Срочный рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является краткий анализ текущего состояния российского срочного рынка и его нормативной базы, а также определение направлений совершенствования федерального законодательства, регулирующего срочные сделки. Цель не может быть достигнута путем принятия единственного, пусть даже комплексного, законодательного акта. Основной задачей является выработка подходов к созданию целостной, внутренне непротиворечивой системы законодательного и нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в процессе заключения и исполнения срочных сделок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рынок ценных бумаг: виды. Понятие срочного рынка ценных бумаг …………………………………………………………………….. 5
2. Участники срочного рынка ценных бумаг. Характеристика контрактов 10
3. Проблемы и повышение конкурентоспособности срочного рынка ценных бумаг 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы предприятий.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

На рынке регистраторов также  усилились процессы поглощения и  на начало 2011 г. их количество сократилось  до 44. Процесс слияния и поглощения сопровождается сокращением количества регистраторов и содействует повышению их капитализации. В настоящее время реализуются предложения по либерализации лицензионных требований к регистраторам для сохранения достаточного числа регистраторов на рынке. Так, согласно п. 2.8.2 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 20.07.2010 N 10-49/пз-н, лицензионные требования для лицензиата, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включали наличие по истечении 6 месяцев с даты получения лицензии не менее 50 договоров с эмитентами, выпуски эмиссионных ценных бумаг которых прошли государственную регистрацию в соответствии с законодательством РФ с числом владельцев ценных бумаг более 500 у каждого, ведение реестров владельцев ценных бумаг которых осуществляется лицензиатом. Эти лицензионные требования для регистраторов отменены в связи с принятием Приказа ФСФР России от 05.04.2011 N 11-9/пз-н "О внесении изменений в некоторые приказы Федеральной службы по финансовым рынкам", согласно которому отменяются требования к регистраторам о наличии не менее 50 договоров с эмитентами, число акционеров которых превышает 500.

В настоящее время исследуется  возможность пересмотра системы  регулирования рекламы на финансовых рынках и установление более жестких требований к распространению рекламы розничных финансовых услуг. Разрабатываются нормативные правовые акты, регулирующие предложение финансовых услуг розничным клиентам, в частности проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления услуг неквалифицированным инвесторам). Предлагается определить рамки предоставления брокерами розничным инвесторам услуг с повышенным риском, в том числе при заключении маржинальных и срочных сделок, детально регламентировать правила обработки и исполнения клиентских поручений и представления отчетности. Право оказания услуг розничным инвесторам должно быть предоставлено только тем брокерам, у которых размер капитала превышает необходимый уровень.

Безусловно, высокую значимость для  развития цивилизованного фондового рынка призван сыграть Закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целом государственное регулирование рынка ценных бумаг все больше соответствует международным стандартам и направлено на развитие прозрачных, устойчивых и конкурентоспособных финансовых институтов, оказывающих клиентам широкий спектр финансовых услуг.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время самым передовым нормативным актом в области регулирования рынка производных является Налоговый кодекс РФ. Так, в гл. 25 (налогообложение прибыли) дается понятие финансовых инструментов срочных сделок и инструментов хеджирования, а также сделок репо. С определенными допущениями можно сказать, что с 1 января 2002 г. порядок расчета налогов по срочным сделкам отвечает интересам участников финансовых рынков. Определенный прорыв возможен и в законодательстве о налогах с физических лиц при совершении ими срочных сделок.

Еще одной из важнейших причин недостаточного развития срочного рынка в России является постоянная борьба между регуляторами рынка. В настоящее время заметную роль в регулировании рынка играют три организации:

• КТБ при МАП РФ — лицензирование биржевой и брокерской деятельности на рынке стандартных контрактов, в том числе производных на товарные активы;

• ФКЦБ России — регулирование  профессиональной деятельности и инфраструктуры рынка производных на ценные бумаги и фондовые индексы;

• Банк России — вопросы, связанные с расчетами на организованном рынке, с обращением срочных контрактов на иностранную валюту, регулированием банковской деятельности на срочном рынке.

В последнее время все чаще предлагается на уровне законов или подзаконных актов ограничить полномочия имеющихся регуляторов. Единственно верное решение вопроса — на срочном рынке должен быть основной регулятор,устанавливающий единые для всего рынка принципы торговли и расчетов. Глупое и затратное занятие — строить инфраструктуру рынка для каждого вида срочных контрактов.Безусловно, особенности обращения производных на ценные бумаги должны определяться ФКЦБ, вопросы расчетов и совершения сделок с иностранной валютой— Банком России и т.п.

