Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:02, реферат
Любая система, и валютная в том числе - система динамичная и постоянно развивается, а значит, изменяют ее элементы, ее состав и структура. Эти изменения ведут к изменениям функциональных связей, реакции системы на воздействие со стороны страны. Имеется ввиду, что постоянная система в процессе активного развития прекращает реагировать на инструменты воздействия так же, как и прореагировать раньше, до модификаций. Поэтому важно найти такие индикаторы, которые бы разрешали учитывать изменения, происходящие в структуре валютной системы.
Тем не менее, с
2007 года снова обозначилось
В 2008 году инфляция увеличилась в среднем на 1,4 %, а прогнозы инфляции в России на 2009 год таковы, что она то может подняться еще до 1,7%. Это в первую очередь связано и с увеличением цен на транспорт, и увеличением тарифов жилищно-коммунальных услуг. Хотя, положение не так то и плачевно, потому что по сравнению с 2000-2001 годами инфляция то в России в 2008 года существенно снизилась. Есть и еще одна основательная сторона: процесс инфляции уже активизирует саму инвестиционную деятельность. Но выигрывают при этом не все, поэтому то несмотря на это, все мы до сих пор и переживаем, и чувствуем на себе последствия инфляции.
Подводя итог, можно
сказать, что у валютной
2.2. Законодательная основа валютной системы РФ
Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.
Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый - специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.
Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».
К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.
Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.
Под валютным регулированием
понимается определение государством
принципов осуществления
·формирование и развитие национального валютного рынка;
·регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;
·регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке <#"justify">К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:
·требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;
·лицензирование <#"justify">Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ:
.приоритет экономических
мер в реализации
2.исключение неоправданного
вмешательства государства и
его органов в валютные
.единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
.единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
.обеспечение государством
защиты прав и экономических
интересов резидентов и
Органами валютного
Валютный контроль - это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:
·определение порядка
и форм учета, отчетности и документации
по валютным операциям резидентов и
нерезидентов, проверка полноты и
объективности учета и
·надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
·контроль экспортных операций;
·контроль импортных операций;
·контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
·проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
·определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.
Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:
) путем документарного
надзора, основанного на
) с помощью инспекционных проверок;
) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.
По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).
Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
·осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
·проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
·взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;
·взыскания в доход
государства необоснованно
Резиденты, включая уполномоченные
банки, и нерезиденты в случае
отсутствия учета валютных операций,
ведения учета валютных операций
с нарушением установленного порядка,
непредставления или
При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
·взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;
·приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
·других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются - п. 4 ст. 11.)
Должностные лица юридических
лиц-резидентов, в том числе уполномоченных
банков, и юридических лиц-
Статья 15 Закона РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле»
устанавливает права и
·проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;
·приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;
·приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.
2.3 Проблемы формирования и развития валютной системы России
В зависимости от
высоких показателей
В настоящее время
на фоне международного
Информация о работе Сущность, цели и задачи функционирования валютной системы России