Расширение свободы
экономических действий и представление
права выхода во внешний рынок
в основном любому хозяйствующему
субъекту, охватывая всех физических
лиц, занимающихся с предпринимательской
деятельностью при отсутствии
образования у юридического лица,
повергли к возникновению новых
для российской экономики и
законодательства проблем. К этим,
собственно, проблемам относятся
массовая утечка из России
заграницу валютных средств и
нестабильность валютного курса [6,
С 345-356].
В нынешней ситуации действия
на валютном рынке далеки от требуемых,
чтобы продолжить процесс либерализации,
оно описывается неустойчивым равновесием
на рынке, что показывается в незаметных
колебаниях по курсу доллара, которые
обрели циклический нрав. Цикличность
колебаний заключается в том, что в первые
же дни каждого месяца курс доллара испытывает
видимый прирост, а в предшествующие дни
курс доллара снижается.
Явление динамики в
российском валютном рынке наблюдалось
и в прежнее время, цикличность
курса доллара обусловлена тремя моментами:
Во-первых, тем, что
величина золотовалютного резерва
у Банка России остается недостаточным,
чтобы сгладить резкие скачки курса
доллара.
В-вторых, узость у
внутреннего финансового рынка
в рублевых инструментах. Значимой
чертой финансового рынка России
после периода тяжелого кризиса
показывается то, что в подавляющую
и определенную часть расчетов
коммерческие банки реализовывают
не между собой, а через Банк
России, естественно значительно
возросла роль у корреспондентских
счетов коммерческих банков. В
последние дни тогда, когда
же реализуется большая часть
расчетов, связанных и с налоговыми
платежами и погашением кредитов,
как самими банками, так и
их клиентами, возрастает потребность
у банков в качественных рублевых
инструментах рынка. Большой дефицит
заставляет российские банки
продавать валюту, а в Банк
России - предоставляет финансовую
помощь для банков в виде
краткосрочных кредитов для полного
обеспечения беспрерывности платежей.
Понижение потребности в рублях
в начале каждого месяца ведет
к созданию временного избытка
рублевых средств у коммерческих
банков. На присвоенные свои средства
банки приобретают валюту для
того, чтобы в дальнейшем периоде
наступлении срока погашения
полученных от Банка России
кредитов подать валютные активы.
Данная операция дает большую
выгоду банкам, так как валюта
реализуется по более высокому курсу.
В-третьих, выросшими
объемами операций на валютном
и фондовом рынке после очередного
расширения валютного рынка и
введения единственной торговой сессии,
в итоге чего увеличилась нагрузка на
Банк России по сглаживанию колебаний
курса на валютном рынке. Связи с расширением
свободы экономических действий исчезла
разница между курсом доллара на единой
торговой сессии, а также и на дневной.
После возросли масштабы оттока капитала
между двумя торговыми сессиями, и вновь
Банк России оказался быть вынужденным
либо проводить интервенции, как на общей,
так и на дневной торговой сессии, либо
смириться с очередными колебаниями курса.
Другая серьезная проблема
- это экспорт капитала из России,
который исчисляется в миллионах
и миллиардах долларов. Возврат
из заграницы незаконно вывезенных
из России валютных либо финансовых
средств в современных экономических
и политических условиях закрепляют за
собой первоочередную, главную государственную
задачу. Особенная значительность в решение
проблемы заключается в том, что масштабы
по утечки капитала, повышающиеся из каждого
года в год, служили одной из причин дестабилизации
в экономике. Экспорт и не возвращенность
валютных средств приняли грозящие размеры,
как ввиду совершении внешнеэкономических
сделок, так и на внутреннем валютном рынке,
связанным с конвертацией рублей и обналичиванием,
а также с экспортом валюты физическими
лицами, отмыванием большинства средств,
полученных в результате незаконной деятельности.
Экспертные оценки
по размерам вывезенных и незаконно
не возвращенных в Россию средств
довольно очень сильно противоречивы.
Так, как по данным Министерства экономики
в России, за весь период реформ из страны
вывезено около 210-230 миллиардов долларов
США. 40-50 миллиардов из них заработаны
в результате незаконных экспортных и
импортных, бартерных и валютно-финансовых
операций. А также легализации доходов
от незаконных и уголовных видов бизнеса
примерно около 165 миллиардов долларов
вывезено без нарушения законодательства
[7, С 26].