Другой вопрос — отдать функции  главного регулятора срочного рынка одному из имеющихся ведомств или создать новую структуру? Развитие событий может пойти по пути создания совершенно нового регулирующего органа. В таком случае основная борьба развернется за право возглавить этот орган и сформировать его команду.

Сейчас идет период интенсивных  баталий между заинтересованными  группами, проводится масса совещаний  и конференций. Безусловно, данная ситуация не имеет ничего общего с нормальной работой на рынке и законотворческой работой, это скорее проблема, лежащая в политической плоскости. Нужно отметить, что участникам рынка по большому счету все равно,кто будет главным регулятором; с их точки зрения, важнее решить данную проблему, чтобы не пришлось выполнять противоречивые предписания нескольких регуляторов.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что в законе о рынке  производных инструментов жизненно важно определить функции регуляторов рынка и процедуры согласования действий и документов между ними. Анализируя спектр обращающихся на срочном рынке FORTS инструментов, можно заметить, что интересы участников рынка в основном сосредоточены в области производных на акции российских эмитентов, при этом особенностью российского рынка является преобладание расчетных фьючерсов над поставочными. Помимо акций базисным активом фьючерсов являются также фондовые индексы. А вот у опционов базисным активом является пока лишь только фьючерс на акции.

А вот развития производных на государственные  ценные бумаги и корпоративные облигации вряд ли стоит ожидать в ближайшие два-три года. Рынок ГКО/ОФЗ будет жестко ограничен рамками государственного бюджета в условиях большого внешнего долгового бремени. Что касается еврооблигаций и корпоративных облигаций, номинированных в рублях, то эти рынки традиционно относятся к внебиржевым и, скорее, можно ожидать развития межбанковского рынка форвардных контрактов на эти инструменты.

На втором месте по популярности находятся производные на иностранную валюту. Биржевой рынок фьючерсов на доллар и евро существует на ММВБ и СПВБ,однако обороты невелики. Развитию межбанковского рынка форвардов и опционов на иностранную валюту мешает как неоднозначная трактовка этих инструментов в законодательстве, так и жесткие рамки регулирования открытых валютных позиций банков и операций банков со срочными инструментами со стороны Банка России.

Помимо живейшего интереса участников рынка к разнообразным производным на ценные бумаги, в ближайшее время стоит ожидать развития производных инструментов на рублевые процентные ставки и товарных производных(прежде всего на сахар, зерно, нефть и электроэнергию).

Однако главный интерес профессиональных участников срочного рынка заключается в его глубине и ликвидности (т.е. в объеме открытых позиций и обороте на рынке). По этим показателям срочный рынок явно проигрывает другим сегментам финансового рынка страны.

При решении вышеизложенных проблем  объем срочного рынка должен значительно  возрасти, а сам рынок станет привлекательным  объектом для профессиональной деятельности финансовых институтов. Основными категориями профессиональных участников срочного рынка традиционно являются банки, которые, помимо развития собственных и клиентских операций, заинтересованы в предоставлении расчетных услуг, и брокерские компании, заинтересованные в увеличении клиентского оборота.

Интерес профессиональных участников к разработке и предоставлению своим клиентам новых видов услуг сам по себе является серьезной движущей силой развития многих финансовых рынков, и рынок деривативов не является здесь исключением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амбарцумян С.Р. К вопросу о правовой квалификации форвардных контрактов // СПС "КонсультантПлюс". 2009.
  2. Белов В.А. Еще раз о проблеме бездокументарных ценных бумаг // Правоведение. 2010. N 2.
  3. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: Учебное пособие по спец. курсу: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2011.
  4. Витрянский В. Срочные сделки в сфере биржевой торговли и на финансовых рынках // Хозяйство и право. 2012. N 11.
  5. Демушкина Е. Безналичные ценные бумаги - фикция или реальность? // Рынок ценных бумаг. 2012. N 18.
  6. Кандыбка А.И. Правовое регулирование биржевых сделок на фондовом рынке: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.
  7. Карабанов И. Инвестиционная деятельность: некоторые вопросы правового регулирования в законодательстве о налогах и сборах // Хозяйство и право. 2011. N 10.
  8. Карабанова К. Понятие ценной бумаги в современном российском праве // Хозяйство и право. 2010. N 9.
  9. Логинов П.Б. Финансово-правовой анализ форвардного договора // Право и экономика. 2010. N 8. С. 40 - 45.
  10. Трофимов С.В. Правовое обеспечение инновационного развития промышленного производства. Иркутск: БГУЭП, 2010. 202 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Срочный рынок ценных бумаг