Сущность, цели и задачи функционирования валютной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Любая система, и валютная в том числе - система динамичная и постоянно развивается, а значит, изменяют ее элементы, ее состав и структура. Эти изменения ведут к изменениям функциональных связей, реакции системы на воздействие со стороны страны. Имеется ввиду, что постоянная система в процессе активного развития прекращает реагировать на инструменты воздействия так же, как и прореагировать раньше, до модификаций. Поэтому важно найти такие индикаторы, которые бы разрешали учитывать изменения, происходящие в структуре валютной системы.

Файлы: 1 файл

kursovaya_dkb.docx

— 70.14 Кб (Скачать файл)

 Тем не менее, с  2007 года снова обозначилось резким  повышение темпов инфляции. Причиной  растущей инфляции 2007 года неожиданно  явился рост цен на зерновые  культуры. Хлеб подорожал на 7% и  все продукты питания по минимуму - на 17%. В то же время неуклонно,  с огромной скоростью растут  и цены на жилищно-коммунальные  услуги. Инфляция 2007года на продукты  уже потянула за собой рост  цен по всей области экономических  отношений. Все же главный министр финансов по поводу инфляции 2007 года так и заявил, что такое увеличение тарифов, особенно на газ, вполне оправдано, например тем, что «Газпром» своими доходами извне тут и компенсирует свои внутренние убытки, а во-вторых, в недалеком будущем нам уже все равно придется жить по условиям более высоких тарифов. Довольно эгоистичное заявление, ведь тогда то тарифы на услуги будут увеличиваться относительно с уже существующим положением, а не наравне [22, С 254-256].

 В 2008 году инфляция  увеличилась в среднем на 1,4 %, а прогнозы инфляции в России  на 2009 год таковы, что она то может подняться еще до 1,7%. Это в первую очередь связано и с увеличением цен на транспорт, и увеличением тарифов жилищно-коммунальных услуг. Хотя, положение не так то и плачевно, потому что по сравнению с 2000-2001 годами инфляция то в России в 2008 года существенно снизилась. Есть и еще одна основательная сторона: процесс инфляции уже активизирует саму инвестиционную деятельность. Но выигрывают при этом не все, поэтому то несмотря на это, все мы до сих пор и переживаем, и чувствуем на себе последствия инфляции.

 Подводя итог, можно  сказать, что у валютной системы  России несовершенны рычаги валютного  регулирования и неустойчивы  внешние связи. Трудность нынешнего  этапа заключается в противоречивости  любых мер по стабилизации  валютных отношений и трудности  прогноза результатов этих мер.  Так, повышение курса рубля  является стабилизирующей мерой,  но эта стабилизация искусственна, требует больших валютных ресурсов  и, в конечном счете, приводит  к кризису производства, денежной  системы и к стагфляции экономики  в целом. Однако и снижение  курса влечет за собой немало  проблем: резкое увеличение денежной  массы, гиперинфляция и т.п.  Однако определенная база для  преобразований валютной сферы  уже создана: система валютного  контроля и лицензирования банков, система резервирования валюты, меры по защите национальной  валюты, имеются определенные рычаги  воздействия на установление  курса рубля.

 

 

2.2. Законодательная основа валютной системы РФ

 

 

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными  ценностями, порядок осуществления  контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый - специальные  законодательные и нормативные  документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные  и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку валютного  законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного  регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью  валютного регулирования государство  стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного  регулирования в Российской Федерации:

·формирование и развитие национального валютного рынка;

·регулирование сферы  применения иностранной валюты в  стране;

·регламентация порядка  осуществления резидентами и  нерезидентами операций с валютными  ценностями на внутреннем валютном рынке <#"justify">К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

·требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

·лицензирование <#"justify">Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ:

.приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного регулирования;

2.исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

.единство внешней и  внутренней валютной политики РФ;

.единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;

.обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования  и валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль - это  государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

·определение порядка  и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и  нерезидентов, проверка полноты и  объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

·надзор за соответствием  проводимых резидентами и нерезидентами  валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

·контроль экспортных операций;

·контроль импортных операций;

·контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

·проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

·определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

) путем документарного  надзора, основанного на анализе  бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;

) с помощью инспекционных проверок;

) путем применения мер  воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного  контроля являются Банк России и Правительство  РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций  Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному  и экспортному контролю (ВЭК). В  соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный  таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции  валютного контроля. Агенты валютного  контроля подотчетны соответствующим  органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» определяет функции органов и агентов  валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей  компетенции издают нормативные  акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

·осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

·проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает  ответственность за нарушение валютного  законодательства (ст. 14). Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

·взыскания в доход  государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

·взыскания в доход  государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам  валютного контроля запрашиваемых  ими документов и информации об осуществлении  валютных операций несут ответственность  в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении  вышеперечисленных положений, а  также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов  валютного контроля резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

·взыскания в доход  государства всего полученного  по недействительным сделкам и необоснованно  приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в  пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

·приостановления действия либо лишения резидентов, включая  уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

·других санкций, установленных  законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том  числе по представлению агентов  валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о  бесспорном порядке взыскания штрафов  и иных санкций с юридических  лиц без их согласия не применяются - п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических  лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  устанавливает права и обязанности  должностных лиц органов и  агентов валютного контроля. Они  имеют право в пределах установленной компетенции:

·проверять все документы, связанные с осуществлением ими  функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки  и сведения по вопросам, возникающим  при проверках, а также изымать  документы, свидетельствующие о  нарушениях в сфере законодательства;

·приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

·приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления  валютных операций.

 

2.3 Проблемы формирования и развития валютной системы России

 

 В зависимости от  высоких показателей экономического  роста в России большое увеличение  золотовалютных резервов, в сфере  финансово-правового регулирования  валютной системы имеется ряд  очевидных проблем, вызывающий  научный анализ и принятия соответствующих решений.

 В настоящее время  на фоне международного финансового  кризиса, а также нестабильности  курса доллара все более понятной  становится надобность отказа  от обращения доллара США как  мировой резервной денежно-оборотной  единицы. Превращение рубля в  одну из ведущих мировых валют  стало возможным благодаря следующим  обстоятельствам. С одной стороны,  этот процесс поддерживается  американским экономическим кризисом, перераспределяющимся в значительной  степени на финансовые oбязaтeльcтва. С другой стороны, все больше вкладчиков готовы анализировать новые варианты вклада денег в промышленное развитие России, причем даже в те отрасли, ранее считавшиеся зонами рискованного капиталовложения. Между тем в России к концу 2007 г. наблюдался отказ от обеспечения экспортных операций в долларовом исчислении, что удостоверяет о основательном влиянии на состояние валютной системы страны.

Информация о работе Сущность, цели и задачи функционирования валютной системы России