Фундамент нормативной
базы валютного регулирования
создали закон «О валютном
регулировании и валютном контроле»,
а также принятые в его формирование
многочисленные подзаконные акты.
В 1992 - 1995 годах в основном было
окончено строительство системы
органов и агентов валютного
регулирования и валютного контроля:
образованы Федеральная служба
России по валютному и экспортному
контролю и её территориальные
органы - 12 региональных центров и 3 отделения.
Проблема утечки капитала
из государства является сейчас
во многом назначающей в дальнейшее
развитие нашей нестабильной
экономики. Иметь в своем распоряжении
определенный ряд общих и основных
черт с иностранными и развитыми
аналогами, российский феномен
оттока большого количества капитала
отличается очень высоким своеобразием,
как по мотивам утечек, так
и по каналам вывоза ресурсов
и макроэкономическим последствиям.
Оно прямо косвенно выливается
из специфики первоначального
и основного накопления капитала
путем долгого теневого перераспределения
доходов и извлекания из него
спекулятивных прибылей на рынке
финансовых инструментов, также
и стремления хозяйствующих субъектов
восстановить уровень доходов
в обстановке спада производства
и в тяжелых условиях ведения
бизнеса [8, С 43-47].
Таким образом, можно
сказать, что валютная система
России страдает основном из-за
утечки капитала из страны. Чтобы
ее предотвратить нужно найти методы
решения этой проблемы, в последствии
которой валютная система могла бы нормализоваться.
3.
3.1. Мероприятия по
решению проблем формирования и развития
валютной системы России
Важнейшей задачей
валютного контроля при современных
условиях описывается как ограничение
огромных масштабов утечки основного
капитала из нашей страны при
одновременном поддержании предложения
иностранной валюты стран на
внутреннем валютном рынке. По
единому мнению Банка России,
масштабы и скорость в нарастании
оттока капитала подобны созданию
реальной угрозы экономической
безопасности страны. Если за
прошлые годы утечка капитала
из России ежегодно составляла
около 20-25 млрд. долларов и хоть
как-то могла возмещаться притоком
иностранных инвестиций и кредитных
ресурсов, то на данный момент
в условиях сокращения у иностранных
инвестиций ситуация другая. Отток
капитала снимает в наше время
около половины экспортной выручки
и почти в три раза увеличивает
платежи государства нашей страны
по внешнему долгу. При нехватке
валютных средств, нужных для
обслуживания внешних обязательств
и для оплаты инвестиционного
импорта, утечка капитала может
ухудшить состояние у платежного
баланса и свести на нет
усилия денежных властей по
укреплению рубля.
Для удержания оттока
капитала из экономики нужно
разработать стратегию и тактику
действий, сделать утечку капитала
экономически невыгодным. Прежде
всего, необходимо снабдить социально-экономическую
и политическую стабильность
в России и защиту прав собственности.
В России полезно употреблять
мировой опыт совмещения уголовно-правовых
норм, устремленных на сдержанно
"бегства" капитала, с методами
административного и финансового
наблюдения за валютными операциями,
переводами и инвестициями за
границей. Необходимо осилить трудности,
связанные с тем, что каждое
перемещение денежного капитала
отдаляет его от незаконного
источника происхождения, а несколько
операций на зарубежных финансовых
рынках затрудняет выявление
этого источника. К тому же
за границей более 1 млн. компаний
без активов и пассивов зарабатывают
незаконно деньги.
Экономисты предполагают,
что для удержания оттока основного
капитала и стимулирования его возвращения
должен быть правовой режим гарантий по
страхованию коммерческих и политических
рисков, непредсказуемых действий страны.
Стратегия, способствующая препятствию
утечке капитала и стимулированию хотя
бы частичной его возвращению, призывает
проведению особых мер воздействия на
данный процесс. В их числе: неуклонное
следование сформированной единой цепочки
российских субъектов экспортной сделки,
приведение к единообразию форм отчетности.
Значительное место в этой сфере относится
к наблюдению за валютно-финансовыми условиями
внешнеэкономических сделок в целях сужения
питательной среды утечки капитала.
