1 550 389 |
18,91 |
8 837 832,81 |
-639 856,8 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
138 996,2 |
1 845,4 |
1,33 |
158 865,8 |
-19 869,6 |
г. Москва |
1486291,5 |
47960,6 |
3,23 |
1534245,6 |
-47 954,1 |
Тюменская обл. |
127 514,0 |
13 983,5 |
10,97 |
160 220,7 |
-32 706,6 |
Ульяновская область |
41 503,8 |
10 080,5 |
24,9 |
47 508,9 |
-6 005,0 |
Чувашская Республика |
43 079,2 |
15 073,2 |
34,9 |
44 456,9 |
-1 377,7 |
Республика Адыгея |
16 461,1 |
7 674,4 |
46,62 |
16 946,4 |
-485,3 |
Еврейская автономная область |
13 986,58 |
8 129,54 |
58,12 |
14 421,36 |
-434,78 |
Республика Дагестан |
122 997,83 |
96 942,13 |
78,82 |
125 974,36 |
-2 976,53 |
Республика Ингушетия |
20 349,75 |
17 256,55 |
84,8 |
24 064,20 |
-3 714,45 |