Стратегический анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА………………………………………………………………………..6
1.1 Основные понятия, определения и значение стратегического анализа…6
1.2 Этапы стратегического планирования……………………………………..11
ГЛАВА II. ИсследованиЕ стратегического потенциала
ООО «Строительное управление»……..……………………………17
2.1 Финансово- экономическая деятельность организации ………………….17
2.2 Характеристика внутренней среды организации …………………………26
2.3 Характеристика внешней среды организации……………………………..30
ГЛАВА III. Предложения по внедрению ИНСТРУМЕНТОВ стратегического анализа в систему управления ООО «Строительное управление»…………………………………………..35
3.1 STEP-анализ организации ……………….................................................35
3.2 SWOT- анализ организации.………………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....51
Список используемой литературы……………………………………………...54

Файлы: 1 файл

Курсовая Стратегический анализ.docx

— 102.53 Кб (Скачать файл)

Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.

Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Существует три подхода к формированию матриц:

  1. Табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.
  2. Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.
  3. Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.

Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура. 

Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

  • цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
  • руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
  • в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

  • соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
  • соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
  • приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Функции высшего руководства в процессе стратегического планирования:

  1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
  2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.
  3. Решения по поводу организационной структуры.
  4. Проведение необходимых изменений на фирме.
  5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.

Типы организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.

Чтобы провести изменения нужно вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление можно встретить, планируя изменения, уменьшить до возможного минимума это сопротивление и установить статус-кво нового состояния. Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ii. ИсследованиЕ стратегического потенциала

ООО «Строительное управление»

 

2.1 Финансово- экономическая деятельность организации

 

ООО "Строительное управление" создано на базе ОАО «СМУ-53» решением участника от 24 мая 2005 года.

Общество имеет полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление». Сокращенное фирменное наименование ООО «Строительное управление».

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основными видами деятельности Общества являются:

- строительство  зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности;

- общестроительные  и строительно-монтажные работы;

- геодезические  работы, выполняемые на строительные  площадках;

- подготовительные  работы

- земляные  работы;

- свайные  работы;

- каменные  работы;

- кровельные  работы;

- отделочные  работы;

- благоустройство  территории;

- устройство  инженерных сетей;

- выполнение  функций генерального подрядчика  и заказчика;

- оказание  сервисных услуг по обслуживанию  автомобилей и иной техники; - организация работы авто -, мото- и прочих стоянок;

- производство  строительных материалов;

- иные  виды деятельности, не запрещенные  законодательством РФ.

Анализ финансового состояния способствует оптимальной и правильной политике управления финансовой деятельностью предприятия, поэтому проведение анализа финансового состояния является необходимым условием эффективного управления. Проведем анализ финансового состояния ООО «Строительное управление». Основным источником информации для анализа является бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Анализ финансового состояния предприятия включает следующие этапы:

1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния  предприятия и изменений его  финансовых показателей за отчетный  период.

2. Анализ  платежеспособности и финансовой  устойчивости предприятия.

3. Анализ  кредитоспособности предприятия  и ликвидности его баланса.

Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах. В структуре стоимости имущества отражается специфика деятельности каждого предприятия. Разумеется, нельзя сравнивать структуру, например, на металлургическом заводе и в торговой организации. Но анализ динамики ее на протяжении какого-то периода на одном и том же предприятии необходим, см. табл. 1.

 

 

 

Таблица. 1

Структура стоимости имущества

Показатели

2012 г.

2013г.

2014г.

2014г. в % к 2012г.

2014г. в % к 2013г.

Руб.

в % к стоимости имущества

Руб.

в % к стоимости имущества

Руб.

в % к стоимости имущества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Всего имущества

298170

100

345574

100

444387

100

149,0

128,6

в том числе

               

2.Основные средства и внеоборотные  активы

102430

34,3

84432

24,4

315804

71,0

308,3

374,0

3.Оборотные средства

195830

65,7

261142

75,6

128583

29,0

65,6

49,2

Из них:

               

3.1.Материальные оборотные средства

2035

0,7

4048

1,2

6810

1,5

334,6

168,2

3.2.Денежные средства и краткосрочные  вложения

99865

33,5

96864

28,0

11410

2,6

11,4

11,8

3.3. Средства в расчетах

145854

48,92

139125

40,2

56034

12,6

38,4

40,3


 

 

У предприятия произошло изменение структуры стоимости имущества. В 2012 году внеоборотные активы составляли 34,3%, в 2005 году они уже составляли 24,4%, в 2006 году доля увеличилась до 71%. Соответственно изменялась и доля оборотных активов. Видно, что в 2013 г. они уменьшились, а в 2014 г. снова увеличились. Соотношение внеоборотных и текущих активов свидетельствует об отрицательном сдвиге в структуре - имущество стало менее мобильным.

В структуре оборотных активов произошли некоторые изменения: в 2006 году по сравнению с 2005 годом сумма материальных оборотных средств снизилась почти в 1,5 раза, а по отношение 2012 г. к 2013 г. по сумме материальных оборотных средств увеличились в 0,7 раз; денежные средства снизились с 99865 тыс. руб. в 2012 году до 96864 тыс. руб. в 2013 году и до 11410 тыс. руб. в 2006 году, дебиторская задолженность в 2014 году составляла 56034 тыс. руб., что ниже уровня прошлого года на 82091 тыс. руб., но при этом в 2012 году данная статья содержит 145854 тыс. руб.

Информация о работе Стратегический анализ предприятия