Так же важно наблюдение
за авансовыми платежами по
российскому экспорту, которые нередко
так используются как определенная
форма утечки капитала, если после
перевода следующей оплаты за
границу импортер аннулирует
фиктивный контракт как несостоявшийся.
Необходимое наблюдение
за бартерными контрактами, так
как российский экспорт по
товарообменным сделкам по стоимости
в несколько раз превосходит
встречные поставки из-за границы,
а договорные цены отклоняются
от среднемировых. Разница уходит за рубеж
в пользу бизнесменов. Требуются меры
для сдерживания утечки капитала в области
зарегистрированные за границей совместные
предприятия.
Выделяя важную роль
банков и различных финансово-кредитных
учреждений в механизме оттока
капитала, целесообразно приписать
им в обязанность вещать о
подозрительных денежных переводах
за границу знающим органам,
в частности, созданному на
базе МВД Межведомственному центру
по противодействию отмыванию доходов.
В целях частичного
возвращения капитала с мировым
опытом разумно предпринимать
экономическую амнистию, не распространяя
ее на незаконные деньги, которые
связаны с уголовными преступлениями.
Так же следует ускорить
формирование в России более
эффективной структурой управления
экономикой в условиях ограничения
коррумпированного аппарата и теневого
перераспределения доходов в пользу бизнесменов,
которые переводят их за границу. Исследуя
оценки экономистов, в России в среднем
теневой капитал составляет 45% от ВВП.
Подписание Россией
одной из конвенций о борьбе
с наркобизнесом, и вступление
в Интерпол – это первые шаги
в борьбе с утечкой.
Чтобы снизить возможность
махинаций с передвижением валюты
за границу, надо усовершенствовать
правила для открытия счетов
в банках за пределами России.
Сотрудничество с ними в целях
обнаружения российских владельцев
с крупными банковскими счетами
и их возможном возвращении.
В России система
наблюдения нужна для ограничения
утечки основного капитала и
направление определенных средств,
полученных от валютных операций
по сырью, в сектор с очень высокой
добавочной стоимостью, а также, чтобы
предоставить право Правительству России
на некоторую индивидуальную свободу
действий, необходимую для проведения
политики быстрого роста. Имеющаяся экономическая
литература свидетельствует необходимость
наблюдения за основным капиталом в условиях,
когда рыночные институты низки, как в
России.
Во-первых, наблюдение
за основным капиталом может
употребляться для достижения
при получении абсолютной автономии
определенного вида денежной
политики и обменного курса.
Регулирование над валютным курсом
может быть жизненно необходимо
государству, нуждающемуся в преобразованию
большинства секторов экономики. Колеблющийся
реальный валютный курс делает не ясным
потенциалы обеспечения для прибыли и
сводит к нулю попытки инвестирования.
Упрочнение номинального обменного курса
могло бы повергнуть к завышению реального
обменного курса, который всегда оказывается
разрушенной. Попытка укрепить валютный
курс посредством низкой инфляции ради
опосредованного наблюдения над реальным
курсом часто приводит к тому, что денежная
политика сразу начинает отрицательно
влиять на производственный сектор и превращает
банковский сектор в огромную игру. Единым
постановлением данной проблемы в таком
случае будет влияние на реальный обменный
курс рубля через постоянную девальвацию
номинального обменного курса. Но для
этого безусловно нужна полная защищенность
от спекуляций на финансовых рынках. При
отсутствии важной всесторонней системы
наблюдения за капиталом государство
может оказаться перед выбором: либо смириться
с неосуществимостью такого воздействия,
либо опереться на административно определенный
обменный курс. Введение надзора за капиталом
помогло бы избежать возврата к административной
экономике.
Утечка капитала является
бесспорным основанием для введения
наблюдения за капиталом, и
это тем более справедливо,
если имеется обстоятельное и
важное подозрение, что высокая
часть банковского сообщества
не подчиняется закону. Проблема
в России содержит, скорее, не
привлечение иностранного капитала,
а утечки российского капитала
из страны. Цели, в которые нужно
вводить ограничения потоков капитала:
• Удержание внутренних
сбережений.
• Сохранность внутренней
базы налогообложения;
• Сохранность денежной
автономии;